ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:39, лекция

Описание работы

Курс "Планирование на предприятии" посвящён изучению вопросов внутрифирменного, внутрифабричного планирования. В него входят:
1) разработка плановых заданий для всех подразделений предприятий (объём продаж);
2) определение материально-трудовых и финансовых ресурсов;
3) планирование организационно-технических мероприятий;
4) обеспечение выполнения плановых заданий всеми подразделениями предприятия.

Содержание

1. Предмет и задачи курса. Сущность планирования.
2. Виды планов.
3. Структура плана предприятия.
4. Система плановых показателей.
5. Особенности внутрифирменного планирования на Западе.
6. Задачи планирования на предприятии в современных условиях.
7. Планирование производства. Значение данного раздела плана.
8. Производственная мощность предприятий и планирование её использования.
9. Планирование ассортимента и качества продукции.
10. Показатели объёма выпуска продукции.
11. Расчёт производственной программы предприятия.
12. Технико-экономические показатели (ТЭП) производственной программы.
13. Анализ выполнения производственной программы.
14. Планирование ассортимента и качества продукции.
15. Планирование баланса сырья в прядильном производстве.
16. Анализ баланса сырья в прядении.
17. ТЭП использования сырья в прядении.
18. Планирование использования сырья в ткачестве.
19. Анализ баланса сырья в ткачестве.
20. ТЭП использования сырья в ткачестве.
21. Планирование труда и заработной платы.
22. Определение численности работающих на предприятии по категориям.
23. Определение фондов оплаты труда (планирование расходов на оплату труда).
24. Определение ТЭП по труду.
24 а) Удельный расход.
24 б) Производительность труда.
24 в) Трудоёмкость.
24 г) Способы расчёта видовой трудоёмкости.
25. ТЭП по зарплате.
26. Связь ТЭП по труду с показателями остальных разделов плана предприятия.
27. Коэффициент работающего оборудования (Кро).
28. Расчёт процента плановых остановов.

Работа содержит 1 файл

24.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

- повышение качества продукции;

- расширение потребительских свойств продукции.

Только в этом случае можно выжить в условиях жёсткой конкуренции.

 

 

6.       Задачи планирования на предприятии в современных условиях.

На рубеже 80-90-х гг. в нашей стране произошли изменения во внутренней политике государства: был продекламирован переход к развитию рыночных отношений в экономике.

Развитие рыночных отношений сопряжено с ростом влияния вероятностных процессов в экономике, которые развиваются не по командам и приказам, а под воздействием множества случайных, зачастую противоречивых факторов.

Этим объясняется изменение задач, стоящих перед предприятием в области планирования.

Раньше основу планирования составлял 5-летний план с разбивкой по годам. Исходными данными для разработки годовых планов составляли задания 5-летнего плана на текущий год и задания вышестоящих организаций. Причём эти задания устанавливались по номенклатуре утверждаемых показателей (задания по производству, лимиты ресурсов, экономические нормативы, долгосрочные договоры на поставку материально-технических ресурсов). Утверждались задания для всех разделов плана.

Безусловной задачей планирования было: обеспечение выполнения плана по объёмным показателям и перевыполнение по показателям эффективности и качества работы.

Переход к рыночным отношениям нашёл отражение в законодательных актах, которые регулировали деятельность предприятия в новых условиях, в том числе и в области планирования.

Закон "О предприятии и предпринимательской деятельности" (25 декабря 1990 г.) действовал до 1995 г. (выход ГК РФ). В этом законе впервые было записано, что предприятия самостоятельно осуществляют свою деятельность, самостоятельно распоряжаются выпущенной продукцией, прибылью, остающейся в распоряжении предприятия послу уплаты налогов и других обязательных платежей.

Исходной базой планирования в этом законе были определены:

1)      спрос на производимую продукцию (осуществляемые работы, оказываемые услуги) предприятия;

2)      необходимость обеспечения производственного и социального развития предприятия;

3)      повышение личных доходов работающих.

В основе плана лежат договора, заключаемые предприятием самостоятельно, как с потребителями продукции предприятия (или заказчиками работ и услуг), так и с поставщиками материально-технических ресурсов.

 

7.       Планирование производства. Значение данного раздела плана.

На основе расчётов раздела "Планирование производства" составляются все остальные разделы плана предприятия.

В этом разделе определяются объём и ассортимент. От этих показателей зависит потребность в сырье, оборудовании, а также уровень ТЭП предприятия.

Этот раздел плана является связующим звеном между экономической и технологической частями плана предприятия.

В этом разделе определяется производственная мощность предприятия, которая служит обоснованием планирования объёмов производства, а также лежит в основе расчёта показателей эффективности использования основных фондов предприятия.

Данный раздел определяет не только работу основных производств предприятия, но и работу вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств.

Показатели объёма выпуска определяют объёмы реализации продукции при выручке от реализации.

Основными документами данного раздела плана являются производственная программа и производственная мощность предприятия.

 

8.       Расчёт производственной программы предприятия.

Производственная программа рассчитывается отдельно для каждого из основных производств предприятия по выпускному оборудованию:

В = МТКроНм,

где В — годовой выпуск пряжи (суровой ткани), или объём продукции в кг/год (м/год);

      М — число веретён (станков);

       Т — режимный фонд работы оборудования в год, час;

   Кро — коэффициент работающего оборудования, доли единицы;

    Нм — норма производительности машины, кг/час (м/час).

Производственная программа приготовительных цехов для текстильных предприятий представляет собой расчёт сопряжённости оборудования по переходам.

В расчёт производственной программы закладывается величина заправленного оборудования.

При планировании различают наличное, установленное, заправленное и работающее оборудование.

Наличное оборудование — всё то оборудование, что числится на балансе предприятия, независимо от его состояния и местонахождения.

Установленное оборудование — всё то оборудование, что установлено на фундаменте, подключено к системе энергоснабжения, как действующее, так и бездействующее по причинам ремонта; а также резервное оборудование, и оборудование, находящееся в консервации.

Заправленное оборудование — то установленное оборудование, которое обеспечено сырьём, рабочей силой, вспомогательными материалами, и может в любой момент выпускать продукцию. От установленного отличается на число единиц оборудования, находящихся в резерве и консервации.

Работающее оборудование — та часть заправленного оборудования, которое обеспечивает выпуск продукции в запланированных объёмах. От заправленного отличается числом машин, находящихся в простое по причинам технического обслуживания и прочим причинам, учитываемым в Кро (сокращённый рабочий день и перезаправка машин).

В расчёт производственной программы заключена среднегодовая величина заправленного оборудования.

На практике сначала определяется объём продукции (В=МТКроНм) по той части заправленного оборудования, которое было заправлено на начало планируемого периода.

Затем определяется объём выпуска на оборудование, которое будет введено в течение планового периода:

В1= (m1/m)М1ТКроНм

Затем определяется объём выпуска по той части оборудования, которое будет выведено из эксплуатации:

В2= (m2/m)М2ТКроНм

Тогда планируемый объём:

Впл = В+В1 В2

М  — количество оборудования на начало периода;

М1 — количество вновь введённого оборудования на начало периода;

М2 — количество оборудования, которое будет выведено из эксплуатации;

m   — число месяцев в году;

m1 — число месяцев, в течение которых будет работать вновь введённое оборудование;

m2 — число месяцев, в течение которых не будет работать демонтированное оборудование.

В практике планирования различают три вида нормы производительности для каждого типа оборудования, выпускающего конкретный вид продукции (Нм1Нм2Нм3):

1)      Нм1 — закладывается в расчёт норм выработки рабочих; обосновывается нормировочным расчётом.

2)      Нм2 — закладывается в расчёт производственной программы предприятия; учитывает достижения в области перевыполнения норм выработки.

3)      Нм3 — техническая норма производительности; закладывается в расчёт производственной мощности предприятия; максимальное значение нормы производительности для конкретного вида оборудования и конкретных заправок при оптимальных условиях эксплуатации этого оборудования.

Расчёт производственной программы происходит в таблице отдельно по каждому виду продукции на весь плановый ассортимент. При этом, если какой-то вид продукции вырабатывается на разнотипном оборудовании, то расчёт выполняется отдельно для вида оборудования и для вида продукции.

 

9.       Планирование объёма производства.

Осуществляется тремя методами:

1. Производственная программа разрабатывается в условиях, когда заданы объёмы выпуска продукции по ассортименту. Известны условия использования оборудования. Необходимо определить то количество машин, которое необходимо заправить, чтобы обеспечить планируемые объёмы производства. Таким образом, в данном случае устанавливается суммарная потребность в оборудовании для всего ассортимента, которая затем сопоставляется с фактическим числом заправленных машин.

В случае необходимости осуществляется соответствующее перераспределение между отдельными видами продукции, после чего составляется окончательный вариант производственной программы.

