Планирование показателей по труду на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

При планировании персонала важный этап – определение источников привлечения персонала, необходимой численности работников, а также расчет дополнительной потребности в квалифицированных кадрах. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособность предприятия во многом зависят от численности и состава работников, рационального их использования. «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

N – численность работающих.

Фонд оплаты служащих определяется на основе должностных  окладов и числа работников каждой категории:

ФОТслуж.=Nслуж.· среднемесячный оклад · 12,

Nслуж. – численность служащих.

Расчет фонда  заработной платы завершается определением средней зарплаты по предприятию.

 

Средняя зарплата (Зт) определяется исходя из общего фонда оплаты труда работников списочного состава и средней списочной численности работающих:

Зт=ФЗП/Nсп,

Где ФЗП –  фонд заработной платы,

Nсп – средняя списочная численность работающих.

 

Среднесписочная численность работников. Исходной основой для определения  средней численности работников является списочный состав работников на каждый день. Это показатель включает всех работников, принятых на постоянную, сезонную, а также временную работу сроком на один и более со дня зачисления на работу. В списочном составе работников за каждый календарный день должны быть учтены как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким – либо причинам.

Среднюю численность  работников за отчетный месяц определяют путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, включая праздничные и выходные дни, и делением полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца. Численность работников списочного состава за выходные или праздничные дни принимают равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день.

Среднюю численность  работников на предприятии, работавших неполный месяц определяют путем  деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы предприятия в отчетном месяце за период работы на общее число календарных дней в отчетном месяце.

Среднесписочную численность работников (Чк) за квартал  определяют путем суммирования средней  численности работников за все месяцы (Чм) работы предприятия в квартале и делением полученной суммы на число месяцев в квартале, т.е. на 3:

                                                                          _     

Чк= ―――‾‾‾

 
 

Среднесписочную (среднюю) численность работников за год (Чг) определяют путем суммирования средней численности работников за все месяцы работы и делением полученной суммы на число месяцев в году, т.е. на 12:

 

В статистической отчетности отражают всю среднюю  численность работников, в том  числе по основному виду деятельности.

Показатели эффективности  всегда определяются как отношение  конечного результата деятельности предприятия (в торговле конечный результат  деятельности представлен товарооборотом и прибылью) к ресурсам или затратам. В связи с этим показатели эффективности труда и затрат по его оплате определяются путем расчета показателей производительности труда по следующим формулам:

 
 
 

Где Вр –производительность  труда, исчисленная на основе использования  ресурсов;

Вз – производительность труда, исчисленная на основе использования затрат в виде фактической заработной платы;

Рq и Т – объем продаж;

Чг – средняя  численность работников за год;

РВ – затраты  рабочего времени в человеко-днях или человеко-часах.

При расчете  показателей эффективности труда и его оплаты предприятия розничной торговли должны принимать во внимание оборот розничной торговли, а оптовой – общий объем оборота оптовой торговли, а если оценивается уровень производительности работников складов, то учитывается складской оборот оптовой торговли.

Для всех торговых предприятий целесообразно изучать  отношение прибыли (П) к средней  численности работников или к  расходам на оплату труда:

 

Где Вп – величина прибыли в расчете на одного работника;

Взп – величина прибыли в расчете на 1 рубль  расходов на оплату труда.

При анализе  динамики производительности труда торговые предприятия могут исчислить индексы роста этого показателя (Iпр) по следующей формуле:

 

Где Вр1 – производительность труда отчетного периода;

Вр0 – производительность труда базисного периода.

В условиях инфляции оценка темпов роста производительности труда в динамике проводится в  сопоставимых ценах:

 
 
 
 
 
 

Производительность  труда – это способность работника создавать в процессе труда определенное количество продукции в единицу времени или количество труда, необходимое для производства единицы продукции. Различают производительность живого и общественного труда. Живой труд – труд, затрачиваемый рабочими в самом процессе производства продукта. Однако труд, затрачиваемый на изготовление конкретного продукта, состоит не только из живого, но и из прошлого труда, овеществленного в оборудовании, сырье, материалах. Прошлый труд – труд, затраченный на прежних стадиях общественного производства, его результаты используются для производства отдельной продукции.

Показатели производительности труда в торговле:

  • средняя выработка на одного торгового работника, которая определяется делением объема продаж (товарооборота) на среднесписочную численность торговых работников;
  • средняя выработка на одного работника торгового зала, которая рассчитывается делением объема продаж на среднесписочную численность работников торгового зала:

CB=Т/Ч,

Где CB – средняя  выработка на одного работника;

Т – объем  продаж (товарооборот);

Ч - среднесписочная численность работников.

Рост производительности труда – закономерность, присущая всем экономическим формациям. Она  выражается в том, что подъем производительности труда – это экономическая  необходимость для всякой системы  хозяйства (издержки производства постоянно  падают, а живой труд постоянно падают, а живой труд постоянно становится производительнее). В современных условиях повышение производительности труда становится единственным источником экономического роста, так как масса производимой продукции и национальный доход увеличиваются в результате действия двух факторов: повышения производительности труда и роста численности работников, создающих материальные блага.

