Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:05, контрольная работа
Планирование - это разработка и корректирование плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов, поэтому объектом планирования предприятия являются его ресурсы.
В основе плана издержек обращения лежит:
- запланированный
объем и структура
- задания по приросту торговой сети;
- изменения в организационной структуре, ставок, тарифов и других условиях расчетов.
На предприятиях
торговли при определении прогноза
затрат целесообразно использовать
несколько методов расчета
Для корректировки общей суммы затрат и уточнения структуры издержек обращения на планируемый период целесообразно производить дополнительно расчеты по экономическому обоснованию важнейших статей издержек обращения.
В состав важнейших статей должны войти затраты, доля которых в общей сумме издержек значительна. К их числу могут быть отнесены транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на аренду, амортизацию основных средств и их ремонт и некоторые другие.
Методы обоснования издержек обращения торгового предприятия.
2. Абсолютная сумма И.О. – сумма И.О. по статьям и её изменение в динамике.
3. Разница
между абсолютными значениями
величины И.О. - называется показателем
абсолютного перерасхода (
4. Размер изменения уровня И.О., т.е. отклонение относительного уровня И.О. от величины базового периода.
Ри = Уф - Уб;
где, Ри – размер изменения уровня И.О.;
Уф – фактический уровень И.О.;
Уб – базовый уровень И.О.
5. Темп изменения И.О. показывает, на сколько % изменился уровень И.О. по отношению к базовому уровню, если последний принять за 100%.
где, Т – темп изменений И.О.
Уф – фактический период;
Уб – базовый период.
Планирование показателей по труду включает определение среднесписочной численности работников и составления штатного расписания, расчеты фонда заработной платы и производительности труда.
Составление плана по труду начинается с определения численности работников и составления штатного расписания. Штатное расписание предусматривает перечень должностей, количество работников по каждой должности, должностной оклад, надбавки и фонд оплаты труда. В штатном расписании магазина показывается вся численность работников.
Прогнозирование
общей численности работников и
численности основных категорий
работников может быть произведено
с помощью коэффициента эластичности,
численности работников от товарооборота,
показателя уровня затрат труда на
единицу товарооборота и
Структура плана по труду торгового предприятия может быть представлена следующим образом (рис.6).
Рисунок 6 – Структура плана по труду и персоналу
Важнейшим показателем эффективности работы торгового предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия. Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
Для планирования прибыли торгового предприятия могут быть использованы следующие методы: методы прямого счета; нормативный метод; метод целевого планирования.
Планирование прибыли торгового предприятия целесообразно осуществлять по этапам, представленным в табл.3.
Таблица 3 - Этапы планирования прибыли торгового предприятия
Название этапа |
Характеристика этапа |
Определение целей и задач планирования |
Основная цель: определение суммы и уровня прибыли в соответствии с целями и задачами деятельности торгового предприятия на потребительском рынке при определенных плановых ограничениях Основными задачами планирования прибыли являются следующие: изучение экономических предпосылок планирования; планирование всех видов прибыли торгового предприятия в соответствии с действующим законодательством (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли); расчет плановых показателей рентабельности; планирование использования чистой прибыли торгового предприятия; выявление и
обоснование резервов роста планового
размера прибыли и |
Изучение
экономических предпосылок |
изучение
изменений в будущем периоде
в законодательных, нормативных
документах по вопросам учета, формирования
и налогообложения прибыли результаты анализа основных показателей деятельности торгового предприятия за ряд предшествующих лет, оказывающих прямое или косвенное влияние на прибыль (объема товарооборота, его структуры, состава и структуры доходов, объема и состава расходов предприятия, размера уплачиваемых налогов и т. п.); анализ формирования,
распределения и оценка рентабельности деятельности торгового предприятия и эффективности использования его чистой прибыли в отчетном периоде; оценка предстоящих изменений во внешней и внутренней среде деятельности предприятия в планируемом периоде; прогноз основных показателей работы торгового предприятия, оказывающих влияние на различные виды прибыли (товарооборота, доходов от обычной деятельности и прочих поступлений доходов, расходов от обычной деятельности и прочих расходов, налогов и т. п.) |
Выбор методов планирования |
метод прямого счета; метод получения целевой прибыли; экономико-математический метод; метод экспертных оценок |
Планирование
различных видов прибыли |
планирование прибыли от продаж; расчет прибыли до налогообложения; планирование чистой прибыли |
Выбор проекта плана из альтернативных вариантов расчета |
определение критериев выбора проекта плана; выбор оптимального проекта плана прибыли из альтернативных вариантов, исходя из выбранных критериев; корректировка проекта плана прибыли с учетом ошибки прогноза |
Планирование показателей рентабельности деятельности торгового предприятия |
расчет показателей рентабельности продаж; планирование рентабельности использования ресурсов; расчет рентабельности текущих затрат и т. п. |
Планирование использования чистой прибыли |
обоснование
распределения планируемой планирование конкретных направлений использования фондов, формируемых за счет чистой прибыли |
Разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины прибыли и рентабельности |
выявление
резервов роста прибыли и рентабельности
торгового предприятия в разработка плана мероприятий по достижению запланированных величин |
На первом этапе планирования прибыли определим цель и задачи планирования. Основной целью планирования прибыли является расчет ее суммы и уровня в соответствии с заданными целями деятельности торгового предприятия на потребительском рынке. Основными задачами планирования прибыли являются: планирование всех видов прибыли торгового предприятия в соответствии с действующим законодательством (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли), а также расчет плановых показателей рентабельности деятельности предприятия и выявление резервов увеличения прибыли на предстоящий период.
На втором этапе происходит изучение экономических предпосылок планирования прибыли, включая: изучение действующих законодательных и нормативных документов в современных условиях и их изменения на перспективу;
На третьем этапе происходит выбор методов планирования прибыли торгового предприятия, как количественных, так и качественных.
Количественные и качественные методы планирования основных показателей работы торгового предприятия и их характеристика
Обоснование и расчет основных показателей деятельности торгового предприятия осуществляется путем использования различных методов планирования, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта.
Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке.
При выборе конкретных методов планирования учитываются факторы:
- степенью сложности показателя,
который рассчитывается, и его
взаимосвязи с другими
- длительность планового периода;
- особенности расчетов планового показателя;
- обеспеченностью
исходной информации, организационно-техническими
возможностями ее получения,
- уровень квалификации работников.
Как уже было отмечено выше, в зависимости от их назначения и применения всю совокупность методов планирования можно подразделить на две основные группы: количественные и качественные (рис 7) .
Количественные показатели, характеризующие общий объем и масштабы торговой деятельности, включают две подгруппы:
параметры, дающие представление об экономическом потенциале предприятия (объем товарооборота, число занятых работников, величина основного и оборотного капитала, занимаемая торговая и складская площадь и др.);
показатели,
характеризующие различные
Рисунок 7 - Виды методов планирования показателей деятельности торгового предприятия
К количественным
методам планирования деятельности
торгового предприятия
Качественные показатели характеризуют результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия и степень эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Группа качественных показателей включает три подгруппы:
показатели
эффективности хозяйственной
показатели
оценки финансового положения
показатели
конкурентоспособности
Основными качественными методами планирования деятельности торгового предприятия являются экспертные методы, нормативный метод, функционально-логическое прогнозирование, структурное планирование, метод аналогии.
В современных условиях основными методами планирования деятельности предприятий торговли являются следующие основные методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; экономико-математические.
Сущность нормативного метода состоит
в том, что для расчета того
или иного планового показателя
применяются нормы и технико-
Расчетно-аналитический метод
Рисунок 8 - Схема расчетно-аналитического метода планирования
Важное место в обеспечении
нормальной жизнедеятельности торгового
предприятия имеют товарные балансы,
балансы материально-
Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.
Балансовые расчеты
Каждый баланс состоит из определенных
статей, в которых указываются
размеры отдельных видов
Экономическое обоснование показателей статей баланса представляет собой самостоятельный этап планирования, а балансовый метод позволяет только обеспечить и проконтролировать необходимое соответствие между ними.
Особое значение имеют балансовые расчеты финансовых показателей, например, платежного баланса, который обеспечивает соответствие между источниками формирования доходов хозяйствующего субъекта и направлениями их использования.
Отличительной особенностью большинства экономических процессов на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых, факторов. В этом случае плановые расчеты целесообразно производить с помощью экономико-математических методов, которые являются наиболее распространенными количественными методами. Метод отличаются простотой и дешевизной расчетов; возможностью планирования как в целом показателя (объекта), так и отдельных его элементов (частей).