Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Последние два десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий рост ВВП. Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

Содержание

Введение 3
1. Анализ экономического развития Казахстана за 2007-2010 годы 7
2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы 16
3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений 29
Заключение 35
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Перспективы РК в мир экономике и межд.передел.docx

— 368.74 Кб (Скачать)

     Также она отметила, что в минувшем году инфляция в республике составила 7,1%, но с января 2011 года инфляция превысила 8%, потому что стали возрастать глобальные цены на продукты питания. В ближайшие  годы Казахстану станет более необходимым  сотрудничество в области торговли и энергетики с крупными региональными  экономиками. Совершенствование регулирования  банковского сектора и поддержка  финансовой стабильности продолжат  играть важную роль. Полезным для страны будет усиление регионального сотрудничества в области энергетики. «В среднесрочном  периоде, равно как и везде  по региону, постоянные усилия по диверсификации экономики, в том числе сосредоточение на региональном сотрудничестве и на более всестороннем и устойчивом развитии, будут очень важны», –  заключила Ноэлин Хейзер.

     Напомним, в минувшем году рост ВВП в Казахстане зафиксирован на уровне 7%. ЭСКАТО расположена  в Бангкоке и является крупнейшей из пяти региональных комиссий ООН  по количеству членов, численности  населения стран-участниц и охватываемой территории [6].

     Макроэкономические  риски и механизмы  реагирования. При реализации политики обеспечения сбалансированного и качественного экономического роста возможно наступление определенных макроэкономических рисков, которые, в зависимости от степени изменения ситуации, требуют различные механизмы реагирования.

     Ухудшение экономической ситуации, вследствие отсутствия признаков выхода мировой  экономики из кризиса, дальнейшего  снижения мировых цен на сырьевые ресурсы, закрытости внешних рынков для заимствования, приведет к снижению поступлений и расходов государственного бюджета, сокращению притока иностранной  валюты в страну, оказывающему давление на тенге в сторону девальвации, снижению деловой и потребительской  активности и последующей рецессии экономики.

     В целях дополнительного стимулирования инвестиционной, деловой и потребительской  активности будут предприниматься  меры по дополнительному поддержанию  ликвидности секторов экономики  через: 
        - привлечение дополнительных средств из Национального фонда; 

     - привлечение дополнительных ресурсов  для поддержки кредитозависимых  отраслей, в том числе за счет  привлечения ресурсов государственных  компаний и институтов развития;

     - поддержания ликвидности банков  второго уровня, в том числе  через пересмотр нормативов минимальных  резервных требований.

     В случае улучшения ситуации – значительного  роста мировых цен на сырьевые ресурсы, открытия доступа к внешним  займам, произойдет увеличение притока  иностранной валюты в страну, поступлений  и расходов бюджета, что, в свою очередь, может привести к повторному «перегреву экономики», повышению уровня инфляции, а также будет оказывать давление на обменный курс тенге в сторону  укрепления и способствовать снижению конкурентоспособности несырьевого  экспорта.

     В данном случае необходимо принятие следующих мер: 

     - стерилизация избыточной ликвидности  и денежной эмиссии;

  • увеличение накоплений в Национальном фонде;
  • ужесточение фискальной политики (сокращение расходов бюджета до уровня, ниже номинальных темпов роста ВВП);
  • ужесточение денежно-кредитной политики (через механизм минимальных резервных требований и регулирующие ставки);
  • увеличение международных резервов Национального банка; 
    ограничение рисков банковского сектора, связанных с внешними заимствованиями.

     Ввиду вероятности повторного «перегрева»  в секторах экономики, наиболее зависимых  от банковского кредитования, необходимо предусмотреть меры по ограничению  и диверсификации потоков капитала и структурному регулированию отраслей экономики [15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений.

     Борьба  за свободу торговли - одна из главных  тенденций мировой экономики  второй половины уходящего века.

