Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:45, курсовая работа
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку
предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении
десятилетий административно-командную систему. Рыночная система
функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем
административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки
невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую
структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную
структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец,
новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Введение ........................... 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 9
3. Структура переходной экономики ................ 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике... 15
5. Модели и разновидности переходной экономики .......... 16
5.1. Градуализм ...................... 16
5.2. «Шоковая терапия» .................. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ................... 21
Заключение ........................ 25
Список литературы .......................
также открытости экономики.
Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью
преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего,
преобразования отношений собственности.
Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной
системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых
организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления
народным хозяйством и т.д.
Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое
значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической
либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка,
но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов
экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация
предполагает либерализацию цен, ликвидацию государственной монополии на
осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для
осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного
контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения
ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают
поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от
исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.
Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики
требует реализации следующих основных направлений и элементов:
1. Формирование системы рыночных отношений:
1.1 Либерализация:
цен;
хозяйственных операций;
внешнеэкономических отношений
1.2 Структурные преобразования:
разгосударствление;
приватизация;
демонополизация и создание конкурентной среды
1.3 Институциональные преобразования:
• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);
• формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих
поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов,
предпринимательства и т.д.);
• подготовка кадров для рынка.
2. Формирование социальной ориентации:
• первоочередные меры помощи бедным слоям населения;
• создание новой системы социальной защиты
3. Преобразование структуры народного хозяйства:
конверсия;
стимулирование прогрессивных отраслей;
программы структурного преобразования отраслей и регионов.
Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути
преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю сложность
и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики.
Последующий анализ реальных экономических отношений переходной экономики
позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой
экономической системы РБ.
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике
Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение
роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой
экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех
экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором
хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной
стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в
экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет
всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы
государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху
тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.
Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более
значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной
системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В
странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок
находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно
высоки.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых,
группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это
функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных
регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих
правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а
также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы
в рыночной среде.
Ко второй группе
относятся функции
и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов,
обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического
роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В
связи с неразвитостью
конкуренции и чрезвычайно
монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода
реализация данной функции приобретает особое значение.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением
дифференциации
доходов различных слоев
В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить
удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных
товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства
носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое
предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком
или производятся недостаточно, например услуги образования.
5. Модели переходной экономики.
5.1. Градуализм.
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие
друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского
слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение
«шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным
термином для
обозначения экономических
описывает характерные
особенности радикальных
поэтому широко употребляется в экономической литературе.
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение
медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в
формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка
государство должно постепенно заменять элементы командно-административной
экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит
смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и
жизненного уровня населения.
Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к
посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить
образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.
С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно
10% прироста ВВП
в год. Китай уже вошел в
десятку ведущих государств
ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.
Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно
поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет
государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая
стабильность, способность создать благоприятные условия для
предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай
иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.
Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем иностранных
инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных
экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных
условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья,
материалов и рабочей силы.
В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на
рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу
госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же
время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование.
Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия
тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем
их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере
возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой
промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных
последствий.
Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоит прежде
всего в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми
темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что
в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в
работе предприятий.
Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного
слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на
индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень
короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В
свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур,
обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло
привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных
предприятий.
Нетрудно увидеть,
что китайские реформы
политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться