Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Последние два десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий рост ВВП. Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

Содержание

Введение 3
1. Анализ экономического развития Казахстана за 2007-2010 годы 7
2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы 16
3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений 29
Заключение 35
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Перспективы РК в мир экономике и межд.передел.docx

— 368.74 Кб (Скачать)

     По  мнению противников ВТО - эта организация  поддерживает интересы транснациональных  корпораций и не проявляет заботы о простых людях. США активно  использует посредничество ВТО для  защиты своих интересов. Из 24 случаев, когда Вашингтон обращался за помощью к ВТО, в 22 эта организация  поддерживала американскую позицию. Соединенные  Штаты получили поддержку ВТО  и в вопросе генетически измененных продуктов. США также намерены добиваться установления общемировых стандартов в сфере трудовых отношений. Не трудно догадаться, что, например, установление минимума зарплаты резко подорвет конкурентоспособность  слаборазвитых стран на мировых  рынках. Не случайно против этого решительно выступает Китай. Одновременно администрация  США выступает за активизацию  ВТО в сфере охраны окружающей среды, что также будет играть ей на руку, т.к. в США установлены  более высокие стандарты, чем  в большинстве стран мира, которые  не способны удовлетворить американские экологические требования.

     В число приоритетов США входит также всемирное соглашение о  транспарентности в государственных  закупках. Этот рынок ежегодно поглощает  свыше 3 трлн. долл. Под видом борьбы с коррупцией американская администрация  стремится обеспечить доступ на этот рынок. Но экономические соперники  Вашингтона не собираются сдаваться  без боя. Особое раздражение у  многих вызывают американское антидемпинговое  законодательство и практика санкций  под надуманными предлогами ("защита дельфинов и черепах").

     Другой  аргумент противников глобализации: она нивелирует культурное своеобразие  стран, превращая их всех в бледную  копию Запада. Во многом это справедливо, но здесь, прежде всего, следует спросить самих жителей стран, что для  них важнее: повышение уровня жизни  или возможность жить в живописных юртах и исполнять на голодный желудок народные танцы?

     Положительные стороны. Главный положительный фактор - открытие новых возможностей по доступу на мировые рынки. Разительный пример - город Бангалор в Индии, выросший на контрактах американских корпораций в один из крупнейших в мире центров разработки программного обеспечения.

     Не  секрет, что членство в ВТО существенно  повышает инвестиционную привлекательность  страны, т.к. одним из основных принципов  этой организации является принцип "транспарентности", т.е. полной открытости страны, прозрачности законодательной  базы. Естественно, что иностранцы, уверенные в защищенности своих  инвестиций, более охотно будут вкладывать свои деньги в экономику данной страны [24].

     Острое  соперничество между региональными  блоками приводит к регулярным "банановым  войнам". Но ВТО стала инструментом, благодаря которому торговые войны  не приводят к настоящим военным  конфликтам. Это особенно важно в  сегодняшнее неспокойное для  Казахстана и многих стран СНГ  время.

     Без вступления в ВТО Казахстан неизбежно  будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке  устанавливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, будут  продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов  полностью открыть свой рынок  для более сильных конкурентов. Наша промышленность, сельское хозяйство, финансовый сектор нуждаются в протекционистской  защите.

     Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных идеях - и что  характерно, неверны обе. Первая заключается  в том, что свободная торговля понижает уровень жизни в развитых странах, стимулируя утечку рабочих  мест и создавая торговый дефицит. Вторая - в том, что свобода торговли расширяет  экономическую пропасть между богатыми и бедными странами. Для того, чтобы и то, другое было правдой, богатые страны должны терять рабочие  места и одновременно становиться  еще богаче, тогда как развивающиеся  страны должны приобретать рабочие  места, развиваться быстрее и  одновременно становиться еще беднее. Предположим, что вы свободно торгуете с другими странами, то есть без  тарифов и ограничений. Наибольшим спросом будет пользоваться именно тот продукт страны, который она  производит лучше и дешевле, чем  все остальные. В результате потребители  всех стран-партнеров имеют самые  лучшие товары по самой сходной цене. Но это самая простая и понятная ситуация. А что произойдет, если все остальные страны введут высокие  тарифы на импорт, и только вы останетесь без таможенных барьеров? Не получится  ли так, что ваша промышленность, не имея возможности экспортировать, захиреет под наплывом дешевого и качественного  импорта? Парадокс свободной торговли состоит в том, что даже в этом случае ваша страна окажется в самом  выгодном положении. Прежде всего, теперь только ваши потребители будут иметь  доступ ко всем самым дешевым и  качественным товарам на рынке. А  ваша собственная промышленность под  максимальным давлением конкурентов  перестроится настолько, что в конечном счете станет эффективнее и рентабельнее, чем конкуренты. Примером может служить  Новая Зеландия, которая являясь  страной-импортером сельхозпродукции и, имея очень низкие тарифы, породила внутреннюю конкуренцию, и сейчас эта  страна является примером громадного роста. А вот дела в других странах  будут обстоять гораздо хуже. Их население теперь должно за все платить  больше, в том числе за отечественные  товары - ибо в отсутствие конкурентного  стимула цены неизбежно поднимутся. Их промышленность будет обречена на застой.

     Существует  также мнение, что ущерба отечественной  промышленности нанесено не будет, и  Казахстан только выиграет от вступления по следующим причинам: во-первых, из-за того, что казахстанская промышленность сегодня насыщена большим количеством  импортных комплектующих и потому несет потери от пошлин на ввозимую продукцию; во-вторых, соотношение низкой цены и плохого качества, которое  демонстрирует отечественная промышленность, не может предложить ни одна иностранная  фирма, ибо дорожит своей репутацией. При этом низкий курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные пошлины [25].

     Для Казахстана большое значение имеет  условие ведения торговли между  участниками ВТО на недискриминационной  основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт  нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам режим  наибольшего благоприятствования  с 134 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области  лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных  пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. Присоединение к ВТО  является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника  многосторонней торговой системы и  вывода законодательства республики на современный международный уровень [23].

     Что же касается негативных сторон, то можно  предположить, что краткосрочные  потери, которые несут вновь вступающие страны при сокращении тарифов, будут  с лихвой компенсированы долгосрочными  доходами от вхождения в мировой  рынок. ВТО дает нам только правила  торговли и благоприятную среду, т.е. даются возможности, а как отдельная  страна будет развивать свой экспорт, зависит от нее самой. Если правительство  будет вести грамотную политику и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и повышение  экспорта. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы стать  в XXI веке в числе лидеров мирового развития. Гигантские природные ресурсы, научный потенциал, квалифицированная  рабочая сила - все это может  сделать нас вполне конкурентоспособными в глобальной экономике [26]. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Согласно  принятой Программе развития Республики Казахстан, правительством республики были обозначены следующие приоритетные и основные цели, направленные на активное развитие международных экономических  отношений страны:

  • Построить основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики (по состоянию на ноябрь 2011 года находится в процессе исполнения).
  • К 2010 году увеличить вдвое объем валового внутреннего продукта (ВВП) (цель достигнута, согласно статистическому агентству РК по состоянию на III квартал 2011 года ВВП составляет 107% по отношению к соответствующему периоду прошлого года).

      Также в сфере экономики государством были приняты модели развития, ориентированные  на долгосрочную основу:

  • превращение государства в "локомотив" экономического роста;
  • создание и выведение крупных системообразующих компаний с участием государства на региональный и, по возможности, мировой уровень;
  • экономическая экспансия в регионе СНГ.

      В сфере государственного управления:

  • создание эффективного, способного управлять государственным предпринимательством Правительства;
  • четкое разделение функций центральных и местных органов власти;
  • предоставление самостоятельности местным органам государственного управления в пределах компетенций, установленных законодательством;
  • контроль государства за основными социальными сферами через совершенствование бюджетной системы.

