Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа
При планировании персонала важный этап – определение источников привлечения персонала, необходимой численности работников, а также расчет дополнительной потребности в квалифицированных кадрах. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособность предприятия во многом зависят от численности и состава работников, рационального их использования. «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль.
По месту возникновения выделяют:
По внутреннему содержанию и сущности все факторы можно объединить в три группы:
1.2.Планирование численности работников на предприятии
Потребность в персонале различных категорий зависит как от внешних факторов, так и от внутренних. К основным внешним факторам относятся политические и экономические факторы (законодательство, фискальная политика); вид, структура и объем рынка потребительских товаров; конъюнктура рынка товаров и труда; поведение конкурентов. К основным внутренним факторам относятся общая экономическая и кадровая политика фирмы, расходы на персонал, применяемые технологии, организация труда, степень текучести кадров, социально-трудовые отношения.
Потребность в персонале определяется по группам работников, по структурному подразделению, по предприятию в целом.
Планирование численности работников всех категорий имеет важное значение для экономного использования трудовых ресурсов, повышения производительности труда и эффективности торговой деятельности.
Цель планирования численности работников – определение обоснованной потребности в кадрах для обеспечения торгового процесса при оптимальном использовании средств на оплату труда и снижении трудовых затрат на один рубль товарооборота.
При планировании численности работников руководствуются следующими принципами:
Численность работников новых магазинов, при наличии установленных норм, определяется в соответствии с этими нормами и с учетом фактической численности магазинов, подобных вновь открываемому.
По действующим предприятиям изучают существующие организационно – технические условия работы, данные о сложившейся численности работников в магазинах, возможности по устранению нерациональных затрат рабочего времени и на этой основе устанавливают плановую численность работников.
Плановая численность работников магазинов является среднесписочной. При обосновании планов важно устанавливать и явочную численность работников. Для отдельных крупных магазинов явочная численность работников в течение рабочего времени колеблется. В связи с этим в дни наибольшего притока покупателей, возможно, предусматривать привлечение к работе на неполный рабочий день студентов, безработных, пенсионеров.
Численности и штатное расписание управленческого персонала предприятия также утверждают самостоятельно. Накопленный опыт свидетельствует, что в этом случае плановая численность устанавливается по функциям и должностям
в зависимости от факторов, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.
Так, при расчете численности работников бухгалтерского учета во внимание принимают число лиц, отчитывающихся перед бухгалтерией, годовой объем продаж и число поставщиков товаров, численность работников и другие факторы.
Путем суммирования численности работников магазинов, специалистов, руководителей и служащих определяют общую численность работников предприятия. Затем ее тщательно анализируют и проверяют соблюдение требований и рассчитывают изменения в динамике, долю работников магазинов в общей численности работников по квалификации, по видам деятельности с выделением доли работников по основной деятельности. После этого утверждают плановую численность работников и штатное расписание, основные параметры, которые должны быть зафиксированы в коллективном договоре.
Для расчета
плановой численности работников применяются
экстраполяции, нормативный и экономико-
Метод экстраполяции основывается на критической оценке сложившихся тенденций. Плановая численность работников рассчитывается исходя из фактической численности и факторов, ее определяющих: объема продаж (плана товарооборота), производительности труда (средней выработки на одного работника), темпов их роста. Эти расчеты основываются на данных анализа за два-три предшествующих года с учетом необходимости улучшения торгового обслуживания и роста производительности труда.
Плановую численность работников можно определить исходя из намеченного прироста товарооборота и доли его прироста за счет роста производительности труда, используя следующую формулу:
ΔЧ=ΔТ · (1-――
где ΔЧ – прирост численности работников;
ΔТ – прирост товарооборота;
Дсв – доля прироста товарооборота за счет роста производительности труда.
Нормативный метод основан на использовании норм (нормативов) численности работников. Норма численности работников представляет собой число работников определенной профессии, квалификации для выполнения работ на отдельном участке (например, число продавцов для магазина определенного типа с определенной площадью и объемом продаж).
В торговле расчет
потребности в работниках начинается
с определения численности
При расчете
численности продавцов, кассиров следует
исходить из задачи повышения культуры
обслуживания и совершенствования форм
торговли. В этих целях планируемая численность
продавцов должна обеспечивать использование
всех рабочих мест торговых предприятий
с учетом режима их работы и необходимости
замены работников на время отпуска, в
праздничные и выходные дни.
Численность вспомогательных работников магазина (рабочих, уборщиц, фасовщиков) планируется в зависимости от объема товарооборота, площади торгового зала и подсобных помещений магазинов, режима работы, условий завоза товаров.
Численность руководителей и специалистов магазинов определяется в пределах фонда заработной платы в зависимости от объема товарооборота, численности продавцов и других конкретных условий работы.
Очень важно
обеспечить правильное соотношение
между численностью продавцов, кассиров,
административно-
В системе потребительской кооперации нормативы численности работников разработаны для всех категорий работников торговых предприятий: директоров; заместителей директоров, главных бухгалтеров, бухгалтеров, товароведов, экономистов, администраторов торговых залов; заведующих секциями, продавцов, контролеров-кассиров, кассиров; уборщиков, рабочих по перемещению товаров; фасовщиков, завскладами, кладовщиков.
Нормативы дифференцированы по типам магазинов в зависимости от среднемесячного объема продаж по годовому плану, площади торгового зала, режима и времени работы. Предусмотренный в них объем товарооборота корректируется с учетом индекса цен в связи с инфляцией.
Должность директора может вводиться в магазинах по торговле продовольственными товарами с объемом среднемесячного товарооборота 35 тыс. руб. и выше, по торговле хлебом и хлебобулочными изделиями – 25 тыс. руб. и выше.
Количество единиц уборщиков устанавливается по следующим нормативам в зависимости от общей площади магазина:
От 100 до 150 м² - 0,5 единиц;
От 150,1 до 250 – 1,0 единица;
От 250,1 до 350 – 1,5 единицы;
От 350,1 до 450 – 2,0 единицы;
Свыше 450,1 м² - 1 единица на каждые 200 м².
Численность экономистов зависит от объема товарооборота и количества торговых единиц и других объектов планирования. При объеме товарооборота до 5 млн. руб. – один работник, при объеме товарооборота от 5,1 до 10 млн. руб. при количестве предприятий до 30 – один работник, свыше 30 – два работника; с объемом товарооборота от 10,1 до 20 млн. руб. – два работника, с объемом товарооборота свыше 20 млн. руб.при количестве предприятий до 30 – два работника; свыше 30 – три работника.
При расчете численности бухгалтеров во внимание принимается число лиц, отчитывающихся перед бухгалтерией, годовой объем продаж и число поставщиков товаров, численность работников и другие факторы.
Экономико-математические методы предполагают обоснование численности работников посредством математических формул и уравнений. К этим методам относятся методы многофакторного и регрессионного анализа.
1.3.Планирование фонда заработной платы на предприятии
При планировании расходов на оплату труда необходимо учитывать:
Информация о работе Планирование показателей по труду на предприятиях розничной торговли