Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:45, курсовая работа
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку
предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении
десятилетий административно-командную систему. Рыночная система
функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем
административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки
невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую
структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную
структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец,
новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Введение ........................... 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 9
3. Структура переходной экономики ................ 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике... 15
5. Модели и разновидности переходной экономики .......... 16
5.1. Градуализм ...................... 16
5.2. «Шоковая терапия» .................. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ................... 21
Заключение ........................ 25
Список литературы .......................
систему контроля.
Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает
ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям,
исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т.
е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях
дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно
наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.
Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего
количества денег у населения и предприятий.
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом
применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного
хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые
эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры
должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать
долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих
направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних
этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой.
Сказать, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, - значит
ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с древнейших
времен и до наших дней между различными слоями общества идет борьба за то,
чтобы подчинить механизм общественного производства себе на пользу. Взглянем
под этим углом на события в Беларуси.
Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества.
1. Охлократическая, когда общественная жизнь подчинена интересам "простых"
людей. Такое в истории не раз происходило. Например, когда народные
восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие ужасные
периоды в истории редки и быстро заканчиваются,
С точки зрения распределения общественного богатства, "простые" люди
заинтересованы в распределении по труду, при этом имеются в виду затраты
труда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются.
При этом талант или труд духовный, результаты которого могут иметь
колоссальную пользу (или вред) для общества, не ценятся. Потому что
распределение "по результатам труда" не в интересах "простых" людей. Поэтому
в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или директора
предприятия от доходов пролетариев отличаются незначительно. Все подогнано
под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого - власть
худших).
Политические ценности
массы в большой степени
устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности демократии,
восприятие которых требует умственных усилий, в эту модель политического
устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слово вождя и есть
закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование прав меньшинств.
В последние 4 года мы наблюдали результаты действительного народовластия:
как во имя интересов "простых" людей экономические и политические отношения
в белорусском обществе приобретают форму охлократической модели.
2. Олигархическая модель. Распределение доходов и богатства осуществляется в
пользу относительно небольшой группы лиц, получающих свои доходы не в
конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг обществу, а за счет
использования отношений власти. Данная модель соответствует интересам
властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.
3. Либерально-демократическая модель. Именно эта модель преобладает сегодня
в экономически развитой части мира, обеспечив там свободу и высокий уровень
жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересы среднего
класса, Кто же он, этот третий класс?
Воспользуемся белорусскими данными, отметим, что к среднему классу относят
тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом, энергией, У
сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи отмечают
готовность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации можно найти
выход. Их главной ценностью является личная свобода, возможность
самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего протестуют "средние
русские" против необходимости соответствовать представлениям консервативной
части социальных групп.
В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость и
энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и
хороший доход, а не зарплату "по количеству и качеству затраченного труда".
Представитель среднего класса не может существовать в условиях
охлократической модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель
изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное достоинство,
представителю среднего класса не нужно "прикрытие" госструктур, то есть ему
не нужна "олигархическая' модель. Он чувствует себя уютно и в конкурентной
рыночной экономике.
Среднему классу объективно нужна демократия. Потому что любой авторитарный
режим или проводит популистскую политику, что продолжается недолго, или/и
перерождается в олигархию с ее коррупцией, всесилием бюрократии
("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или в пользу тех
немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть для среднего класса в
авторитарной модели места нет.
Охлократическая модель устройства общества генетически передается с глубокой
древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли в небольшие
группы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие только в пределах
малых групп.
Новые политические (демократия) и экономические (вместо координации
деятельности из центра - свобода договоров)отношения, новая мораль
(конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность не
только внутри малой группы) и новая идеология (отсутствие общей цели) -
все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в полисах Древней
Греции.
Новая модель стала следствием колонизации и развития торговли в Древней
Греции. Торговля подорвала устои естественного родового общества и создала
цивилизацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов, берущих начало от
стада павианов.
Родовое общество сопротивлялось развитию обмена, денежного хозяйства, В
отдельных полисах Греции законы препятствовали развитию купеческого класса.
Например, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал всякую
посредническую торговлю, предписывал крестьянам самим продавать свои
продукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжигание ростовщиков на
кострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы"
вместе с носителями этого духа в нацистской Германии и т. п,
И сейчас по отношению к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке, можно
определить, кто есть кто. Если, например, в программе ЛДПБ записано:
"Всячески поощрять тех предпринимателей, которые заняты производством
необходимых стране товаров и услуг", то, очевидно, эта партия в
либерально-демократическую модель не вписывается.
После укрепления власти А. Лукашенко политическая и хозяйственная жизнь
страны все больше трансформируется в охлократическую модель, исчезают
зачатки среднего класса. Об этом можно судить не только по состоянию
предпринимательства, но и по количеству населения, принадлежащего к более
обеспеченным слоям.
Если в 1996 г, в среднем по Беларуси 6,9% населения (в Минске -16,2%) было
отнесено к верхней группе доходов (из 14, принятых в статистике бюджетных
обследований), то к концу 2000 г. - всего лишь 0,7% (в Минске-2,3%). Отметим,
что количество бедных, то есть тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума,
возросло с 32% в 1996 г. до 44,4% в 2000 г. В сельской местности за чертой
бедности сегодня живет половина населения - 50,6%, Сдвиг населения в сторону
бедности расширяет опору сторонников охлократической модели. [5]
Но превратить Беларусь в цельную охлократическую модель, подобную той,
которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "мафия"
действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная и
квалифицированная часть белорусского общества. Например, когда Указ № 285
(май 1999 г.) установил ограничения цен на все товары, "производимые на
территории Беларуси", то Совет министров постепенно расширил круг товаров,
на которые предельные индексы цен не устанавливаются. Сначала из сферы
действия указа были выведены бриллианты, затем предметы роскоши, модной
одежды и т.д. [5]
Беларусь относится к странам с переходной экономикой, поэтому ей также
присущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискального
регулирования экономики, возникающие в период постсоциалистической
трансформации.
Серьезным ограничением эффективности системы общественных финансов в
постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким
сокращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами
на стабилизацию экономики. Глубина и продолжительность фискального кризиса
зависят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной
политики государства. Если отсутствуют жесткие бюджетные ограничения по
отношению к государственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает
хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего экономического
развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992 гг. удалось
преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто посредством сокращения
бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за 1989 г. до 5% за 1992 г.; в
Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992 г. [6]); ограничения
инвестиционных расходов и их передачи в руки частного сектора; сокращения