     Представленная  оценка экономического (производственного  и ресурсного) потенциала Казахстана характеризует сегодняшний уровень  развития его экономики как неустойчивый, но имеющий определенные задатки  для полноценной и эффективной  интеграции страны в мировое хозяйство. В пользу открытости убедительно  свидетельствует практика соседних стран, также долгое время изолированных  от мировой экономики, - Китая, стран  Балтии и Восточной Европы. Существует множество блестящих примеров, когда  страны, открывшие свою экономику, в  сжатые сроки (кстати, не располагая такими богатыми ресурсами и промышленной базой, как Казахстан) преодолели отсталость и вошли в ряды процветающих индустриальных стран мира с высоким уровнем  жизни. Открытая экономика предоставляет  неисчерпаемые возможности не только для выхода из кризиса, но и для  стремительного экономического роста, кардинального улучшения жизненного положения населения [27].

     Опасность модели развития, опирающейся исключительно  на интенсивную эксплуатацию и экспорт природных ресурсов доказало ухудшение конъюнктуры цен на мировых рынках в 1997-1999 годах. К тому же, стимулирующее влияние экспортной ориентации может проявиться лишь при условии, если экспорт представлен продукцией относительно высокой степени переработки. А если он состоит преимущественно из сырья, как в Казахстане, то ориентация на экспорт равносильна ориентации на развитие сырьевого комплекса в ущерб обрабатывающему, поскольку добывающие отрасли переманивают к себе трудовые, финансовые и технологические ресурсы страны, оттягивают на себя приток иностранных инвестиций. Экспорт сырья может оказать стимулирующее влияние на экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут вкладываться в развитие высокотехнологичных производств.

     В Казахстане, как и в большинстве  стран с крупными запасами природных  ресурсов их разработка может стать  солидным подспорьем при выходе на траекторию экономического роста, но не более того. Разработка собственных  сырьевых ресурсов может ощутимо  снизить затраты на импорт сырья  и высвободить дополнительные средства для приобретения инвестиционных и  потребительских товаров, а также  погашения внешнего долга. С помощью  сырья также можно поддерживать необходимый уровень экспорта до тех пор, пока не удастся его кардинально  диверсифицировать на основе ускоренного  развития обрабатывающих и высокотехнологичных  производств.

     Наша  страна располагает условиями, необходимыми для модернизации промышленности и создания новых производств. К таким предпосылкам можно отнести значительные масштабы свободных бездействующих производственных мощностей (включая бывшие предприятия военно-промышленного комплекса), позволяющих быстро запустить производство новой продукции; наличие квалифицированных кадров; достаточно развитый научно-технический потенциал страны и наличие продвинутых научных и технологических заделов.

     Реальная  модернизация производства, повышение  конкурентоспособности продукции, поиск новых перспективных рынков и потребителей требуют не только активной поддержки государства  в разработке сбалансированной промышленной, внешнеторговой и налоговой политики, но и значительных инвестиционных ресурсов. Основным источником последних могут  стать как отечественный, так  и иностранный предпринимательский  сектор. Активизировав приток инвестиций и, направляя их на модернизацию промышленности, Казахстан может стать вполне конкурентоспособным производителем продовольственных и потребительских  товаров, химической продукции и  машиностроения.

     Возрождение реального сектора казахстанской  экономики может быть достигнуто посредством промышленного реструктурирования, приобретения передового опыта и  технологий, конверсии сохранившихся  с советских времен оборонных  производств. Эти мероприятия требуют  разумного макроэкономического  и финансового руководства со стороны государства, включая дальнейшее развитие банковского сектора, крупномасштабное стимулирование национальных и иностранных  инвестиций, реализацию программ мобилизации  капитала на государственном (народное IPO) и региональном уровнях. На первом этапе, вкладывая нефтедоллары в освоение прогрессивных технологий, в республике можно организовать конкурентоспособное производство продуктов нефтепереработки, стройматериалов, химической продукции, металлоизделий, станков, дорожных и строительных машин, контрольных и измерительных приборов. Затем, на базе сохранившихся предприятий военно-промышленного комплекса, выпускающих приборы, средства автоматизации и радиотехники, используя механизмы конверсии, малого исовместного предпринимательства, можно заложить ядро новых наукоемких производств.

Информация о работе Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений