Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Планирование - это разработка и корректирование плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов, поэтому объектом планирования предприятия являются его ресурсы.

Работа содержит 1 файл

планирование на предпи вариант 15.docx

— 211.71 Кб (Скачать)

  1.Планирование расходов от основного вида деятельности: экономические предпосылки, информационное обеспечение, этапы, методы планирования и их характеристика.

 

Планирование - это разработка и корректирование  плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу.

Принятие  плановых решений всегда связано  с использованием ресурсов, поэтому  объектом планирования предприятия являются его ресурсы.

Планирование  ресурсов предусматривает установление уровней их расхода, направлений  и сроков использования, режима потребления, взаимозаменяемости ресурсов в смесях и рецептурах, комбинаций ресурсов в продукте и т.п.

Любой план находит свое непосредственное выражение  через совокупность определенных показателей. Система показателей, используемых в планово-аналитической работе предприятий торговли, представляет собой комплекс взаимосвязанных  экономических и информационных параметров, а также их необходимые  расчеты.

Показатели  отражают цели и задачи плана, характеризуют  количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги, предусмотренные на плановый период в развитии торгового предприятия.

Планово-аналитические  показатели торгового предприятия  должны не только соответствовать общим  требованиям, но и в полной мере отражать отраслевую специфику, которая проявляется  при систематизации показателей  и подразделении их на такие группы, как количественные и качественные, абсолютные и относительные, натуральные  и стоимостные.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные  показатели, характеризуют общий объем и масштабы торговой деятельности. Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Методика планирования основных показателей деятельности предприятия торговли

Методика  планирования торгового предприятия  характеризует состав применяемых  методов и приемов обоснования  плановых показателей, а также порядок  разработки плана.

Товарооборот  является основным, исходным показателем  деятельности предприятия торговли, от размера и структуры которого зависит размер всех экономических  показателей работы предприятия (доходов, расходов, прибыли, рентабельности и  т. д.). Поэтому планирование оборота  розничной торговли занимает первостепенное значение в системе планов деятельности предприятия торговли. Основной целью планирования на предприятиях торговли является:

- экономически  обосновать объем оборота розничной торговли в соответствии с возможностями предприятия и спросом населения;

- привести структуру оборота розничной торговли в соответствии с изменениями в условиях деятельности предприятия и спроса;

- экономически  обосновать рациональное распределение  оборота розничной торговли по времени.

Планирование  оборота розничного товарооборота  осуществляется в несколько этапов (рис.1).

Рисунок 1 - Этапы планирования оборота розничной торговли

Расчет  оборота розничной торговли по общему объему возможно осуществлять с использованием следующих методов: балансового, экономико-статистического, нормативного, экономико-математического, метода экспертных оценок, метода получения целевой прибыли.

Следующий этап планирования оборота розничной торговли предполагает расчет оборота по периодам года и структуре.

Планирование оборота розничной торговли на будущий год по периодам года может осуществляться следующими методами (рис.2).

Рисунок 2 - Методы планирования оборота розничной торговли по периодам года

При планировании структуры оборота розничной  торговли используются следующие методы (рис.3).


 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Методы планирования оборота розничной торговли по структуре

Большое значение имеет учёт взаимосвязи  показателей оборота торговли с  другими важными показателями деятельности предприятия:

1. Внутренняя  связь показателей оборота характеризуется  балансовой увязкой, объемы реализации  товаров, товарных запасов и  объема поступления товаров. 

П + Зн = Р + В + Зк

где, П – поступление товаров;

Зн – запасы на начало;

Зк – запасы на конец;

Р – оборот реализации товаров;

Р = П + Зн – Зк – В.

В – выбытие  товаров.

2. Связь  оборота с показателями ресурсного  потенциала предприятия и эффективности  его использования. (Связь оборота  с трудовыми ресурсами).

Р = Чс * Пт.

где, Чс – численность;

Пт – производительность.

3. Связь  оборота с финансовыми показателями. Эта связь рассматривается в  разрезе отдельных показателей  (доход, издержки, прибыль).

Р = П \ Уп * 100.

где, П – прибыль;

Уп – рентабельность продаж.

Следующий этап планирования оборота розничной  торговли - это планирование и нормирование товарных запасов. Планирование товарных запасов - это комплексный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов, динамики развития по местонахождению, по назначению, установлению оптимального их состояния по звеньям товародвижения, а также определению необходимых размеров этих запасов.

Рассчитываются  путем деления суммы товарного  запаса на определенную дату и на однодневный  плановый объем оборота. При этом расчет норматива товарных запасов производится, как правило, на конец планового периода, поскольку входные запасы, т.е. запасы на начало планового периода, равны величине товарных запасов на конец предпланового периода.

Товарные  запасы относятся по назначению к  текущим, постоянно обновляемым  запасам. Для их характеристики используют показатели:

1. Объем  запасов в натуральном выражении  на определенную дату по видам  товаров.

2. Товарных  запасов в сумме по объему, в том числе по товарным  группам.

3. Товарные  запасы в днях оборота.

