Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Планирование - это разработка и корректирование плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов, поэтому объектом планирования предприятия являются его ресурсы.

Работа содержит 1 файл

планирование на предпи вариант 15.docx

— 211.71 Кб (Скачать)

 

В основе плана издержек обращения лежит:

- запланированный  объем и структура товарооборота;

- задания  по приросту торговой сети;

- изменения  в организационной структуре,  ставок, тарифов и других условиях  расчетов.

На предприятиях торговли при определении прогноза затрат целесообразно использовать несколько методов расчета издержек обращения на будущий период, что  позволит выбрать оптимальный вариант  затрат.

Для корректировки общей суммы затрат и уточнения структуры издержек обращения на планируемый период целесообразно производить дополнительно расчеты по экономическому обоснованию важнейших статей издержек обращения.

В состав важнейших статей должны войти затраты, доля которых в общей сумме издержек значительна. К их числу могут быть отнесены транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на аренду, амортизацию основных средств и их ремонт и некоторые другие.

Методы  обоснования издержек обращения  торгового предприятия.

  1. Относительный уровень И.О.


 

 

2. Абсолютная  сумма И.О. – сумма И.О. по  статьям и её изменение в  динамике.

3. Разница  между абсолютными значениями  величины И.О. - называется показателем  абсолютного перерасхода (экономии) издержек обращения.


4. Размер  изменения уровня И.О., т.е. отклонение  относительного уровня И.О. от  величины базового периода.

Ри = Уф - Уб;

где, Ри – размер изменения уровня И.О.;

Уф –  фактический уровень И.О.;

Уб – базовый уровень И.О.

5. Темп  изменения И.О. показывает, на сколько % изменился уровень И.О. по отношению к базовому уровню, если последний принять за 100%.


 

где, Т  – темп изменений И.О.

Уф –  фактический период;

Уб – базовый период.

Планирование  показателей по труду включает определение среднесписочной численности работников и составления штатного расписания, расчеты фонда заработной платы и производительности труда.

Составление плана по труду начинается с определения  численности работников и составления  штатного расписания. Штатное расписание предусматривает перечень должностей, количество работников по каждой должности, должностной оклад, надбавки и фонд оплаты труда. В штатном расписании магазина показывается вся численность  работников.

Прогнозирование общей численности работников и  численности основных категорий  работников может быть произведено  с помощью коэффициента эластичности, численности работников от товарооборота, показателя уровня затрат труда на единицу товарооборота и прогнозируемого  темпа роста производительности труда.

Структура плана по труду торгового предприятия может быть представлена следующим образом (рис.6).

 

Рисунок 6 – Структура плана  по труду и персоналу

Важнейшим показателем эффективности  работы торгового предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия. Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

Для планирования прибыли торгового предприятия могут быть использованы следующие методы: методы прямого счета; нормативный метод; метод целевого планирования.

Планирование  прибыли торгового предприятия  целесообразно осуществлять по этапам, представленным в табл.3.

Таблица 3 - Этапы планирования прибыли торгового  предприятия

Название  этапа

Характеристика  этапа

Определение целей и задач планирования

Основная  цель: определение суммы и уровня прибыли в соответствии с целями и задачами деятельности торгового  предприятия на потребительском  рынке при определенных плановых ограничениях

Основными задачами планирования прибыли являются следующие:

изучение экономических  предпосылок планирования;

планирование  всех видов прибыли торгового  предприятия в соответствии с  действующим законодательством (прибыли  от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли);

расчет плановых показателей рентабельности;

планирование  использования чистой прибыли торгового  предприятия;

выявление и  обоснование резервов роста планового  размера прибыли и рентабельности

Изучение  экономических предпосылок планирования прибыли

изучение  изменений в будущем периоде  в законодательных, нормативных  документах по вопросам учета, формирования и налогообложения прибыли торгового  предприятия;

результаты анализа  основных показателей деятельности торгового предприятия за ряд  предшествующих лет, оказывающих прямое или косвенное влияние на прибыль (объема товарооборота, его структуры, состава и структуры доходов, объема и состава расходов предприятия, размера уплачиваемых налогов и  т. п.);

анализ формирования, распределения и налогообложения  доходов и прибыли торгового  предприятия за ряд предшествующих лет;

оценка рентабельности деятельности торгового предприятия  и эффективности использования  его чистой прибыли в отчетном периоде;

оценка предстоящих  изменений во внешней и внутренней среде деятельности предприятия  в планируемом периоде;

прогноз основных показателей работы торгового предприятия, оказывающих влияние на различные  виды прибыли (товарооборота, доходов  от обычной деятельности и прочих поступлений доходов, расходов от обычной деятельности и прочих расходов, налогов и т. п.)

Выбор методов планирования

метод прямого счета;

метод получения  целевой прибыли;

экономико-математический метод;

метод экспертных оценок

Планирование  различных видов прибыли выбранными методами

планирование  прибыли от продаж;

расчет прибыли  до налогообложения;

планирование  чистой прибыли

Выбор проекта плана из альтернативных вариантов расчета

определение критериев выбора проекта плана;

выбор оптимального проекта плана прибыли из альтернативных вариантов, исходя из выбранных критериев;

корректировка проекта плана прибыли с учетом ошибки прогноза

Планирование  показателей рентабельности деятельности торгового предприятия 

расчет  показателей рентабельности продаж;

планирование  рентабельности использования ресурсов;

расчет рентабельности текущих затрат и т. п.

Планирование  использования чистой прибыли

обоснование распределения планируемой чистой прибыли по направлениям ее использования;

планирование  конкретных направлений использования  фондов, формируемых за счет чистой прибыли

Разработка  плана мероприятий по достижению запланированной величины прибыли  и рентабельности

выявление резервов роста прибыли и рентабельности торгового предприятия в плановом периоде;

разработка плана  мероприятий по достижению запланированных  величин


 

На первом этапе планирования прибыли определим цель и задачи планирования. Основной целью планирования прибыли является расчет ее суммы и уровня в соответствии с заданными целями деятельности торгового предприятия на потребительском рынке. Основными задачами планирования прибыли являются: планирование всех видов прибыли торгового предприятия в соответствии с действующим законодательством (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли), а также расчет плановых показателей рентабельности деятельности предприятия и выявление резервов увеличения прибыли на предстоящий период.

На втором этапе происходит изучение экономических предпосылок планирования прибыли, включая: изучение действующих законодательных и нормативных документов в современных условиях и их изменения на перспективу;

  • анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за ряд предшествующих лет, оказывающих влияние на прибыль;
  • анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия за ряд предшествующих лет;
  • прогноз основных показателей работы торгового предприятия, оказывающих влияние на прибыль предприятия и др.

На третьем этапе происходит выбор методов планирования прибыли торгового предприятия, как количественных, так и качественных.

Количественные и качественные методы планирования основных показателей  работы торгового предприятия и  их характеристика

Обоснование и расчет основных показателей  деятельности торгового предприятия осуществляется путем использования различных методов планирования, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта.

Методы  планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических  расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей  плана, их координации и увязке.

При выборе конкретных методов планирования учитываются  факторы:

- степенью сложности показателя, который рассчитывается, и его  взаимосвязи с другими разделами  плана; 

- длительность  планового периода;

- особенности  расчетов планового показателя;

- обеспеченностью  исходной информации, организационно-техническими  возможностями ее получения, обработки  и использования в плановых  расчетах;

- уровень  квалификации работников.

Как уже было отмечено выше, в зависимости от их назначения и применения всю совокупность методов планирования можно подразделить на две основные группы: количественные и качественные (рис 7) .

Количественные  показатели, характеризующие общий объем и масштабы торговой деятельности, включают две подгруппы:

параметры, дающие представление об экономическом  потенциале предприятия (объем товарооборота, число занятых работников, величина основного и оборотного капитала, занимаемая торговая и складская  площадь и др.);

показатели, характеризующие различные стороны  хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, объем доходов и  затрат, расходы по заработной плате, направления использования средств  и др.).

Рисунок 7 - Виды методов планирования показателей деятельности торгового предприятия

К количественным методам планирования деятельности торгового предприятия относятся  балансовый, экономико-статистические и экономико-математические методы, анализ чувствительности, проверки устойчивости.

Качественные показатели характеризуют результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия и степень эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Группа  качественных показателей включает три подгруппы:

показатели  эффективности хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность, уровень  доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др.;

показатели  оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру  его капитала, зависимость от привлеченных источников, эффективность использования  собственных и заемных средств, уровень платежеспособности предприятия, его финансовую устойчивость;

показатели  конкурентоспособности предприятия, которые могут включать самые  различные критерии (доля предприятия  на рынке, качество товаров, имидж предприятия, степень развития рекламы, сбытовые возможности и др.).

Основными качественными методами планирования деятельности торгового  предприятия являются экспертные методы, нормативный метод, функционально-логическое прогнозирование, структурное планирование, метод аналогии.

В современных условиях основными  методами планирования деятельности предприятий торговли являются следующие основные методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; экономико-математические.

Сущность нормативного метода состоит  в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические  нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия. Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые  для отдельных предприятий.

Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда  отсутствуют технико-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде. Алгоритм планового решения на основе расчетно-аналитического метода изображен на рис.8.

Рисунок 8 - Схема расчетно-аналитического метода планирования

Важное место в обеспечении  нормальной жизнедеятельности торгового  предприятия имеют товарные балансы, балансы материально-технического обеспечения, балансы получения  и использования финансовых ресурсов предприятия, балансовый план и прочее.

Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.

Балансовые расчеты используются при планировании поступления товаров на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов, при определении потребности предприятий в оборудовании, предметах материально-технического оснащения, топлива для производственных нужд на предприятиях общественного питания.

Каждый баланс состоит из определенных статей, в которых указываются  размеры отдельных видов ресурсов (возможности закупки товаров, получение  основных фондов, образования финансовых ресурсов и др.), а также определяется потребность предприятия в их образовании по отдельным направлениям использования.

Экономическое обоснование показателей  статей баланса представляет собой  самостоятельный этап планирования, а балансовый метод позволяет  только обеспечить и проконтролировать  необходимое соответствие между  ними.

Особое значение имеют балансовые расчеты финансовых показателей, например, платежного баланса, который обеспечивает соответствие между источниками  формирования доходов хозяйствующего субъекта и направлениями их использования.

Отличительной особенностью большинства  экономических процессов на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых, факторов. В этом случае плановые расчеты целесообразно производить с помощью экономико-математических методов, которые являются наиболее распространенными количественными методами. Метод отличаются простотой и дешевизной расчетов; возможностью планирования как в целом показателя (объекта), так и отдельных его элементов (частей).

Информация о работе Планирование на предприятии