Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:45, курсовая работа
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку
предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении
десятилетий административно-командную систему. Рыночная система
функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем
административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки
невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую
структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную
структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец,
новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Введение ........................... 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 9
3. Структура переходной экономики ................ 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике... 15
5. Модели и разновидности переходной экономики .......... 16
5.1. Градуализм ...................... 16
5.2. «Шоковая терапия» .................. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ................... 21
Заключение ........................ 25
Список литературы .......................
такие же санкции, как и частные компании.
Включенность государства наряду с гражданами и организациями в правовую
систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших достижений
западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым
- полноценное функционирование рыночного механизма.
Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового
инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой,
даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным
наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление
осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной
системе государство располагает гораздо более мощным и гибким
инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы
воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных,
налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа
регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше
льгот и исключений, чем план.
Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.
Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то
логично допустить
и существование общих
экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями
постсоциалистического реформирования. Действительно, такие закономерности
есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация и
интеграция в мировое хозяйство.
В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика
обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать
средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение
прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-
финансовой сфере.
Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен ли рынок
без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительный ответ. Они
ссылаются на размывание границ между формами собственности в современной
рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что ведущей
организационно-правовой формой в развитых странах выступают акционерные
общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи владельцев. В их
число могут входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы,
и другие экономические организации.
Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без частной
собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние десятилетия
получили большое распространение компании со смешанным капиталом. Но в
основе рыночных отношений лежит именно частная собственность. Ведь по своей
природе рынок
требует децентрализованного
независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к
максимизации прибыли.
Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это
интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от
мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей
промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.
Отечественные предприятия
не могли воспользоваться
международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась
автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в
которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие
виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не
сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению
качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики
всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В
современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от
мировой экономики.
Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран,
позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились
в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.
1. Рыночная экономика,
рыночное распределение
эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот
факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их
роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других
государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной роли
рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли
значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства
сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое,
обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную
предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капиталистической
тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие целой системы
рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, рыночная система не
может функционировать
без целостной системы
правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная экономика, как единство
микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные
элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что
потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед
переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как
основы экономики.
2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного
хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным
хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции
государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в
обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что
речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и
ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все
общественное хозяйство.
Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного
и сознательного
регулирования всего
подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт
экономической жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной
экономике.
3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта тенденция
настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных
государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во
внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из
ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках
вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты
экономики. Открытость экономики все более и более обогащается
интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения
внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между
ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная
проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели
национального воспроизводства.
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки
прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности
хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только
грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы,
но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений,
обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост
безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены
деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного
механизма. В их
основе лежат глубочайшие
плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного
планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия
и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания
переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует
принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации
экономики.
Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы
в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их
проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград
к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости,
вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся
экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может
быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий
введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются
глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях
собственности.
Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является
создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.
Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая
позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого
человека, независимо от его социально-экономического статуса.
Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность
проблем по реформированию экономической системы предопределили
необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: