Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Последние два десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий рост ВВП. Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

Содержание

Введение 3
1. Анализ экономического развития Казахстана за 2007-2010 годы 7
2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы 16
3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений 29
Заключение 35
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Перспективы РК в мир экономике и межд.передел.docx

— 368.74 Кб (Скачать)

     На  этом этапе промышленную реализацию могут найти имеющиеся в стране научные заделы в области радиационной, лазерной, каталитической и биологической  технологии. Имеющийся в Казахстане научный и образовательный потенциал  позволяет рассчитывать на определенные успехи в этом направлении.

     Импульс развитию новых производств и  экспорта продукции с высокой  добавленной стоимостью может придать  кооперация с ведущими западными  компаниями и создание совместных предприятий (СП). Прямые иностранные инвестиции, осуществляемые транснациональными компаниями, имеют массу преимуществ перед  национальными источниками капитала и средствами международных фондов, главное из которых заключается  в переносе передового управленческого  опыта, ноу-хау и технологий для  конкретных промышленных проектов. Создание новых современных отраслей с  использованием прямых иностранных  инвестиций будет развивать человеческий, научный и образовательный потенциал  страны.

     В условиях Казахстана, обладающего значительными  земельными ресурсами, определенные шансы  на успех имеет ускоренное развитие аграрного сектора. Земельные ресурсы, которыми располагает республика, при их рациональном использовании и улучшении способны обеспечить производство разнообразной сельскохозяйственной продукции в объемах, удовлетворяющих внутренние и экспортные потребности. В случае более интенсивного их использования вполне вероятно рассчитывать на превращение Казахстана в поставщика сельскохозяйственной продукции на мировые рынки.

     Очень перспективной и привлекательной  моделью развития для Казахстана, обладающего значительным транзитным потенциалом, может стать специализация на транзитных торговых и транспортных услугах. Республика вполне может более активно использовать свое выгодное геостратегическое положение на трансконтинентальных торговых путях вблизи динамично развивающихся регионов мира. Возможности развития международной транзитной торговли через территорию Казахстана расширяются с началом функционирования нового Шелкового пути - Транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), а также с расширением торговли России со странами Южной Азии - Ираном, Пакистаном и Индией и, конечно же, создание Таможенного Союза с рядом стран, входящих в состав СНГ.

     Как видно, Казахстан располагает широкими возможностями выбора различных  вариантов развития экономики, и  что немаловажно, взаимодополняющих  друг друга, обеспечивающих долговременное устойчивое развитие страны. При этом важной предпосылкой быстрого экономического роста республики является открытость национальной экономики, предполагающая восприятие передовых технологий и  стандартов качества, верную ориентацию на мировых рынках и интеграцию в  систему международного разделения труда. Место Казахстана в мире по общему объему ВВП составляет около 0,13 %. Мало это или много, можно  судить, учитывая небольшую долю численности  населения страны в общей численности  населения мира, а также влияние  экономического коллапса, вызванного распадом СССР и последующей трансформацией экономики. По общему объему ВВП Казахстан  сегодня входит в пятую десятку  среди всех стран мира, находясь в одной группе с рядом процветающих стран мира. Среди стран СНГ  республика по объему ВВП занимает первую позицию, при этом доля Казахстана в совокупном ВВП по Содружеству  постоянно растет. Также очевидно, что для усиления экономических  позиций страныв мировой экономике  требуется не только полноценное  использование всех существующих и  потенциальных источников экономического роста, но и оптимальная продуманная  стратегия участия Казахстана в  международных экономических отношениях.

     По  производству ВВП на душу населения  Казахстан входит в верхнюю подгруппу  развивающихся стран со средним  уровнем дохода, занимая примерно одинаковые позиции с такими динамично  развивающимися странами как Китай  и Египет. Среди стран СНГ по данному показателю республика занимает второе место после России, а в  регионе Центральной Азии лидирует со значительным преимуществом.

     Представленные  показатели характеризуют в общих  чертах современный уровень развития и экономический вес Казахстана в мире. Для того чтобы выбрать  адекватную стратегию развития национальной экономики и определить ее место  в мировой экономической системе  в настоящий момент и в длительной перспективе требуется более  конкретная оценка имеющегося экономического потенциала, прежде всего, его производственно-промышленной и ресурсной составляющих.

     Особенно  важным итогом перестройки экономики  и режима торговли становится обновление многосторонней системы торговли Казахстана через ВТО. Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, вдохнуло новую  жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной  торговой системы. Важность этой концепции  для Казахстана сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает Казахстану перспективу  полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и расширенные  правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые  возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться  существенной внешней поддержкой программы  реформ экономики Казахстана.

     Казахстанское правительство признало это, сделав официальную заявку на присоединение  к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть  важную роль в поддержке экономической  либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в казахстанской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО  и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с казахстанскими экономическими реформами, нацеленными  на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью  новых возможностей торговли, недоступных  за пределами системы ВТО.

     Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в Казахстане в рамках проблемы присоединения Казахстана к системе  ГАТТ/ВТО, обобщим стоящие перед  государством цели:

     1. Приоритетное применение ценовых  методов и механизмов в регулировании  внешней торговли. В регулировании  импорта основным инструментом  должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие  экспортные квоты должны быть  постепенно заменены на экспортные  пошлины, которые соотносились  бы с разницей между внутренней  и мировой ценой.

     2. Упразднение правительственных  закупок. После отмены централизованного  импорта, практика централизованного  экспорта должна быть также  исключена, равно как и разрешительные  процедуры для экспортеров.

     3. Приоритет многостороннего подхода  к внешнеэкономическим отношениям.

     4. Расширение экспорта и диверсификация  его географической и товарной  структуры. Основным приоритетом  здесь является устранение существующих  экспортных барьеров, в частности  лицензирования и различных экспортных  пошлин.

     5. Формирование адекватной системы  защитных мер в отношении импорта.  Недавнее увеличение импортных  пошлин свидетельствует о тревожной  тенденции к установлению неприемлемо  жестких защитных мер в отдельных  секторах. Протекционистское давление  этих секторов должно быть  преодолено путем принятия ограничительных  обязательств в отношении уровня  ставок таможенных тарифов, а  также обязательств по их последовательному  снижению.

     6. Отказ от использования инструментов  регулирования внешней торговли  в других, не связанных с этой  сферой деятельности, целях. В  частности, поддержание приемлемого  уровня бюджетных поступлений  не может осуществляться за  счет увеличения ставок таможенных  тарифов и других, связанных с  торговлей, налогов и сборов.

     Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно  связан с макроэкономической стабилизацией  и с прогрессом, достигнутым в  процессе перехода к рыночным принципам  ведения хозяйства. Однако следует  отметить, что успех реформы внешнеэкономической  сферы должен со своей стороны  способствовать улучшению общей  макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в Казахстане стратегическую роль и с точки зрения структурной  перестройки хозяйства.

     Казахстан, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что Казахстану, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении  с “мертвой точки”, процесс его  превращения в полноправного  участника международных экономических  отношений еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться Казахстану в этом направлении  очевидны, равно как и его способность  преодолеть эти трудности.

     Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно, на правительстве  Казахстана. Однако большое значение имеет международная поддержка  процесса интеграции Казахстана в многостороннюю систему международной торговли, прежде всего за счет улучшения условий  доступа казахстанской продукции  на западные рынки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  1. http://www.inform.kz/rus/article/2354433 ВВП Казахстана в 2010 году составил более 21,513 трлн. тенге - Ж.Айтжанова (статья)
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Финансовый_кризис_2007—2010_годов_в_Казахстане
  3. www.kisi.kz - Сайт Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.
  4. http://www.minplan.kz/about/60/34806/ - Стратегический план Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы
  5. Основные итоги развития экономики Казахстана за годы рыночных реформ, Б.Д. Ушбаева, Д.К. Смагулова - Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011
  6. Экономические показатели в 2011 году. www.zakon.kz (http://www.zakon.kz/4458245-za-10-mesjacev-2011-goda-rost-vvp.html).
  7. Российское экономическое издание «Валовый Внутренний Продукт»:  http://www.vvprf.ru/archive/clause400.html.
  8. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  9. www.continent.kz - Электронная версия журнала «Континент».
  10. Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан: www.pm.kz. - 01/12/2011  Казахстан вошел в фазу устойчивого экономического развития - Премьер-Министр
  11. Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» от 30.04.2011 г.
  12. www.unesko.kz
  13. www.nationalbank.kz
  14. www.krrk.kz - Конфедерация работодателей Республики Казахстан.
  15. www.dn.kz – электронная версия газеты «Деловая неделя».
  16. www.khabar.kzЗАО «Хабар».
  17. ЕС: Москва и Брюссель сняли последние разногласия по ВТО («Ведомости», 21.10.2011) — WTO.RU
  18. Казахстан в скором времени вступит в ВТО — глава российской переговорной делегации («Trend»,18.01.2011) — WTO.RU
  19. WTO | Understanding the WTO — members
  20. Азаров: Украина не может вступить в Таможенный союз : Новости УНИАН
  21. Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу («Независимая Газета», 12.10.2011) — WTO.RU
  22. www.wto.ru -  сайт Всемирной Торговой Организации (ВТО) (рус).
  1. Смирнов С. – «ВТО: Проблемы вступления» http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html
  1. www.prof.msu.ru - Ассоциация «Профессионалы за сотрудничество».
  2. http://news.central.kz -   Интернет-служба «Центральный Казахстан».
  3. www.dn.kz – Электронная версия газеты «Деловая неделя».
  4. Мировой финансовый кризис: обзор - http://ru.wikipedia.org .

Информация о работе Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений