Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку

предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении

десятилетий административно-командную систему. Рыночная система

функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем

административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки

невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую

структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную

структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец,

новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Содержание

Введение ........................... 2

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее

функционирования ...................... 4

1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития

переходной экономики ................. 4

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 9

3. Структура переходной экономики ................ 11

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике... 15

5. Модели и разновидности переходной экономики .......... 16

5.1. Градуализм ...................... 16

5.2. «Шоковая терапия» .................. 17

6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с

переходной экономикой ................... 21

Заключение ........................ 25

Список литературы .......................

Работа содержит 1 файл

Переходная экономика.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения структуры  экономики с целью

преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего,

преобразования  отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий  для действия рыночной

системы путем  преобразования правовых институтов, формирования системы новых

организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления

народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений  формирования рынка на первоначальном этапе особое

значение имеет  либерализация. В переходной экономике  задачи экономической

либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка,

но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов

экономики. Охватывая  все сферы хозяйственной жизни, либерализация

предполагает либерализацию  цен, ликвидацию государственной монополии на

осуществление хозяйственной  деятельности; предоставление возможностей для

осуществления предпринимательской  деятельности; снижение государственного

контроля над  обменными операциями; отмену централизованного распределения

ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают

поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от

исходных условий  и особенностей хозяйственной системы  страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики

требует реализации следующих основных направлений  и элементов:

1. Формирование  системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

цен;

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные  преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные  преобразования:

• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и  т.д.);

• формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих

поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов,

предпринимательства и т.д.);

• подготовка кадров для рынка.

2. Формирование  социальной ориентации:

• первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

• создание новой  системы социальной защиты

3. Преобразование структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование  прогрессивных отраслей;

программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления  и элементы характеризуют лишь основные пути

преобразований. Приведенный  выше их перечень не может охватить всю сложность

и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной  экономики.

Последующий анализ реальных экономических отношений  переходной экономики

позволяет рассмотреть  все многообразие форм и методов  формирования новой

экономической системы  РБ.

4. Соотношение  функций государства и рынка  в переходной экономике

Одним из главных  условий перехода к рыночной экономике  является изменение

роли государства  как регулятора хозяйственных процессов. В плановой

экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех

экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике  основным регулятором

хозяйственных пропорций  является рынок. Поэтому в переходный период, с одной

стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в

экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет

всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы  и методы

государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху

тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более

значима, чем в  сложившемся рыночном хозяйстве. В  сформированной рыночной

системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В

странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок

находится в стадии становления, его регулирующие возможности  еще недостаточно

высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых,

группа функций  по созданию условий эффективной  работы рынка. Во-вторых, это

функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных

регуляторов.

К первой группе относится  функция обеспечения правовой базы и создания общих

правовых условий  экономической деятельности субъектов хозяйствования, а

также функция  стимулирования и защиты конкуренции  как главной движущей силы

в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов

и перераспределения  доходов, корректировки результатов рыночных процессов,

обеспечения экономической  стабильности и стимулирования экономического

роста. Эти функции  присущи как переходной, так и  развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит  важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В

связи с неразвитостью  конкуренции и чрезвычайно высоким  уровнем

монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода

реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением

дифференциации  доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где  рынок оказывается неспособным  в полной мере обеспечить

удовлетворение  общественных потребностей, в частности  в "общественных

товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства

носит здесь вспомогательный  характер и призвано гарантировать необходимое

предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком

или производятся недостаточно, например услуги образования.

5. Модели переходной  экономики.

5.1. Градуализм.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились  две противостоящие

друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского

слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение

«шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным

термином для  обозначения экономических процессов. Однако оно удачно

описывает характерные  особенности радикальных рыночных преобразований и

поэтому широко употребляется  в экономической литературе.

Градуализм - это  экономическая концепция, которая  предполагает проведение

медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в

формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка

государство должно постепенно заменять элементы командно-административной

экономики рыночными  отношениями. По мнению градуалистов, это позволит

смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и

жизненного уровня населения.

Яркий образец  градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к

посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить

образцом для  подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно

10% прироста ВВП  в год. Китай уже вошел в  десятку ведущих государств мира  и в

ближайшие годы может  догнать передовые страны Запада.

Китайское руководство  придерживается крайне прагматичного подхода. Оно

поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет

государственный контроль там, где считает это  необходимым. Политическая

стабильность, способность  создать благоприятные условия  для

предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай

иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.

Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный  объем иностранных

инвестиций в  РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных

экономических зон  в приморских провинциях Китая, где  иностранцы на льготных

условиях открывают  новые производства с использованием китайского сырья,

материалов и  рабочей силы.

В то же время тяжелая  промышленность, которую гораздо  труднее перевести на

рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу

госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство  в то же

время не допускает  их развала и сохраняет бюджетное финансирование.

Китайские специалисты  признают, что убыточные и неповоротливые предприятия

тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем

их придется закрывать. Однако они считают, что государство  по мере

возможности должно субсидировать их с тем, чтобы  кризис тяжелой

промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных

последствий.

Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоит прежде

всего в том, что  китайскому руководству удается  совмещать реформы с быстрыми

темпами роста  экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что

в период реформ «переналадка»  экономических механизмов обычно ведет  к сбоям в

работе предприятий.

Успех преобразований в Китае в решающей степени  связан с наличием огромного

слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на

индивидуальную  трудовую деятельность в начале 80-х  гг. позволило в очень

короткие сроки  оживить торговлю, сельское хозяйство  и мелкое производство. В

свою очередь  это дало толчок для более крупных  предпринимательских структур,

обладающих капиталом  для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло

привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных

предприятий.

Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях

политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться

Информация о работе Переходная экономика