М=В/(ТКроНм)

2. Производственная программа рассчитывается исходя из того количества машин, которое заправлено на предприятии. Таким образом, определяется наше предложение по возможным объёмам производства по видам продукции.

В = МТКроНм

3. Известны объёмы перерабатываемого сырья. Сначала устанавливается объём выпуска продукции из данного количества сырья, а затем определяется количество оборудования, которое необходимо заправить.

М=В/(ТКроНм)

 

10. Показатели объёма выпуска продукции.

После того, когда осуществлены расчёты, определяются показатели в целом по производству (итоговая строка производственной программы). В этой строке часть показателей может быть определена суммированием:

В=Вj ; М=Мj ; МТ==МjТj ; МТКро=МjТjКроj ; где j — вид продукции;

Все остальные показатели определяются как средневзвешенные величины и называются технико-экономическими показателями (ТЭП) производственной программы.

 

11. Технико-экономические показатели (ТЭП) производственной программы.

Первая группа — показатели, характеризующие ассортимент:

1)                В прядении:

а) средний текс:    Т = В(кг)х1000/В(км)=[г/км]

б) средний номер: N = В(км)/В(кг)

2)                В ткачестве:

а) средняя ширина суровья:   Вс = В(м2)/В(м)=[м]

б) средняя плотность по утку:Ру = В(ут)/В(м)

Вторая группа — показатели использования оборудования:

1)      средняя производительность оборудования (средняя норма производительности):

Нм =В/МТКро

2)      среднее значение коэффициента работающего оборудования: Кро=МТКро/МТ

3)      средний процент плановых остановов: а =100(1Кро)

4)      средний режимный фонд времени оборудования: Т=МТ/М

 

12. Анализ выполнения производственной программы.

Анализ выполнения плана по выпуску продукции включает следующие этапы анализа:

1.       Подготовка исходной информации.

2.       Определение процента выполнения плана.

3.       Установление факторов, влияющих на изменение выпуска продукции в отчёте по сравнению с планом.

4.       Количественная оценка факторов (насколько изменилась конечная величина под влиянием каждого из факторов).

5.       Выводы по результатам анализа, и разработка мероприятий по улучшению работы предприятия.

Методы анализа:

1.       Метод сравнения, или сопоставления.

2.       Индексный метод.

3.       Метод цепных подстановок.

4.       Логарифмический метод.

5.       Интегральный метод.

Метод сопоставления.

Основан на сопоставлении отчётных (со штрихом) и плановых (без штриха) показателей.

1.       Определение процента выполнения плана:  %В = (ВВ)х100/В;

2.       Определение процента изменения каждого фактора в отчёте по сравнению с планом. При этом считается, что конечная величина изменяется под влиянием каждого фактора на найденный процент:  %М = (ММ)х100/М; %Т = (ТТ)х100/Т и т. д.

3.       Определение суммарного отклонения выработки за счёт факторов:

%В = %М+%Т+%Кро+%Нм

4.       Количественная оценка влияния каждого фактора: Вм =В%М/100 и т. д.

  где Вм — изменение выработки за счёт изменения количества машин (%М)

5.       Абсолютное отклонение выработки по результатам анализа:

Ван = ВМ+ВТ+ВКро+ВНм

6.       Процент ошибки данного метода анализа: =(В Ван)х100/Ван ; В=ВВ;

Метод применяется при незначительном изменении факторов в отчёте по сравнению с планом.

Достоинство: простота и универсальность, наглядность.

Недостаток: метод не учитывает взаимного влияния факторов; при значительном отклонении хотя бы одного из факторов в отчёте по сравнению с планом ошибка данного метода будет существенной.

Индексный метод.

1.       Индекс изменения выработки: IВ =В/В

2.       Индексы изменения каждого из факторов: IМ =М/М; IТ =Т/Т и т. д.

3.       Индекс общего изменения: Iобщ =(Iчастное)  IВ = IМ IТ IКро IНм

4.       Влияние каждого фактора: ВМ = В(IМ 1); ВТ = В(IТ 1) и т. д.

5.       Абсолютное отклонение выработки по результатам анализа:

Ван = ВМ+ВТ+ВКро+ВНм

6.       Процент ошибки данного метода анализа: =(В Ван)х100/Ван ; В=ВВ;

Метод цепных подстановок, или метод последовательного пересчёта.

Прост и точен. Наиболее часто применяется. Заключается в последовательной замене плановой величины каждого фактора фактической величиной. Таким образом, последовательно измеряется влияние каждого фактора на конечную величину.

В=ВВ; В=МТКроНмМТКроНм ()

Информация о работе ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