Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Последние два десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий рост ВВП. Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

Содержание

Введение 3
1. Анализ экономического развития Казахстана за 2007-2010 годы 7
2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы 16
3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений 29
Заключение 35
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Перспективы РК в мир экономике и межд.передел.docx

— 368.74 Кб (Скачать)

     В 2009 году развитие экономики Казахстана проходило в условиях адаптации  к глубокому мировому экономическому кризису. По итогам 2009 года темпы роста  реального ВВП снизились до 1,2 %. Положительный рост экономики  в 2009 году был обеспечен увеличением  валовой продукции сельского  хозяйства на 13,8 %, увеличением объемов  добычи нефти на 8,1 %, а также антикризисными мерами государства по стимулированию спроса и активности в секторах экономики.  

     Вклад отраслей в реальный рост ВВП

       

     С начала текущего года наметилась положительная  динамика в отраслях экономики, что  в определенной степени обусловлено  оживлением мировой экономики.

     По  оперативным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в январе-июне 2010 года реальный ВВП вырос на 8,0 % к соответствующему периоду прошлого года.

     На  фоне улучшения конъюнктуры на внешних  рынках объем производства промышленной продукции в январе-августе 2010 года увеличился на 10,9 %, в том числе  за счет роста в горнодобывающей  промышленности и разработке карьеров – на 5,8 %, обрабатывающей промышленности – на 19,1 %.

     Развитие  отраслей экономики, характеризующееся  увеличением объемов производства товаров и предоставления услуг, способствовал росту занятости. Уровень безработицы в мае 2010 года составил 5,7 % к численности  экономически активного населения, что на 0,6 процентных пункта меньше, чем в мае 2009 года.

     Вместе  с тем, рост отечественной экономики  на фоне восстановления мировой экономики  и роста уровня цен на мировых  товарных рынках способствует повышению  внутренних цен. Уровень инфляции в  августе 2010 года составил 4,6 % к декабрю 2009 года, что на 0,3 процентных пунктах  выше аналогичного периода прошлого года.

     Зависимость состояния отечественной экономики  от внешних ценовых факторов сохраняется, вследствие присущей для нее структурной  поляризации. На одном полюсе – это  быстро развивающиеся, высокодоходные сырьевые отрасли и отрасли металлургии, работающие почти полностью на мировой  рынок, доходы которых целиком зависят  от ситуации в мировой экономике  и конъюнктуры внешних рынков. Сюда также можно отнести и  сельское хозяйство. На другом полюсе – отрасли обрабатывающего сектора, ориентированные преимущественно  на внутренний рынок, с низкой рентабельностью  и добавленной стоимостью.

     Таким образом, состояние экономики во многом определяется развитием сырьевых экспортоориентированных отраслей. Такая структура экономики не позволяет обеспечивать ее стабильный рост. Поэтому, в перспективе устойчивые темпы роста экономики должны обеспечиваться преимущественно развитием  несырьевого сектора.

     В сложившейся ситуации требуется  пересмотр политики финансовой и  нефинансовой поддержки предпринимательства, развития торговли. Бизнес-среда оказывает  серьезное влияние на развитие народного  хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых  работников.

     Так, за 2009 год доля субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП страны составила 30,4 % (в 2008 году – 31,2 %), розничный  товарооборот составил 2 525,2 млрд. тенге  и уменьшился по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года на 3,9 %. Оптовый  товарооборот в 2009 году составил – 6 496,2 млрд. тенге и уменьшился по сравнению  с прошлым годом на 1,1 % (в 2008 году – 6 538,4 млрд.тенге).

     В 2009 году в Республике Казахстан действовало 9 товарных бирж, на которых было проведено 398 торгов, заключено 1 119 сделок со спот-товаром. В течение отчетного года не было заключено ни одной фьючерсной сделки.

     За  отчетный год объем выставляемых на торги спот-товаров составил 94,5 млрд. тенге, оборот бирж по совершенным  сделкам составил в сумме 55,1 млрд. тенге.

     В 2010 году реальный ВВП страны вырос  на 7.3%. Наибольший вклад был обеспечен  ростом промышленности (около 40% роста  экономики), объемов торговли (22.6% роста  экономики) и услуг транспорта (8.5% роста экономики) [4].

     Ожидается, что в 2011 году экономическая политика Республики Казахстан будет направлена на:

     1) повышение конкурентоспособности  казахстанской экономики;

     2) диверсификацию в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития;

     3) обеспечение стабильной занятости  и роста доходов населения;

     4) реализацию государственных программ развития человеческого капитала, включая образование, здравоохранение и развитие языков.

     Повышение конкурентоспособности будет достигнуто за счет обеспечения макроэкономической стабильности, улучшения инвестиционного  и бизнес-климата, институционального усовершенствования, роста уровня технологического и инновационного развития, качества развития человеческих ресурсов страны, а также уменьшения торговых барьеров и расширения экономической интеграции в рамках Таможенного союза [5]. 
 
 
 

     Товарная  структура экспорта в январе-сентябре 2011г.

     в процентах

     

     Товарная  структура экспорта в январе-сентябре 2011г.

     в процентах 

     

     Данные  предоставлены Агенством  Республики Казахстан  по статистике 

     Министерство  акцентирует внимание на развитии и  создании в Казахстане практики применения мелкооптовой торговли по принципу «Кэш энд Кэрри» – «склад-прилавок», данный вид торговли нашел широкое распространение  в развитых странах. В Казахстане уже существуют компании, работающие по принципу «склад-прилавок», такие  как «РАМСТОР», «АСТЫҚ ЖАН», «АРЗАН»  и др.

     Позитивные  тенденции развития внутренней торговли сопровождаются сохранением ряда проблем.

     Не  развита биржевая торговля, современные  форматы торговли. На торговых рынках сосредоточен значительный объем теневого оборота, высокий уровень реализации контрабандной и контрафактной  продукции; широкое использование  поддельных сертификатов качества на реализуемые товары.

     В Казахстане, как и во многих странах, независимо от уровня их развития, существует проблема чрезмерного регулирования  экономической деятельности. Сложные  и непрозрачные процедуры, которым  должны следовать предприниматели  при создании и ведении бизнеса, служат самым серьезным препятствием экономическому росту. Эти процедуры  увеличивают затраты на производство и издержки предпринимателей, ограничивают их доступ на рынок, сдерживают развитие бизнеса, ухудшают бизнес-среду и  способствуют коррупции. Административные барьеры являются одной из причин появления теневого сектора экономики.

     Следует отметить, что отсутствие в стране целостной картины по планированию и реализации инвестиционных проектов приводит к неэффективной их реализации, дисбалансу в отраслях экономики  и отсутствию ресурсного обеспечения  проектов после ввода в эксплуатацию.

     Усилия  будут направлены и на развитие несырьевых секторов экономики, в том числе  и посредством обеспечения устойчивого  и сбалансированного роста развития регионального предпринимательства, внедрение принципов новой финансовой инициативы, совершенствования инструментов по привлечению инвестиций в государственно-частное  партнерство, обеспечивающих справедливое распределение рисков между государством, концессионером и инвестором.

     Как отметил Глава государства на 21-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республике Казахстан, важно систематизировать  меры государственной поддержки, продвигать инструменты государственно-частного партнерства при реализации проектов на местном уровне, особенно при  строительстве объектов социальной и жилищно-коммунальной сфер.

     Для развития несырьевых секторов экономики  помимо «прямых» мер, принимаемых Правительством, в рамках компетенции Министерства будет проводиться дальнейшая интеграция казахстанской экономики в мировую  торговую систему.

     В частности, продолжается работа по реализации интеграционных инициатив в рамках Евразийского экономического сообщества и завершению переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную  торговую организацию (ВТО) на экономически выгодных условиях.

     На  сегодня одним из значимых интеграционных прорывов ЕврАзЭС является практическая реализация с 1 января 2010 года Таможенного  союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которая представляет собой реализацию режима зоны свободной торговли товарами с применением единого таможенного  тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран, не входящих в Таможенный союз.

     В целом, интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС открывают новые возможности  для раскрытия экономического потенциала страны, выхода на мировой рынок  с высокой конкурентоспособностью путем создания совместных, взаимодополняемых  производств, а также осуществления  взаимной торговли на более выгодных условиях.

     Надлежащая  координация и содержательная проработка интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является важным средством, обеспечивающим комплексный учет национальных интересов Республики Казахстан  в достижении эффективной реализации интеграционных инициатив.

     Продолжается  работа по приведению казахстанского законодательства в полное соответствие с положениями обязательных соглашений ВТО, информированию делового сообщества об инструментах ВТО.

     Начало  практической реализации Таможенного  союза внесло коррективы в процесс  вступления в ВТО. Для того чтобы  Таможенный союз состоялся в условиях ВТО, принято решение о единовременном вступлении стран-членов Таможенного  союза в данную международную  организацию на гармонизированных  условиях.

     В этих целях создана единая переговорная команда, которой проведен анализ обязательств, принятых нашими странами по результатам  индивидуальных переговоров с целью  выработки предложений по проведению дальнейших переговоров со странами-членами  ВТО.

     Несмотря  на активные действия Министерства, направленные на развитие торговли, будет осуществляться работа по формированию надежной системы  защиты и продвижения экономических  интересов страны, созданию для отечественных  товаров и услуг доступа к  внешним рынкам, решению проблемы недостаточной информированности  отечественных производителей о  возможности защиты от возросшего, демпингового и субсидированного импорта  товаров, требованиях международных  рынков.

     На  основании вышеизложенного можно  сказать, что макроэкономическая политика в предстоящий период будет направлена на развитие несырьевых секторов экономики, путем совершенствования макроэкономического  прогнозирования и анализа, снижения административных барьеров, развития предпринимательства, привлечения  инвестиций и интеграции в мировую  торгово-экономическую систему [4].

     Подводя итоги, необходимо отметить, что рыночные реформы в Казахстане обеспечили создание современной модели развития. На всех этапах ключевой задачей экономической  политики было обеспечение макроэкономической стабильности, укрепление финансовой системы страны, привлечение новых  инвестиций, развитие предпринимательства  и улучшение благосостояния населения. С учетом лучшего опыта мировых  стран – экспортеров нефти  Казахстан создал Национальный фонд, где аккумулируется часть сверхдоходов, поступающих в экономику от продажи  нефти. Ему отведены две функции  – стабилизационная и сберегательная. Активы, накопленные в стабилизационной части, используются для обеспечения  баланса экономики и снижения внешних рисков. Для восстановления и диверсификации экономики, недопущения  ее «перегрева» использовалась антицикличная  фискальная политика, предусматривающая  сдерживание расходов государства  в период роста экономики и  их увеличение в период экономического спада. Реализация экономической политики обеспечивалась через использование  программно-целевого подхода, который  позволяет увязать стратегические цели и задачи развития приоритетных отраслей с бюджетными ресурсами  и повысить эффективность конечного  результата [5].

     На  заседании Правительства Республики Казахстан, состоявшегося 15 ноября 2011 года,  были подведены итоги социально-экономического развития страны за 10 месяцев 2011 года. С начала текущего года в экономике  страны сохраняются положительные  тенденции развития. В соответствии с поручением Главы государства  ключевым направлением деятельности Правительства  стало обеспечение 7 % роста ВВП  Казахстана.

Информация о работе Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений