Персонал предприятия и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:17, дипломная работа

Описание работы

На рабочих местах и в цехах производственных предприятий создается материальная база обеспечения жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий транспорта, торговли и связи. Поэтому значение экономики предприятий, где создаются предметы жизнеобеспечения – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Персонал предприятия и его структура 4
1.1. Понятие персонала предприятия 4
1.2. Качественная характеристика персонала фирмы 5
1.3. Промышленно-производственный персонал 6
1.4. Методы, используемые для совершенствования системы управления персоналом………………………………………………………………………..8

1.5. Количественная характеристика персонала 11
1.6. Расчёт потребности в персонале 14
1.7. Планирование использования кадров 17
Глава 2. Практика по объекту ООО «Мечта» …………………………………19
2.1. Общая характеристика объекта практики ООО «Мечта» 19
2.2. Система управления организацией 21
2.3. Организационная структура управления 23
2.4. Организация управления персоналом 39
2.5. Организация контроля в управлении 44
2.6.Разработка проекта мероприятий по улучшению использования персонала
ООО«Мечта»……………………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...58
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

     2) с наемными работниками следует  обращаться в соответствии с принципами права и справедливости. Запрещается дискриминация или оказание предпочтения по причине социального происхождения, религиозных убеждений, национальной принадлежности, пола, возраста, участия в политической деятельности или же прекращения ее, а также по причине использования работником своих прав;

     3) администрация обязана обращать  внимание на то, чтобы сфера  ответственности работника, получающего  указания, ограничивалась только  тем, что необходимо для достижения  производственной цели. Указания не должны нарушать принципы права и справедливости;

     4) наемный работник имеет право  на защиту своей частной жизни.  Следует хранить в тайне информацию  личного характера о работнике,  ставшую известной кадровой службе  или менеджеру. Документы, требующиеся  при подаче заявления о приеме на работу, личное дело и данные, касающиеся личности наемного работника, могут быть доступными лишь для тех отделов предприятий, которые несут за них непосредственную ответственность.

     Запрещается передача данных о личности из информационных систем предприятия для других целей. Для такой передачи данных необходимы специальные юридические основания. По желанию наемного работника ему должна быть сообщена вся накопленная о нем информация.

     Закрепив  за работником эти социальные права в локальных нормативных актах корпорации и опираясь на них, поскольку они открывают дорогу к его сотрудничеству с администрацией, организация в состоянии проводить свою, согласованную с персоналом, кадровую политику.

     В общем виде кадровая политика проводится по следующим направлениям:

     - разработка и регламентация порядка  найма кадров;

     - планирование состава кадров  на ближайшую и долговременную  перспективу и на этой основе  планирование обеспечения производства  кадрами - их состава и количества;

     - выработка профессиональных требований к кадрам, их отбор из числа претендентов со стороны, а также из числа работников корпорации, по различным причинам оставляющих свои рабочие места, например, в связи с их закрытием, перепрофилированием и т.п.;

     - регламентация правил работы с кадрами;

     - регламентация поведения работников;

     - профессиональная ориентация и  переподготовка кадров;

     - организация продвижения работников  по службе и замена персонала;

     - аттестация кадров;

     - обеспечение гарантии занятости  работников корпорации;

     - совершенствование организации  и оплаты труда работников;

     - социальное развитие персонала;

     - охрана труда;

     - коллективный договор с работниками;

     - трудовые споры;

     - высвобождение персонала.

     Развитие  кадрового потенциала персонала - профессионально-квалификационного уровня работников организации - один из основных факторов, обеспечивающих ее конкурентоспособность на российском и международном рынках, а значит, и финансовую стабильность.

     Что же касается организаций, отношение  которых к рабочей силе можно  характеризовать как чисто потребительское, то им, по всей видимости, придется его пересмотреть. В противном случае они, проводя кадровую политику исходя не из долговременных, а из сиюминутных интересов, будут вынуждены уйти с рынка в силу своей неконкурентоспособности.

     Равенство между работодателем и работником проявляется также в силу того, что в трудовых отношениях переплетаются  интересы государства и общества в целом. Работодатель и работник равны в рамках трудового законодательства, которое предоставляет этим сторонам трудового договора определенные права и обязанности. Наряду с этим равенством государство признает за работодателем право дисциплинарной власти над работниками в рамках их взаимоотношений по поводу труда.

     Декларируемые законодательством отношения равенства в действительности могут развиваться по двум направлениям. Во-первых, вражды, основанной, как правило, на посягательстве (вольном или невольном) на достоинство работника, его права и интересы со стороны администрации корпорации, отдельных ее представителей.

     В этом случае между администрацией и  работником складываются отношения  недоверия, взаимной неприязни. Такое  развитие взаимоотношений невыгодно  не только работнику, но и администрации. Работник начинает работать "по правилам". То есть использование его способностей и возможностей работать более эффективно исключается.

     Другой  вариант развития отношений между  сторонами трудового договора - установление взаимного доверия, что достигается  на основе совпадения интересов работодателя и работника. Это единство интересов может быть достигнуто при соблюдении двух условий: условия труда должны быть выгодны работнику и организации, а сами отношения между ними облечены в определенную форму межличностных отношений - форму профессиональной этики.

     Сущность профессиональной (деловой) этики заключается в необходимости совмещать профессиональные управленческие принципы и формы их проявления с гуманистическими, нравственными требованиями. Основным здесь является неукоснительное претворение в жизнь тезиса: первоочередные права и разумные, общепризнанные интересы людей, будь то рядовой работник или высший руководитель организации.

     Профессиональные  этические отношения должны проявляться  как со стороны руководителя по отношению  к работнику, так и со стороны  работника. Инициатором создания и развития таких отношений должен выступить работодатель, сформировав и придав гласности (совместно с профкомом организации) этические нормы поведения персонала.

 

Заключение

Хорошо  подобранный трудовой коллектив - одна из основных задач предпринимателя.15 Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия.

     Проблема  занятости самодеятельного населения  — важный вопрос рыночной экономики. Нас будут интересовать только аспекты, связанные с деятельностью конкретного предприятия. Переход на рыночную экономику в нашей стране потребовал изменения законодательной базы, изменений в статистических показателях.

     Проведенное теоретическое исследование и анализ профессионально-квалификационной характеристики персонала ООО «Мечта» и направлений улучшения его использования позволяют сделать следующие выводы:

     1. Персонал предприятия – это  совокупность физических лиц,  состоящих с фирмой как юридическим  лицом в отношениях, регулируемых  договором найма. Он представляет  собой коллектив работников с  определенной структурой, соответствующей  научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства. Она отражает совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Персонал фирмы и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики.

     2. Количественные характеристики персонала фирмы в первую очередь измеряются такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

     3. Качественная характеристика персонала  фирмы определяется степенью  профессиональной и квалификационной  пригодности ее работников для достижения целей фирмы и производства работ. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы.

     Основной  круг параметров или характеристик, определяющих качество труда: экономические, личностные, организационно-технические и социально-культурные.

     4. Структурная характеристика персонала  фирмы определяется составом  и количественным соотношением  отдельных категорий и групп  работников предприятия. В зависимости  от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

     Работники каждой профессии и специальности  различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые одновременно и характеризуют степень сложности работ.

     Профессионально-квалификационная структура служащих фирмы находит отражение в штатном расписании.

     В зависимости от срока, на который  заключается договор найма, работники  подразделяются на постоянных, временных  и сезонных. К постоянным относятся  работники, поступившие на работу без  указания срока; к временным –  поступившие на работу на определенный срок, но не свыше 2-х месяцев; к сезонным – поступившие на работу на период сезонных работ.

     Для решения кадровых проблем необходимо провести ряд мероприятий, таких  как:

     - внедрить систему повышения квалификации  на местах без отрыва от производства с целью повышения профессионально-квалификационных характеристик новичков,

     - ввести нематериальное стимулирование  квалифицированных руководителей  и сотрудников, замену которым  найти трудоемко, в виде оплаты  сотовой связи и транспорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Волков  О.И. Экономика предприятия (фирмы)  – М.: ИНФРА-М, 2003.

2.Виханский,  О.С. Менеджмент. / О.С. Виханский,  А.И. Наумов. - М.: Гардарика,2008.

3.Галенко,  О.А. «Управление персоналом и  эффективность предприятий». / О.А. Галенко, С.И. Страхова, О.И. Файбушевич. - М.: 2006.

4. Гусов,  К.Н. Трудовое право России: Учебник  / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова.  М.: Юристъ, 2005.

5. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. – М., 2006.

6. Грачев М. В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. – М., 2003.

7.Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н. Новгород, 2007.

8. Пастухов, Б. Управление деловой активностью  персонала / Б. Пастухов // Проблемы  теории и практики управления. – 2002. - № 2. – с.78-82.

9.Свешников Н., Профессиональное развитие персонала - залог стабильности предприятия //Человек и труд, 2003, № 10.

10.Справочник директора предприятия. – М., 2009.

11.Старобинский Э. К. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М., 2007.

12.Троць Л., К вопросу об оценке труда персонала предприятия //Человек и труд, 2003, № 5

13.Трусова Е.Э., Быстро и качественно решить проблему подбора персонала сегодня - значит, завтра успешно решать кадровые проблемы о нетрадиционных методах оценки и подбора персонала.- //Управление персоналом, 2003, № 8

14. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента. / В.В. Травин, В.А. Дятлов - М., 2007.

15.Управление персоналом организации. Под. ред д.э.н. профессора А. Я. Кибанова – М.: Инфра – М 2003.

16.Управление  персоналом в условиях социально-рыночных отношений. / Под ред.Р. Марра, Г. Шмидта.М. – 2007.

17. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной  организации. / С.В. Шекшня. - М., ЗАО  "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2008.

Информация о работе Персонал предприятия и его структура