Задача предприятия  – достижение высокого уровня производительности труда. Развивающиеся конкурентоспособные предприятия обязаны обеспечивать опережение прироста производительности труда по сравнению с приростом заработной платы, применять наряду с материальным стимулированием разнообразные формы морального поощрения работников, умело использовать предоставленные им права и возможности для установления прогрессивных, технически обоснованных норм и пересмотра норм по мере улучшения организации труда и производства, проводить соответствующие технические мероприятия. Повышению производительности труда и эффективности производства способствуют снижение трудоемкости продукции, рациональное использование трудовых ресурсов предприятия, цехов, участков, сокращение

численности персонала, занятого на вспомогательных и подсобных  работах.

Существует три  метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.

 

Натуральный метод. Применяется для оценки производительности труда на рабочих местах и в бригадах. Он также может применяться и в тех отраслях, где производятся однородные по своему составу и потребительским свойствам изделия. Сущность метода натурального измерения производительности труда состоит в том, что количество выработанной продукции в натуральном выражении, измеренное в физических единицах меры, длины, массы, выражаются в затратах времени на её изготовление. Чаще всего эти затраты представляются в отработанных человеко – часах, человеко – днях. Такой расчет позволяет определить уровень производительности труда – выпуск конкретных потребительских стоимостей (в натуральном выражении) в единицу времени.

 Значение  указанного метода состоит в  том, что он позволяет измерить  уровни и динамику производительности  живого конкретного труда, степень  его эффективности. На основе учета производительности труда в натуральных показателях открывается возможность определить степень использования рабочих мест и степень напряженности выполнения норм выработки.

 В торговле  количественное измерение производительности  труда в натуральных показателях  может использоваться при реализации  товаров простого ассортимента, а также при фасовке товаров.

 Натуральный  метод отличается простотой и  наглядностью расчетов. Однако его  использование ограничено: его нельзя  применять при расчетах производительности  труда на тех участках, где  выпускается разнородная продукция.  Показатели выработки, исчисляемые на основе натурального метода измерения, имеют ограниченное применение из-за невозможности включения в расчет не только всех готовых изделий, но и полуфабрикатов, деталей, сторонних услуг, т. е. всех видов продукции и работ, независимо от степени их законченности.

 

Трудовой  метод.

  Показывает соотношения между фактическими затратами труда на определенный объем работы и затратами труда, полагающимися по норме, т. е. он характеризует степень выполнения нормы выработки. Сущность метода состоит в том, что соответствующие затраты времени относят к выпуску продукции в натуральном выражении. Производительность труда в этом случае выражается количеством продукции, измеренным в нормо-часах, в расчете на единицу рабочего времени. Таким образом, устанавливается прямая связь между количеством продукции и затратами на ее производство.

 Преимущество  трудового метода – возможность  его применения ко всем видам  работ и услуг. Однако до  сих пор нет надежных нормативов  трудоемкости по отдельным видам  работ или выполняемым трудовым функциям, а расчеты различных видов трудоемкости не практикуются.

 

Стоимостный метод.

  Позволяет управлять динамикой производительности труда на предприятии, в отрасли,  регионе, стране. Стоимостный метод используется в тех отраслях, где объем деятельности, выражается в денежных единицах. Может применяться на всех предприятиях, выпускающих разнообразную продукцию.

 При этом  стоимостная оценка не определяет  разницу в трудоемкости реализации  различных товарных групп. Поэтому  изменение ассортимента состава оборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму происходит при различных затратах труда.

 В условиях  инфляции стоимостный показатель  производительности труда растет  даже при фактическом снижении  производительности, так как темпы роста оборота в силу роста цен увеличиваются быстрее, чем темпы роста численности работников.

 Поэтому при  определении показателя производительности  труда в динамике необходимо  учитывать изменения среднего  оборота, приходящегося на одного работника в единицу времени с учетом индекса цен и ассортимента товаров.

Рост производительности и эффективности труда работников товарного обращения необходим  для решения следующих задач:

  • сокращения потребности в увеличении трудовых ресурсов при сохранении необходимого уровня торгового и экономического потенциала отраслей товарного обращения;
  • обеспечения роста экономической эффективности и расширенного воспроизводства трудовых и материальных ресурсов отраслей товарного обращения;
  • поддержания необходимого уровня материального стимулирования работников товарного обращения.

Факторы, определяющие изменение производительности труда, - это объективные и субъективные причины, обусловливающие изменение  этого показателя. Факторами называются движущие силы, под воздействием которых изменяется производительность труда.

По направлению  этого воздействия выделяют:

  • факторы, способствующие производительности труда, к ним относится все, что связано с повышением производительной силы труда, улучшением организации труда;
  • факторы, вызывающие снижение производительности труда, к ним относятся недостатки в организации труда, отрицательное влияние негативных элементов социальной обстановки.

Информация о работе Планирование показателей по труду на предприятиях розничной торговли