Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Планирование - это средство обоснования любого дела.
В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Это обусловлено рядом причин: недостатках централизованной системы планирования, которая неадекватна изменившимся условиям работы предприятий; недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла:
Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие планирования. Роль и место планирования
в управлении предприятием ………………………………...5
Глава 2. Исходные данные для выполнения курсовой работы ……12
Глава 3. Методика разработки плана производства и
реализации продукции………………………………………22
3.1 План производства и реализации продукции ……………..22
3.2 Расчет загрузки оборудования ……………………………..24
3.3 Планирование материально-технического обеспечения….30
3.4 План по труду и персоналу………………………………….32
3.5 Планирование затрат на ремонт основных средств………..40
3.6 Планирование затрат на электроэнергию…………………..46
3.7 Расчет затрат на транспорт…………………………………..46
3.8 Расчет амортизационных отчислений………………………47
3.9 План по себестоимости, прибыли и рентабельности…..…..47
Заключение……………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.
Основными видами деятельности предприятия являются:
1. Хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственников и членов трудового коллектива.
Хозяйственная деятельность включает производственные и управленческие процессы.
2. Социальная деятельность обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов. Сюда входит политика оплаты труда, обеспечение безопасных условий труда, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
3. Экологическая деятельность направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду.
В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Результатом планирования является принятие органом управления решение о том, что должно быть сделано, где и каким образом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущего действия, из которых выбирается наилучший.
Предметом планирования является использование ресурсов:
- трудовых ресурсов;
- производственных фондов;
- информации;
- времени;
- предпринимательского таланта.
По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий – директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющий обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.
Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне, но встречается и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято выделять долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодие, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно – календарное и бизнес-планирование.
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельности в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать, или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.
Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.
В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.
Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.
Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:
٠определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению деталей сборочных единиц изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками их потребителям;
٠осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов и т.п., необходимых для выполнения плана производства продукции;
٠ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.
В конечном счете ОКП позволяет:
٠сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства;
٠обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования и площадей;
٠четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений.
Бизнес-планирование предназначено для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.
В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям:
а) по степени охвата:
٠общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
٠частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
б) по объектам планирования:
٠целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
٠планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей;
٠программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
٠планирование действий, например специальных продаж, наем кадров;
в) по сферам планирования:
٠планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
٠планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
٠планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
٠планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
٠планирование инвестиций, финансов и т.д.;
г) по глубине планирования:
٠агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
٠детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;
д) по координации частных планов во времени:
٠последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
٠одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;
е) по учету изменения данных:
٠жесткое планирование;
٠гибкое планирование;
ж) по очередности во времени:
٠упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);
٠скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
٠внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.
ГЛАВА 2. Исходные данные для выполнения курсовой работы
2.1. Данные для разработки плана производства и реализации продукции и финансового развития предприятия
ОАО «Машиностроительный завод» по производству металлорежущих станков и поточных линий состоит из:
трёх производственных цехов: литейного, механического и сборочного;
четырёх вспомогательных: ремонтного, инструментального, транспортного и теплосилового.
Электроэнергию ОАО «Машиностроительный завод» получает со стороны.
2.2. Номенклатура изделий
Номенклатура изделий и их количество, в соответствии с поступившими заказами на 2009 год, представлены в табл. 1.
Таблица 1
А | Б | М | Н | Запасные части для реализации на сторону руб. в год | ||||
Кол шт. | Цена в руб. | Кол шт. | Цена в руб. | Кол шт. | Цена в руб. | Кол шт. | Цена в руб. | |
440 | 740 | 350 | 680 | 10 | 6120 | 9 | 4480 | 600 000 |
Информация о работе Планирование развития предприятия и использования производственных ресурсов