     Это движение за свободу торговли в последние  годы получило название глобализации. Глобализация подразумевает мировую  свободу передвижения не только товаров, но и капитала, а в конечном счете, даже квалифицированной рабочей  силы. Друзья глобализации - это в  основном политические деятели развитых промышленных стран, которые часто  поддерживают собственную глобализацию в ущерб чужой. Есть у глобализации и враги.

     Глобализация  не обошла стороной и Казахстан. С  января 1996 г. республика имеет статус наблюдателя во Всемирной Торговой Организации (ВТО), которая пришла на смену Генеральному Соглашению по Тарифам  и Торговле (ГАТТ).

     Бросается в глаза разница в подходе  к вступлению в ВТО Китая и  Казахстана. Китай 13 лет вел переговоры с ВТО, добиваясь для себя приемлемых условий, обеспечивающих интересы китайских  производителей. На долю Китая приходится 12% мирового ВВП, но только 3% мировой  торговли. В конечном счете, Пекин  пошел на серьезные уступки, поняв, что вступление в ВТО приведет к существенному росту роли Китая  в мировой торговле в начале следующего века. После того как Китай согласовал с Соединенными Штатами условия  своего вступления, правилами ВТО  будет определяться экономическое  поведение 90% населения мира, на долю которых приходится 95% глобальной торговли.

     Часто задается такой вопрос, не является ли вхождение Казахстана в ВТО  преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими экономистами было подсчитано, что при вступлении в ВТО она сэкономит более  миллиарда долларов. Конечно же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.

     Казахстан придерживается жесткой позиции  в вопросе вступления в ВТО. Как  заявил председатель агентства по стратегическому  планированию и реформам Ержан Утембаев: "Стратегическая цель Казахстана - вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) на "достаточно хороших для страны условиях". С одной стороны эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.

     Глобальный  рынок формируется прежде всего  через создание региональных коалиций, которые созданы ведущими торговыми  державами. Для стран Европейского союза на долю внутриблоковой торговли приходится 62% экспорта, а для стран  НАФТА - 51%.

     На  сегодняшний момент в ВТО преобладают  голоса высокоразвитых стран, таких  как США, Япония и ЕС, которые и  ведут переговоры с целью получения  наибольшей выгоды. Возможно, вступление Китая немного изменит эту  ситуацию, но голоса остальных стран  все еще не слышны - среди развивающихся  стран нет силы, которая могла  бы уравновесить их влияние. Ситуацию может изменить координация переговорной политики вступающих в ВТО стран  СНГ. Создав такую общую политику, возможно, удастся добиться каких-то лучших условий по вступлению, дополнительных привилегий в этой организации и  т. д. Об этом высказался и Президент 24 сентября в Астане, после заседания  Совета глав правительства Таможенного  союза. По его словам, вступать в  ВТО собираются все страны Таможенного  союза. "Но мы договорились, что все  будем вступать согласовано", - сказал президент. "ВТО заставляет открывать  внутренние рынки, без ограничения  ввозить иностранные товары, в  результате этого останавливаются  все предприятия внутри Таможенного  союза", - отметил он [16].

     Создание  Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а  следовательно переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США  быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились  пойти на множество уступок в  рамках переговоров. Так, России удалось  отстоять свои интересы, отклонив претензии  Финляндии по пошлинам лес и изделия  из дерева, а также требования стран  Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики  в течение 5-7 лет.[17]

     Беларусь  и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации  Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также  станет членом этой организации». В  то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться  достаточно нескоро.[18]

     Киргизия  вступила в ВТО значительно раньше, чем в Таможенный союз — в 1998 году.[19] Давнее членство в ВТО не помешало Киргизии вступить в ТС, что перечеркивает аргументы Украины о невозможности вступления её в ТС, до того, как все члены ТС станут членами ВТО.[20]

     В октябре 2011 года комиссия ТС привела  все нормы Таможенного союза  в полное соответствие с нормами  ВТО. Кроме того, было решено, что  в случае вступления в ВТО, нормы  этой организации будут иметь  большую силу, чем нормы ТС.[21]

     Но, думаем, будет крайне сложно достичь  согласованной политики, - хотя страны СНГ и унаследовали от СССР сильную  экономическую взаимозависимость, интересы стран во многих аспектах не совпадают. Подобные попытки могут  затянуть процесс вступления в ВТО, поскольку взаимного согласия нет  даже в рамках зоны свободной торговли. Поэтому Грузия, к примеру, посчитала  для себя более целесообразным воздержаться от такой всеобщей переговорной политики и вести переговоры самостоятельно, решив, что затягивание процесса вступления, вероятно, будет связано  с еще более сложными требованиями со стороны ВТО.

     Но  все же гармонизация законодательно-нормативной  базы и торговой практики стран СНГ  с нормами ВТО необходима, т.к. она будет одновременно способствовать их сближению и развитию взаимовыгодной торговли. Соблюдение единых подходов и правил в таких сферах, как  стандарты, санитарно-фитосанитарные меры, применение субсидий и государственной  поддержки, определение страны происхождения, лицензирование, осуществление государственных  закупок и т. д., позволит развивать как международную торговлю в целом, так и торговлю между странами СНГ [22].

     Во  вступлении в ВТО есть как положительные, так и отрицательные стороны.

     Отрицательные стороны. Какие же существуют негативные моменты вступления в ВТО? Ясно, что мы имеет конкурентоспособный сектор только в области выработки первичных продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли нашей экономики неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского хозяйства и легкой промышленности. Вступив в ВТО, Казахстан столкнется с большими проблемами, т.к. потеряет возможность прибегать к таким методам защиты отечественных производителей, как количественные ограничения во внешней торговле: квоты, лицензии и т.д. Также от Казахстана требуют снижения уровня таможенных тарифов с потерей права в дальнейшем их повышать. Понятно, что это будет сильнейшим испытанием для бюджета нашей страны. Но либерализация торговли товарами - это еще полбеды. Согласно Всеобщему соглашению по торговле услугами, будут отменены таможенные барьеры примерно на 100 различных видов услуг.В декабре 1997 г. было также подписано соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого стали 102 государства. Этот глобальный рынок охватывает 38 трлн. банковских кредитов, 18 трлн. долл. ценных бумаг и 2 трлн. долл. страховых вкладов. И мы тоже будем вынуждены снять все преграды в сфере услуг, в первую очередь финансовых.Но отечественные финансовые институты весьма нестабильны и неконкурентоспособны., что показал недавний финансовый кризис, А страховой бизнес у нас только начинает зарождаться.

     До  нас еще толком не дошло, что вступление в ВТО может грозить полной ликвидацией некоторых отраслей народного хозяйства. Во многих странах  эту опасность чувствуют острее, особенно в странах Восточной  Европы, чья сельхозпродукция оказывается "вдруг" не нужна. Поэтому необходимо принимать соответствующие меры до того, как политики приняли решения  и подписали документы. Для Республики Казахстан не может считаться  справедливым, если обязательства по вступлению в ВТО будут основаны на сокращении уровня внутренней поддержки, оказываемого государством аграрному  сектору.

     Уровень правительственной поддержки сельскохозяйственных производителей в Казахстане значительно  отличается от сложившегося в развитых странах. Так, отношение размера  дотаций к размерам агропродукции  составляет 80% в Швейцарии, средний  уровень в странах Европейского Союза - около 45%. В Казахстане же его  среднее значение по данным за 1995-1997 гг. было ниже 20%. Страны же ЕС и Япония продолжают защищать свои продовольственные  рынки от американских товаров. Европейский  Союзтратит половину госбюджета на субсидию сельскому хозяйству, в том числе 7 млрд. долл. на поощрение сельскохозяйственного  экспорта. В этих условиях Казахстану также необходимо добиваться специальных  мер защиты внутреннего производства сельского хозяйства. Но требования ВТО таковы, что если страна хочет  применить подобные меры, нужны серьезные  исследования, чтобы доказать, что  производителю будет нанесен  ущерб импортом [23].

Информация о работе Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений