Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Планирование - это разработка и корректирование плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов, поэтому объектом планирования предприятия являются его ресурсы.

Работа содержит 1 файл

планирование на предпи вариант 15.docx

— 211.71 Кб (Скачать)

К экономико-математическим относятся методы среднегодовых и скользящих темпов роста, темповых соотношений, коэффициента эластичности, уровневых показателей и другое. В основе всех перечисленных методов лежит изучение динамики исследуемого показателя в ретроспективном периоде и экстраполяция существующих тенденций на будущее.

В торговле наиболее широкое применение нашли стохастические (корреляционные) модели, сущность состоит в нахождении количественного выражения взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими, и последующем экстраполировании этих зависимостей на определенный плановый период. При использовании таких моделей в плановом процессе необходимо соблюдать следующие требования:

- модель в качественном отношении должна быть адекватна экономической задаче, т.е. отражать сущность исследуемого объекта или явления;

- выбранная математическая форма описания экономических взаимосвязей (уравнение регрессии) должна в наибольшей степени соответствовать закономерностям развития планируемого показателя;

- исходная база данных, включаемых в модель, должна быть однородна, сопоставима и достаточна как по объему информации, так и по длительности исследуемого периода;

- в модель должны включаться не все, а наиболее существенные факторы для решения данной задачи, при этом факторы должны быть количественно измеримы;

- параметры, рассчитанные по экономико-математической модели, должны иметь четкую экономическую интерпретацию.

Планирование показателей на основе расчета экономико-математических моделей в общем виде складывается из нескольких этапов, представленных на рис.9.

 

Рисунок 9 - Этапы планирования показателей  при использовании экономико-математических моделей

Более реальное значение плановых показателей  позволяет определить факторно-аналитический метод планирования. Данный метод корректирует результат, полученный в ходе применения экономико-статистических методов, с учетом экспертной или количественной оценки прогнозируемого изменения отдельных факторов, влияющих на условия деятельности предприятия и значения планируемых показателей.

Точные, но и наиболее трудоемкие результаты дает применение методов технико-экономического расчетов (прямого счета). Они базируются на применении прогрессивных норм и норм израсходования отдельных видов ресурсов на единицу товарооборота, действующих тарифов, расценок, норм, ставок и т.д. При этом размер показателя определяется по элементам, путем количественной оценки всех факторов, влияющих на его величину.

Использование широкого спектра экономико-математических методов позволяет на базе применения современных средств вычислительной техники решить задачи оптимизации планов. С этой целью разрабатывается алгоритмическая модель отдельных показателей плана, которая с помощью математических формул, неравенств, ограничений описывает взаимосвязи между показателями, предельный размер использования ресурсов и критерий оптимизации плана. Чаще всего эти методы используются для оптимизации объема товарооборота, графика завоза товаров и движения товарных запасов, обоснования предельных размеров образования дебиторской задолженности (размер, скидок, предоставляемых покупателям), управления структурой капитала, денежными средствами и прочее.

Кроме перечисленных методов все  большее применение стали получать эвристические методы разработки плановых решений на базе применения методов «мозгового штурма», «экспертной оценки», «дерева решений», жюри управляющих и другое. Эти методы позволяют получить субъективную оценку, основанную на использовании прошлого опыта, знаний, прогноза вероятного развития ситуации, учет неформализованных факторов, в современной «непредвиденной» обстановке является достаточно важными.

Различные методы планирования применяются  не отдельно, а дополняют друг друга, компенсируя недостатки, присущие каждому  из них. В совокупности методы, применяемые, представляют собой комплекс методического  обеспечения плановых заданий.

Комплексный характер планирования в  торговле выражается в охвате всех сторон хозяйственной деятельности, максимального количества воздействующих на нее факторов, в отражении социально-экономической  эффективности торговли.

Примеры наиболее частого использования  вышерассмотренных методов при  планировании основных показателей  деятельности предприятия торговли приведены в табл.4

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Применение основных количественных и качественных методов при планировании основных показателей деятельности торгового предприятия 

Показатели

Качественные  методы

Количественные  методы

балансовый

экономико-статистические

экономико-математические методы

нормативный (технико-экономи-ческие расчеты)

экспертные

метод аналогий

функционально-логическое планирование

структурное планирование

расчет  на основе коэффициента эластичности

расчет  на основе среднегодовых темпов роста

расчет  на основе скользящей средней

Спрос и емкость рынка

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

Товарооборот

+

+

+

   

+

+

+

+

+

Поступление товаров

 

+

     

+

 

+

 

+

Товарные  запасы

+

+

           

+

+

Издержки  обращения

+

+

+

     

+

 

+

+

Доходы  предприятия

+

+

+

+

+

   

+

+

+

Прибыль

 

+

+

 

+

   

+

 

+

Фонд  заработной платы

+

+

         

+

+

+


 

Таким образом, правильно обосновать планы и выбрать метод плановых расчетов, помогает экономический анализ деятельности предприятия и формирование соответствующих показателей в  предплановом периоде.

Проведение анализа призвано: выявить объективный механизм

экономического процесса, определить причины существующего положения,

факторы и характер их влияния на рассматриваемый показатель, выявить

проблемы, требующие решения, оценить  существующие неиспользованные

возможности повышения эффективности  хозяйственно-финансовой

деятельности предприятия.

 

2. Определить плановый фонд оплаты труда по предприятию и среднегодовую заработную плату на год на основании следующих данных: фонд оплаты труда отчетного года – 12160 тыс. руб., в том числе постоянная часть — 5648 тыс. руб.; среднесписочная численность работников ППП в отчетном году составляет 320 чел., в том числе сдельщиков – 120 чел.; планируемый рост объема производства – 7%; планируемая экономия численности 12 чел., в том числе работников, оплачиваемых повременно – 3 чел.; планируемое вознаграждение по итогам работы составляет 80% планового среднемесячного фонда оплаты труда.

Расчет  фонда оплаты труда выполнить  по достигнутому уровню отчетного фонда нормативным методом и на основании средней заработной платы, сопоставить результаты и дать оценку.

Планирование ФОТ по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда. В основе данного метода лежит  базовый фонд оплаты труда (ФОТбаз), планируемый коэффициент роста объема производства (Коп), планируемое сокращение численности (Эч) и среднегодовая заработная плата одного работника в плановом периоде (ЗПср):

ФОТпл=ФОТ*Коп+-Эч*ЗПср

Планирование ФОТ на основе средней  заработной платы. В основе данного  метода лежат плановая численность  работников по категориям (Чсп) и планируемая средняя заработная плата одного работника данной категории (ЗПС):

ФОТ=Σ Чсп* ЗПС

ЗПС= ЗПб * Кзп

где ЗПб – достигнутый уровень заработной платы работника i-й категории, руб.;

Кзп – планируемый коэффициент роста средней заработной платы i-й категории работников.  

Библиографический список

 

  1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2000. – 512 с.
  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 248 с.
  3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии / Э.А. Афитов. – М.: Вышэйшая школа, 2006. – 302 с.
  4. Бабич, Т.Н. Планирование на предприятии / Т.Н. Бабич, Э.Н. Кузьбожев. – М.: КноРус, 2005. – 336 с.
  5. Бланк, И.А. Торговый менеджмент / И.А.Бланк. – М.: Эльга, 2004. – 784 с.
  6. Брагин Л.А. Организация и управление торговым предприятием Л.А. Брагин, Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 303 с.
  7. Брагин, Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело / Л.А.Брагин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 314 с.
  8. Бухалков М.И. Планирование на предприятии / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
  9. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. – М.: Академ. Проект, 2006. – 528 с.
  10. Горшкова Л.В. Планирование торговли (учебное пособие) / Л.В. Горшкова. – Владивосток: ДГУ, 2005. – 90 с.
  11. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия / М.Н. Греховодова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с.
  12. Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / В.Е. Губин, О.В.Губина. – М.: ИНФРА-М., 2009. – 192 с.
  13. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н. Егоров, С.А. Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 176 с.
  14. Иванов Г.Г. Экономика торговли / Г.Г. Иванов. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 144 с.
  15. Ильин А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. – М.: Новое знание, 2005. – 656 с.
  16. Кантор Е.Л. Планирование на предприятии / Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова, И.И. Дрогомирецкий. – М.: Вектор, 2006. – 160 с.
  17. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков. – М.: Новое Знание, 2005. – 240 с.
  18. Либерман, И.А. Планирование на предприятии / И.А.Либерман. – М.: РИОР, 2005. – 127 с.
  19. Межова, И.А. Экономика организации: Учебно-методический комплекс / И.А. Межова. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2002. - 74 с.
  20. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии / К.В. Пивоваров. – М.: Дашков и К, 2005. – 232 с.
  21. Раицкий К.А. Экономика предприятия (организации): Учебник / К.А. Раицкий. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2003. – 1012 с.
  22. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.
  23. Терещенко Н.Н. Планирование на предприятии торговли: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко. – Красноярск: КГТЭИ, 2006. – 281 с.
  24. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. Соломатина А.Н. – М.: ИНФРА-М , 2004. – 295 с.
  25. Экономика предприятий торговли и общественного питания / Под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. – Екатеринбург: УГЭУ., 2008. – 498 с.
  26. Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юрист, 2003. – 584 с.
  27. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 581 с.

Информация о работе Планирование на предприятии