Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
• расширение сбыта;
• приобретение ресурсов;
• диверсификация источников снабжения и сбыта.

Работа содержит 1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- реф 2 по соц.эконом планир.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

В зависимом  хозяйственном обществе родительское предприятие имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества (20 % уставного  капитала). Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга устанавливаются законом. Через ввоз (вывоз) прямых инвестиций утверждают новые фирмы (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей организации, поглощают ее полностью.

В совместном предприятии  правом собственности на прямые инвестиции обладают две или более организаций  разных стран. Смешанное предприятие  характеризуется участием государственных  органов в частной организации.

Основные характеристики прямых инвестиций:

·   контроль над ними;

·   высокий уровень обязательств в части вложенного капитала, персонала и технологии;

·   доступ к внешним рынкам;

·   преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции;

·   частичное право собственности.

При привлечении  иностранного капитала предприятия, вывозящие  капитал за границу, преследуют следующие  цели:

·   обход тарифных и нетарифных протекционистских барьеров;

·   использование разницы в стоимости ресурсов, включая рабочую силу;

·   повышение конкурентоспособности, внедрение на рынок изнутри;

·   получение некоторых льгот и финансового выигрыша при использовании завышенных трансфертных (внутрифирменных) цен, позволяющих легко превратить филиал фирмы в «убыточный», а прибыль перекачать за границу без выплаты налогов.

Основные преимущества иностранного инвестирования:

·   долгосрочная гарантия сбыта продукции;

·   участие в получении прибыли;

·   снижение издержек производства и обращения;

·   распределение риска;

·   доступ к освоению достижений научно-технического прогресса.

Портфельные инвестиции тесно связаны с торговлей  технологиями, то есть покупкой не товара, а технологии производства. Патент на открытие или изобретение предприятие  может продать, получив разовую  прибыль, или продавать право на временное пользование патентом или ноу-хау.

Для использования  патента надо предусмотреть покупку  лицензии.

Лицензионная  торговля — это торговля специфическим товаром — технологией, имеющей свою цену.

При планировании купли-продажи валюты необходимо учитывать валютный курс и его воздействие на интересы экспортеров (импортеров) товаров и капитала (табл. 2).

Таблица 2. Влияние  изменений валютных курсов на внешнеэкономическую  деятельность

Показатель Повышение курса Понижение курса
Своей национальной валюты
Выгодно Импортеру товаров

Экспортеру товаров

Экспортеру  товаров

Импортеру товаров

Невыгодно Экспортеру  товаров

Импортеру товаров

Импортеру товаров

Экспортеру товаров

 

   

Планирование  сферы внешнеэкономической деятельности   

В зависимости  от целей предприятия могут планировать  применение на внешнем рынке различных  альтернативных стратегий. Если предприятие  уже контролирует часть рынка  по определенной группе товаров, оно  может с учетом конкретных обстоятельств  принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка.

При подходе  по признакам новизны рынка и  продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития.

Стратегии внешнеэкономической  деятельности могут изменяться в  течение жизненного цикла товара (табл. 3). Выход на внешний рынок  экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие  имеет не только абсолютное, но и  относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

Таблица 3. Стратегии  внешнеэкономической деятельности предприятия по стадиям жизненного цикла товара

Элемент Стадии  жизненного цикла
Внедрение Рост Зрелость Упадок
1. Размещение  производства • в стране нововведения • в развитых странах • во многих странах • в основном в развивающихся странах
2. Размещение  рынка • в основном в стране нововведения

• попытки выхода на международные рынки

• в основном в промышленно развитых странах

• смещение на экспортные рынки

• рост спроса

• рост в развивающихся странах

• спад в промышленно  развитых странах

• стабилизация спроса

• в основном в развивающихся странах

• экспорт развивающихся  стран

• общий спад спроса

3. Конкурентные  факторы • почти монопольное  положение

• сбыт основан  не на цене, а на уникальности

• развитие качеств  товара

• рост числа  конкурентов

• снижение цен  конкурентами

• большая стандартизированность  товара

• число конкурентов  уменьшается

• повышение  роли цены

• цена — решающее условие

• число производителей уменьшается

4. Технология производства • мелкосерийное

• меры по улучшению  качества товара

• высокая трудоемкость и капиталоемкость

• увеличение затрат капитала

• более стандартизированные  методы

• крупносерийное производство с высокими затратами  капитала

• высокая стандартизация

• требуется  менее квалифицированная рабочая  сила

• низкоквалифици-рованная рабочая сила при крупносерийном механизированном производстве

В зависимости  от того, какой товар — индивидуального  потребления (ИП) или производственного  назначения (ПН) — выпускает и продает предприятие, стратегический план экспорта содержит существенные особенности (табл. 4).

Таблица 4. Параметры  рынков различных товаров, учитываемых  при планировании внешнеэкономической  деятельности предприятия

Параметр Товар ИП Товар ПН
Структура рынка Географическая  децентрализация Географическая  концентрация
Тип потребителя Массовый Небольшое число
Конкуренция Множественная Монополистическая
Тип товаров Относительно  простой, стандартизированный Технически  сложный, часто по индивидуальному заказу
Потребности, удовлетворяемые товаром Личные и  семейные Производственные
Решение о покупке Принимается лично, часто спонтанно Принимается осторожно, коллективно
Мотивы  покупки В основном эмоциональные В основном рациональные
Влияние рекламы Значительное Незначительное
Каналы  товародвижения и сбыта Многоступенчатые, заканчиваются розничным продавцом Короткие, часто  прямые: «продавец – покупатель»
Требования  к сервису Не всегда решающие для покупки Очень существенные и решающие для покупки
 

 

Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Поскольку товар  определяет судьбу внешнеэкономической  деятельности, то и вся система  мер, связанная с товаром, — создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п., — занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.

1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешнему рынку, его доработка и улучшение, модернизация.

3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

Для внедрения  нового товара на рынке предусматривается  формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 5).

Таблица 5. Планирование формирования спроса и стимулирования сбыта (по В.Е. Демидову)

Параметр  рекламы Товар индивидуального

потребления

Товар промышленного  назначения
1. Воздействие Комплексное и  многоаспектное на многих людей Одноплановое, на одного человека или семью
2. Роль  в обеспечении продажи Вспомогательная Решающая
3. Время  для принятия решения о покупке До 2 лет Незначительное, минуты
4. Пробные  продажи Редко проводятся, в малом объеме Обязательны в  большом объеме
5. Связь покупки с рекламой Трудно проследить Легко заметить
6. Главный  элемент рекламы Содержательность  текста, информативность, правдивость Эмоциональность текста, простота для восприятия, образ  товара мало связан с его потребительскими свойствами
7. Каналы распространения Специальные издания, адресная прямая рассылка Средства массовой информации, наружная реклама и др.

Информация о работе Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия