Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:40, дипломная работа
На сегодняшний день система социального страхования Беларуси переживает не лучшие времена. В наиболее сложном положении находится главная ее составляющая - пенсионная система. Она унаследовала многие недостатки пенсионной системы бывшего Советского Союза. В то время через пенсионное обеспечение нередко решались несвойственные ему задачи путем установления различных льгот и привилегий. Такая система гасит инициативу платить страховые взносы и, по определению международных экспертов, дает "чересчур рано, слишком многим и совсем мало".
Введение……………………………………………………………………….
4
1Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты населения…
1.1 Понятие и структура системы социальной защиты и пенсионное обеспечение как её элемент…....................................................................
1.2 Виды пенсий …………………………………………….………...……
1.3 Порядок назначения и выплаты………………………………………
2 Анализ состояния системы пенсионного обеспечения на современном этапе………………………………………………………………………
2.1 Особенности пенсионного обеспечения в Республики Беларусь…….
2.2 Анализ пенсионного обеспечения в республике на современном этапе…………………………………………………….…………………….
2.3 Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в современных условиях………………………………………..…………..…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………..………………………..
Приложение А.
Необходимо изменить подходы к вопросам выплаты пенсий в период работы (сегодня это касается почти 16% пенсионеров). До недавнего времени действовал порядок, при котором работающим пенсионерам пенсия выплачивалась полностью, и всякие попытки его изменить встречали сопротивление работников пожилого возраста. Они вполне обоснованно утверждали, что для них продолжение работы является жизненной необходимостью, обусловленной низким уровнем пенсионного обеспечения. Однако такое положение обостренно воспринималось и другой частью пенсионеров, которые уже не могли работать.
По ряду причин изменять действующий порядок выплаты пенсий крайне сложно. Поэтому ограничения на выплату пенсий работающим пенсионерам были введены с 1 апреля 1999 года одновременно с усилением дифференциации в размерах пенсий лиц, у которых уровень заработка до выхода на пенсию превышал 130% средней заработной платы рабочих и служащих в республике (с одной стороны, пенсии увеличены, с другой, увеличение выплачивается только неработающим пенсионерам). Лицам, занятым непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции, пенсия выплачивается в полном размере.
Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь определена необходимость очертить круг лиц, имеющих право на трудовую (страховую) пенсию. Первые шаги здесь уже сделаны. С 1 сентября 1998 года право на такую пенсию увязано с фактом уплаты страховых взносов (лица, за которых либо ими самими не уплачиваются страховые взносы, права на трудовую пенсию не имеют). При этом для назначения пенсии по возрасту при неполном стаже необходимо наличие не менее 5 лет страхового стажа (до указанной даты трудовую пенсию по возрасту при неполном стаже можно было получить, скажем, за одну неделю стажа работы или иной деятельности, включаемой в трудовой стаж).
Нельзя не обратить внимания
на "женский вопрос" в пенсионном
обеспечении. Сегодня в общей
численности населения в
Еще одной, требуемой решения, задачей является совершенствование критериев определения размеров пенсий и механизма их исчисления. Шаг в этом направлении сделан. До 2000 года период учета заработка для исчисления пенсии составлял 5 лет. В соответствии с внесенным изменением в законодательство о пенсионном обеспечении, начиная с 1 января 2000 года этот период ежегодно увеличивается на один год с тем, чтобы постепенно перейти на исчисление пенсии из заработка за весь период трудовой деятельности. Данная мера позволяет более полно учесть в размере пенсии вклад работника в финансирование пенсионной системы [19, c.2].
Пенсионная реформа включает в себя не только
изменение условий и норм пенсионного
обеспечения, но и введение страхового
механизма его осуществления. Сердцевиной
его является индивидуальный (персонифицированный)
учет страховых взносов. Он позволит упорядочить
процесс осуществления пенсионного обеспечения
при переходе на новые принципы в тесной
зависимости от уплаты страховых взносов.
В соответствии с Законом "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного социального страхования"
с 1 января 2001 года он вступил в силу на
территории отдельных административно-
Жизнь требует в интересах общества, нынешних и будущих пенсионеров принятия и введения в республике целостного законодательства о государственном пенсионном страховании и обеспечении. В первую очередь необходим Закон "Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь". С точки зрения необходимости создания в республике новой пенсионной системы такой закон очень важен. В нем следует закрепить структуру пенсионной системы, ее правовую и финансовую основы, общие принципы построения. Принятие этого закона и вступление его в силу послужит началом большой работы по подготовке целого блока законопроектов по вопросам пенсионного страхования и обеспечения.
Создаваемая система государственного пенсионного страхования должна обеспечить получателям пенсий уровень жизни, как можно более близкий к тому, который они имели в период трудовой деятельности, и тем самым предотвратить бедность среди пенсионеров. Без достижения этой главной цели проведение реформы не имеет смысла.
Для достижения данной стратегической цели выделим следующие задачи на пути совершенствования пенсионного страхования:
В случае выбора Беларусью предлагаемой многоуровневой системы на пути встанет ряд сложных проблем:
финансирование перехода от распределительной системы к накопительной;
обеспечение доходности накапливаемых средств;
покрытие административных расходов на управление средствами.
Размер финансирования перехода будет зависеть от пути его реализации. При радикальном способе перехода все работающие начинают вносить средства на накопительное счета, а поступления в солидарную систему прекращаются. Сразу встает вопрос: из каких источников платить пенсии нынешним пенсионерам, численность которых достигла 2,5 млн.? Правда, эта сумма постепенно, в течение нескольких десятилетий, будет уменьшаться по мере естественной убыли пенсионеров солидарной системы - до полного погашения скрытого пенсионного долга (СПД). Под СПД понимается приведенная ценность накопленных к моменту перехода прав пенсионеров и работников, уплативших взносы в старую систему. По оценкам специалистов, в Беларуси СПД равен 360% ВВП (для сравнения: Казахстан - 88%, Чили - 100, другие латиноамериканские страны - 35 - 90, Венгрия - 213, Польша - 220%). Такой высокий скрытый пенсионный долг делает переход на накопительную систему очень проблематичным. Найти эти средства для нас нереально, поэтому такой радикальный путь перехода неприемлем.
Более взвешенным подходом является введение накопительной схемы только для новых работников на рынке труда (как это сделано в Чили). В этом случае уже в первый год поступления взносов в нашу солидарную пенсионную систему сократятся на 1,8 - 2% (7 - 8 млрд. руб. в месяц). Источников покрытия такого снижения доходов в Фонде нет даже на первый год перехода, не говоря о последующих периодах. Надеяться на поддержку государства в условиях дефицита республиканского бюджета, который он частично даже покрывает за счет средств социального страхования, оснований нет. Проблема СПД сохраняется и при этом варианте.
В заключение важно отметить, что целью пенсионной реформы не является создание фондового рынка страны, обеспечение высоких темпов экономического роста за счет использования средств частных пенсионных фондов для финансирования государственных проектов, в том числе через размещение средств в государственных облигациях. Предлагаемая реформа увеличит личную ответственность за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Продолжительность жизни и состояние здоровья во многом определяется образом жизни, питанием самого человека. Переход на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему стимулов для индивидуального накопления и сбережения. Согласно предлагаемой Концепции, стратегическим направлением пенсионной реформы является, в конечном итоге, получение полностью частной пенсионной системы, которая будет создаваться на протяжении десятилетий за счет добровольного выбора гражданами того или иного пенсионного фонда.
В конце 2007 года Палатой представителей был принят Закон РБ « О профессиональном пенсионном страховании». Настоящий Закон вступил в силу с января 2009 г. Документом предусмотрено введение автономной пенсионной системы для работников, занятых на рабочих с неблагоприятными условиями труда. Финансирование досрочных пенсий данных лиц будет осуществляться из дополнительных страховых отчислений, производимых работодателями из расчета имеющихся рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
Таким образом, планируется достичь основной цели совершенствования пенсионной системы - последовательного повышения уровня жизни граждан пенсионного возраста, а также нетрудоспособных граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью
Увеличение пенсий достигается путем их периодических перерасчетов, в среднем не менее 2-х раз в год.
В текущем году по решениям Главы государства произведены три перерасчета трудовых пенсий, основанных на росте средней заработной плате (февраль, май, август и ноябрь). Кроме того в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в ноябре были перерассчитаны минимальные трудовые (превышение 109,2%) и социальные пенсии (превышение 121,7%), а также надбавки и повышения к пенсиям.
Укрепление страховых
Заканчивая работу, мне хотелось бы добавить, что достигнуть достойных пенсий без увеличения нагрузки на экономику в условиях нашей республики возможно. Для этого, на мой взгляд, необходимо, прежде всего, избавиться от стереотипов, сложившихся в пенсионных делах (это, пожалуй, самое главное и самое сложное), отметить приоритеты и на основе оценки реальных перспектив развития перейти к более рациональному использованию тех средств, которые имеются в наличии.
Хорошая пенсия – уверенность в завтрашнем дне!
Информация о работе Пенсионное обеспечение: особенности его осуществления, виды пенсий