Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Планирование - это средство обоснования любого дела.
В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Это обусловлено рядом причин: недостатках централизованной системы планирования, которая неадекватна изменившимся условиям работы предприятий; недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла:
Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие планирования. Роль и место планирования
в управлении предприятием ………………………………...5
Глава 2. Исходные данные для выполнения курсовой работы ……12
Глава 3. Методика разработки плана производства и
реализации продукции………………………………………22
3.1 План производства и реализации продукции ……………..22
3.2 Расчет загрузки оборудования ……………………………..24
3.3 Планирование материально-технического обеспечения….30
3.4 План по труду и персоналу………………………………….32
3.5 Планирование затрат на ремонт основных средств………..40
3.6 Планирование затрат на электроэнергию…………………..46
3.7 Расчет затрат на транспорт…………………………………..46
3.8 Расчет амортизационных отчислений………………………47
3.9 План по себестоимости, прибыли и рентабельности…..…..47
Заключение……………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Ростовская-на-Дону государственная академия
сельскохозяйственного машиностроения
РГАСХМ (ГОУ)
Кафедра «Экономика и Менеджмент в машиностроении»
Курсовая работа:
«Планирование развития предприятия и использования производственных ресурсов»
Выполнила
студентка группы ЭУ 4 – 1 Екатерина Сергеевна
Проверил
доцент
К защите допускается
____________________
подпись, дата
г. Ростов-на-Дону
2009 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие планирования. Роль и место планирования
в управлении предприятием ………………………………...5
Глава 2. Исходные данные для выполнения курсовой работы ……12
Глава 3. Методика разработки плана производства и
реализации продукции………………………………………22
3.1 План производства и реализации продукции ……………..22
3.2 Расчет загрузки оборудования ……………………………..24
3.3 Планирование материально-технического обеспечения….30
3.4 План по труду и персоналу………………………………….32
3.5 Планирование затрат на ремонт основных средств………..40
3.6 Планирование затрат на электроэнергию…………………..46
3.7 Расчет затрат на транспорт…………………………………..46
3.8 Расчет амортизационных отчислений………………………47
3.9 План по себестоимости, прибыли и рентабельности…..…..47
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Планирование - это средство обоснования любого дела.
В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Это обусловлено рядом причин: недостатках централизованной системы планирования, которая неадекватна изменившимся условиям работы предприятий; недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла:
Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.
Второй – конкретно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекают из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.
Весь материал – это показ конкретных способов и методов планирования как управленческой функции. Для серьезного применения смысла планирования, необходимо определить обе его функции.
С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок.
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отмерить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма – всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею.
Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.
Отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их.
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
- дает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- проясняет возникновение проблемы;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий в организации;
- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному использованию ресурсов;
- улучшает контроль в организации.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении средств и методов принятия плановых решений на ОАО «Машиностроительном заводе», разработать стратегические и тактические планы его эффективного функционирования.
В ходе работы будут рассмотрены такие разделы как:
٠план производства и реализации продукции;
٠расчет загрузки оборудования;
٠планирование материально-технического обеспечения;
٠план по труду и кадрам и др.
Планирование является центральной функцией в системе функций управления предприятием. Оно охватывает все сферы деятельности предприятия, служит основой для принятия управленческих решений и представляет управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений.
Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Планирование помогает ответить на следующие вопросы:
1. Где организация находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности?
2. Как при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации (предприятия)?
Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, разработанных предприятием, в дальнейшем осуществляется организация выполнения запланированных работ, мотивация задействованного для этого персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.
Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.
ГЛАВА 1. Понятие планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием.
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.
Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; контроль и анализ; активизация и стимулирование (рис. 1).
Рис. 1 – Связь планирования с другими функциями управления
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование»
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Процесс планирования проходит четыре этапа:
٠ разработку общих целей;
٠ определение конкретных, детализированных целей на заданный период;
٠ определение путей и средств их достижения;
٠контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.
Тем не менее, планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п.
Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:
٠ полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней структуре предприятия;
٠ личностные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкость плановых работников;
٠ мотивацию;
٠ правомерность;
٠ информированность;
٠ правомерность;
٠ допустимость;
٠наличие формализованного инструментария планирования: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т.д.
Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.
Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.
Организационно-техническая сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования.
Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества.
Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер.
Первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.
Рис. 2 – Информационный цикл планирования.
В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Источником дополнительного эффекта в процессах специализации и кооперации труда является планомерность.
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессией) и искусством.
Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем.
Информация о работе Планирование развития предприятия и использования производственных ресурсов