Планирование использования рыночного потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов анализа потенциала экономических систем. Основной задачей является создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать, оценить потенциал предприятия и разработать систему стратегического планирования на предприятии на основе оценки уровня его использования.
В данной курсовой работе будут рассмотрены понятие рыночной стратегии и стратегии в целом, ее значение для деятельности организации, необходимые элементы при формировании стратегии и ключевые аспекты, которые учитываются при выборе определенной стратегии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть………………………………………………………….5
Сущность и задачи стратегического планирования…………………………….5
Расчет рыночного потенциала предприятия …………………………….8
Стратегическое планирование на основе анализа уровня использования РПП………………………………………………………………………….10
Преимущества стратегического планирования на основе оценки УИРП ………………………15
Расчетная часть…………………………………………………………….17
Расчет производственной мощности……………………..……………...17
Расчет списочной численности основных рабочих – сдельщиков....…18
Расчет себестоимости единицы продукции в отчетном периоде……...20
Определение доли условно-переменных и условно- постоянных расходов..................................................................................................21
Планирование снижения себестоимости продукции и расчет плановой себестоимости единицы продукции………. 23
Определение цены…………………………………………………...……26
Расчет выручки от реализации…………………………………..………26
Многокомпонентный анализ безубыточности……………………...…..27
Составления плана производства при ограничивающих условиях…..28
Заключение………………………………………………………………...30
Список используемой литературы……………………………..……….32

Работа содержит 1 файл

Планирование на предприятии.docx

— 74.87 Кб (Скачать)

Четвертый, последний, уровень  декомпозиции основывается уже на предметах  деятельности в областях третьего уровня. Так, например, на четвертом уровне потенциал аналитической деятельности в области трудовых ресурсов будет представлен потенциалами предметов аналитической деятельности в области трудовых ресурсов. В данном случае это может быть анализ влияния различных факторов на производительность работников, анализ формального и неформального взаимодействия работников различных уровней иерархии, анализ организационной структуры и т.п.

После определения всех составляющих РПП, встает задача их оценки, т.е. оценки потенциала каждой составляющей РПП. Поскольку  простое арифметическое сложение потенциалов, составляющих РПП, будет некорректным, возникает необходимость использования  весовых коэффициентов, которые  отражают уровень значимости составляющих РПП в рыночной деятельности предприятия. Например, для некоторого предприятия  аналитическая деятельность играет большую роль (оказывает большее  влияние на эффективность маркетинговой  деятельности), нежели коммуникационная и производственная. Такое же значение имеют весовые коэффициенты для  составляющих других уровней декомпозиции. Так, например, аналитическая деятельность в области финансовых ресурсов может  играть большую роль в маркетинговой  деятельности предприятия, чем аналитическая  деятельность в области информационных ресурсов.

1.3 Стратегическое планирование на основе анализа уровня использования РПП

С понятиями «стратегия»  и «стратегические решения» тесно  связано понятие «потенциал предприятия». В каждый данный момент предприятие  имеет вполне определенный рыночный потенциал. УИРП напрямую зависит от той стратегии развития, которую  выбрало для себя предприятие.

В основе стратегического  планирования с оценкой УИРП лежат  два основных подхода к стратегии  повышения рыночного потенциала:

«Подход снизу» — под  которым понимается разработка стратегии  увеличения использования отдельных  составляющих рыночного потенциала, что в итоге приведет к его  росту.

Стратегия повышения рыночного  потенциала рассматривается как  результат разработки стратегий  повышения потенциала его составляющих.

При этом необходимо оценить  текущее значение рыночного потенциала, проанализировать, за счет чего можно  его увеличить, построить стратегию  улучшения составляющих рыночного  потенциала. Такой подход носит ограниченный характер, т.к. не рассматривает влияние  изменения УИРП на деятельность всего  предприятия в целом и не предполагает наличия взаимосвязи между стратегией повышения УИРП и корпоративной  стратегией.

«Подход сверху» — под  ним понимается кардинальное изменение  всей стратегии предприятия, следствием которого станет рост рыночного потенциала. Таким образом, рост рыночного потенциала происходит, когда предприятие выбирает для себя стратегию, ведущую к  его увеличению. При этом изменение  составляющих РПП диктуется выбранной  стратегией.

Каким же образом осуществляется разработка стратегии с точки  зрения изменения УИРП?

Если проанализировать показатель РПП, становится ясно, что он представляет собой всеобъемлющую оценку внутренней деятельности предприятия и может  служить в качестве полноценной  характеристики сильных и слабых сторон деятельности предприятия. В  результате оценка существующего УИРП закладывается в основу стратегического  планирования.

Для стратегических решений  характерно, чтo их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов.

Уровень использования рыночного  потенциала в процессе реализации той  или иной стратегии является критерием  выбора стратегической альтернативы.

После завершения процесса стратегического планирования и  формирования стратегий по основным направлениям деятельности организации  необходимо для каждого варианта (комбинации стратегических решений) спрогнозировать  величину рыночного потенциала. Комбинация стратегических решений, обеспечивающая максимальную величину рыночного потенциала, будет наилучшей.

Прогноз рыночного потенциала может строиться с использованием качественных методов прогнозирования, таких, как экспертный метод и  метод построения сценариев. Построением  прогнозного значения УИРП должен заниматься отдел маркетинга с использованием экспертных оценок начальников подразделений  или ведущих специалистов предприятия

Процесс стратегического  планирования, построенный на основе оценки РПП, состоит из следующих  этапов (см. рис. 1)

Рисунок 1 Процесс стратегического  планирования на основе оценки УИРП

 

Таким образом, уровень использования  рыночного потенциала зависит от той стратегии, которую предприятие  выбирает для себя.

Рассмотрим подробнее  этапы стратегического планирования на основе оценки УИРП.

Определение миссии и целей  осуществляется традиционным способом. Миссия должна содержать философские  ориентиры в деятельности компании, конкурентные преимущества и т.д. Цели предпочтительнее формулировать в  первую очередь по следующим ключевым пространствам или основным сферам деятельности: положение предприятия  на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала, социальная ответственность и инновационная деятельность1. Это позволит более четко отследить соответствие стратегических альтернатив целям компании

Анализ внешней макро- и микросреды проводится методом SWOT-анализа, сканирования внешней среды и  выявления специфических факторов, непосредственно влияющих на деятельность предприятия.

Порядок расчета текущего значения уровня использования РП и  определение сил и слабостей  были рассмотрены выше.

На основе анализа внешней  среды и УИРП формируются наиболее перспективные направления деятельности предприятия. Для разработки стратегии  предпочтительнее использовать матрицу  Ансоффа, основанную на анализе рынка и товара, и матрицу фирмы Arthur D. Little , основанную на анализе жизненного цикла отрасли и ее конкурентной позиции.

Анализ стратегических альтернатив  с точки зрения соответствия ключевым факторам среды, миссии, цели компании, учета рисков реализации стратегий  и взаимосвязи стратегий позволяет  отсеять самые неподходящие варианты

В итоге необходимо сформировать 2—3 равноправных стратегических варианта, каждый из которых включает в себя дерево стратегий, начиная с корпоративной  и заканчивая стратегиями подразделений  компании.

Для всех вариантов необходимо построить прогнозное значение УИРП. Прогнозирование можно осуществлять на основе метода экспертных оценок. Оценки выставляются для тех же категорий, что и при расчете УИРП. Чтобы  облегчить задачу экспертам, необходимо сформулировать основные тенденции  развития предприятия и отдельных  сфер его деятельности в зависимости  от выбранной стратегии. Так, необходимо сформулировать основные тенденции в сфере маркетинга, управленческой деятельности, ресурсов предприятия технологии производства и его эффективности, инноваций. Кроме того, желательно предопределить динамику изменений в каждой из сфер и направление изменения (уменьшение, рост показателей, резкое или плавное изменение). Это облегчит выбор прогнозируемого значения отдельного элемента РПП для эксперта, который будет выставлять оценки прогнозного значения УИРП.

Анализ полученных прогнозов  позволит выбрать наиболее предпочтительную на данный момент стратегию развития предприятия. Необходимо учитывать, что  стратегия должна вести к ослаблению влияния слабых сторон предприятия  и защищать от внешних угроз.

Расчет и прогнозирование  УИРП должны проводиться каждый раз, когда предприятие принимает  стратегически важные решения. УИРП — это комплексный показатель оценки деятельности предприятия, чувствительный к решениям, имеющим долгосрочные и необратимые последствия. Поэтому  любые стратегические решения должны вести к росту или к снижению рыночного потенциала. Если предприятие  принимает решение, негативно влияющее на РП, это может сказаться на его положении в отрасли и  на конкурентоспособности продукции.

1.4 Преимущества стратегического планирования на основе оценки УИРП

 

Планирование на основе оценки УИРП предоставляет возможность  построения стратегии предприятия, ведущей к улучшению внутренних показателей его работы.

Подобный анализ позволяет  изучить деятельность предприятия  с точки зрения рационального  использования всех имеющихся ресурсов. Данный метод охватывает все сферы  внутренней деятельности предприятия  и позволяет наиболее четко представить  направления их развития для эффективного взаимодействия с рынком.

С одной стороны, предложенный нами метод основывается на традиционном понимании процесса стратегического  планирования и легко встраивается в существующую на предприятии схему  анализа, обеспечивая системный  взгляд на его работу. С другой стороны, рассмотрение УИРП дает более объективную  картину по сравнению с традиционными  методиками, т.к. она основана на синтезе  оценок ведущих специалистов. Такой  подход позволяет составить комплексное  видение проблем и перспектив развития предприятия.

Таким образом, для современного предприятия изучение собственной  структуры рыночного потенциала является необходимым этапом стратегического  анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчётная часть

 

2.1 Расчёт производственной  мощности

 

Производственная  мощность (ПМ) - максимально возможный годовой выпуск продукции при полном использовании производственного оборудования. ПМ определяется с целью установления планового выпуска продукции по мощности ведущего оборудования.

 

Технико-экономическая  характеристика предприятия:


 

Таблица 1

Показатели

А

Б

Количество ведущего оборудования, шт.

18

24

Производительность единицы  оборудования, кг/ч

10

8

Коэффициент полезного времени

0,8

0,75

Норма обслуживания ап/чел

3

4

Коэффициент использования  мощности в базовом периоде

0,78

0,88

Расход сырья на 1 тонну  продукции, т

13

6

Ограниченный расход сырья  для составления плана производства, т

6890


 

Расчёт  производственной мощности:

ПМ=Пчас∙Куст∙Тэф

Где Куст – количество установленного ведущего оборудования, ед

Пчас – производительность единицы оборудования в единицу времени, кг/ч

Тэф – эффективный фонд времени работы оборудования, ч.

Годовой эффективный фонд времени работы оборудования:

Тэф=Тном∙КПВ

Где Тном – номинальный фонд времени работы оборудования за год, ч

КВП – коэффициент полезного  времени работы оборудования.

Тном=248∙8∙2=3968 ч

Продукция А: Тэф=3968∙0,8=3174,4 ч

ПМ=10∙18∙3174,4=571392 кг

Продукция Б: Тэф=3968∙0,75=2976 ч

ПМ=8∙24∙2976=571392 кг

Выпуск  продукции:

Q=ПМ∙Ки

Где Ки – коэффициент  использования производственной мощности

Продукция А: Q=571392∙0,78=445685,76 кг

Расход сырья=445,68/13=34,28 т

Продукция Б: Q=571392∙0,88=502824,96 кг

Расход сырья=502,82/6=83,8 т

 

 

2.2 Расчёт списочной  численности основных рабочих-сдельщиков

 

В условиях периодического производства различают явочную  и списочную численность.


Явочная численность в смену (или штатный  норматив) - это количество рабочих, необходимых для обеспечения непрерывного производственного процесса. Ее можно рассчитывать исходя из норм труда:

Расчёт  списочной численности:

Чсп=Чсуткияв∙Кпер

Где Кпер – коэффициент перерасчета

Кпер=Тном/Тэф

Где Тном – номинальный фонд времени одного среднесписочного рабочего, определяемый путем вычитания из календарного фонда выходных и праздничных дней

Тэф – эффективный фонд времени, определяемый путем вычитания из номинального фонда планируемых невыходов, связанных с отпусками, учебой, болезнями, выполнением государственных и общественных обязанностей.

Чсуткияв= Чсмяв∙с

Где с – количество смен  в сутки

 

Явочная численность в смену:

Чсмяв=Куст/Нобс

Где Куст – количество установленного ведущего оборудования, ед

Нобс – норма обслуживания, ед.

Продукция А: Чсмяв=18/3=6 чел

Чсуткияв=6∙2=12 чел

Тном=365-117=248 дн

Тэф=248-20=228 дн

Кпер=248/228=1,088

Чсп=12∙1,088=13 чел

Продукция Б: Чсмяв=24/4=6 чел

Чсуткияв=6∙2=12 чел

Тном=365-117=248 дн

Тэф=248-20=228 дн

Кпер=248/228=1,088

Чсп=12∙1,088=13 чел

 

 

 

 

 

 

2.3 Расчёт себестоимости   единицы продукции в отчётном  периоде

 

Себестоимость продукции (С) - это затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Информация о работе Планирование использования рыночного потенциала предприятия