При планировании товарных запасов может использоваться метод как «от общего к частному», так и «от частного к общему». Большинство предприятий торговли при планировании товарных запасов  используют метод «от частного к  общему», т. е. первоначально рассчитывается необходимая величина плановых товарных запасов (в днях и в сумме) по отдельным  товарным группам, затем определяется плановый размер товарных запасов структурным  подразделениям предприятия и в  целом по торговому предприятию.

Планирование  товарных запасов представляет собой  комплексный процесс, включающий:

  • анализ состояния и тенденций развития товарных запасов, их динамики по назначению, местонахождению и т. п.;
  • обоснование необходимой плановой величины товарных запасов, т. е. их нормирование;
  • разработку экономических и организационно-технических мер по поддержанию запланированных товарных запасов и повышению эффективности их использования.

Ключевой  элемент планирования товарных запасов  – их нормирование, которому подлежат только запасы текущего хранения на предприятиях торговли. Нормативы товарных запасов  являются критерием оценки деятельности предприятий торговли. Их закладывают  в расчеты товарного обеспечения, товарооборота и в другие расчеты  показателей.

Норматив  товарных запасов – это оптимальный  размер запасов, выражающий собой такой их уровень к товарообороту, который обеспечивает возможность практически бесперебойной продажи товаров при наименьших затратах на образование, хранение и управление ими в конкретных условиях работы с учетом прогрессивных тенденций развития.

Основные  показатели при нормировании товарных запасов - это норма и норматив товарных запасов. Норма товарных запасов представляет собой относительный показатель, рассчитываемый в днях. Норматив товарных запасов устанавливается в абсолютных размерах (натуральных и денежных единицах) и рассчитывается путем умножения нормы товарных запасов на среднедневной размер товарооборота.

Существует  два понятия норматива товарных запасов:

  • норматив как запас, необходимый для обеспечения бесперебойной реализации с целью наиболее полного удовлетворения объема и структуры покупательского спроса;
  • норматив как товарный запас, обеспечивающий формирование товарных запасов по регионам, в зависимости от условий их жизнедеятельности, а также по предприятиям, периодам года, в пространстве и времени.

Планирование товарных запасов производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов. Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой. При этом между данными показателями существует прямая взаимосвязь:

 

где Nтз.дн - норма товарных запасов в днях оборота;

ТЗпл - плановая сумма товарных запасов, руб.

В зависимости  от используемых методов процесс  планирования может быть начат либо с нормирования товарных запасов в днях, либо с обоснования плановой суммы товарных запасов.

Nтз.дн ⇔ ТЗпл.руб

Нормирование  товарных запасов осуществляется по этапам (рис.5).

 

Рисунок 5 - Этапы нормирования товарных запасов

При планировании товарных запасов могут быть использованы следующие методы: экономико-статистический; удельных приращений; экономико-математический с использованием теории управления запасами; технико-экономических расчетов. Наиболее простыми, информационно обеспеченными, а потому и более применимыми являются первые три метода. Они базируются на имеющейся на торговом предприятии информации о фактических товарных запасах и объеме розничного товарооборота.

С показателями товарных запасов связанны показатели оборачиваемости средств вложенных в товарные запасы, ими выступают скорость и время обращения. Скорость обращения – количество оборотов оборотных средств, вложенных в товарные запасы за определенный период. Время обращения – средняя продолжительность одного оборота в днях, т.е. время нахождения товара с момента оплаты счёта поставщика до момента продажи.

Важным  направлением является планирование издержек обращения. Торговые предприятия планирование издержек обращения разрабатывают  самостоятельно, с учетом особенностей их деятельности, поставленных задач, а также перспектив развития предприятия.

Задачей планирования издержек обращения является определение минимальных затрат, обеспечивающих нормальную работу торгового  предприятия, выполнение плана товарооборота  и прибыли и улучшение торгового  обслуживания населения.

Планирование  издержек обращения осуществляется в три этапа (табл.2).

Таблица 2 - Этапы планирования издержек обращения предприятия торговли

Название  этапа

Содержание  этапа

I. Предварительный

1.1. Определение цели планирования  – обоснование оптимального размера  издержек обращения при заданных  ограничениях

1.2. Определение задач планирования:- планирование факторов, определяющих  размер издержек обращения; - расчет  издержек обращения по статьям  затрат; -планирование общего объема издержек обращения;

-расчет издержек  обращения по отдельным подразделениям  предприятия и т.д. 

1.3. Сбор и анализ информации для  планирования 

1.4. Выбор методов планирования

1.5. Определение сроков планирования  и исполнителей работ 

1.6. Изучение экономических предпосылок  планирования издержек обращения 

II Основной

2.1. Планирование основных показателей,  оказывающих влияние на издержки  обращения 

2.2. Расчет издержек обращения по  отдельным статьям текущих затрат 

2.3. Планирование общего объема издержек  обращения различными методами 

2.4. Планирование издержек обращения  по отдельным подразделениям, отделам  и т.д. 

2.5. Выбор проекта из альтернативных  планов издержек обращения 

III. Заключительный

3.1. Разработка программы выполнения плана издержек обращения

3.2. Контроль за выполнением плана издержек обращения

Информация о работе Планирование на предприятии