Пенсионное обеспечение: особенности его осуществления, виды пенсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:40, дипломная работа

Описание работы

На сегодняшний день система социального страхования Беларуси переживает не лучшие времена. В наиболее сложном положении находится главная ее составляющая - пенсионная система. Она унаследовала многие недостатки пенсионной системы бывшего Советского Союза. В то время через пенсионное обеспечение нередко решались несвойственные ему задачи путем установления различных льгот и привилегий. Такая система гасит инициативу платить страховые взносы и, по определению международных экспертов, дает "чересчур рано, слишком многим и совсем мало".

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
4
1Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты населения…
1.1 Понятие и структура системы социальной защиты и пенсионное обеспечение как её элемент…....................................................................
1.2 Виды пенсий …………………………………………….………...……
1.3 Порядок назначения и выплаты………………………………………
2 Анализ состояния системы пенсионного обеспечения на современном этапе………………………………………………………………………
2.1 Особенности пенсионного обеспечения в Республики Беларусь…….
2.2 Анализ пенсионного обеспечения в республике на современном этапе…………………………………………………….…………………….
2.3 Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в современных условиях………………………………………..…………..…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………..………………………..
Приложение А.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного страхования можно разделить на трудоспособных граждан, имеющих право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии.

В первой группе наибольший удельный вес занимают лица, имеющие  право на пенсию по возрасту, которая  на общих основаниях предоставляется  мужчинам по достижении 60 лет и при  стаже работы не менее 25 лет, а женщинам по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Кроме того, законодательством определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий на 5-10 и более лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников с вредными и тяжелыми условиями труда; военнослужащих, ставших инвалидами; матерей погибших военнослужащих; многодетных матерей; родителей детей- инвалидов; лилипутов и карликов; инвалидов с детства и других.

До наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, отдельные категории граждан, занятые на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет.

К этой же группе относятся  лица, имеющие право на пенсию в  случае наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также лица, имеющие право на пенсию за особые заслуги перед республикой, такие как пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и другие.

Ко второй группе относятся  нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, инвалиды с детства, а также в результате увечья, не связанного с работой, которые имеют право на пенсию по инвалидности и другие. По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д. [Закон РБ «Опенсионном обеспечении»].

Так как наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Основное уравнение системы, рассчитанное по формуле (1), имеет вид:

 

                                               (1)

                                                    

где m - тариф взносов на пенсионное страхование;

Зпл - средняя заработная плата по стране, на которую начисляются  страховые взносы;

Р - количество работающих и уплачивающих страховые взносы;

k  -  коэффициент замещения;

П - количество пенсионеров.

 

Значит, , т.е. коэффициент замещения (что больше всего интересует пенсионера) равен тарифу страховых взносов, умноженному на соотношение между количеством плательщиков взносов и числом пенсионеров. Следовательно, на размер пенсии решающее влияние оказывают два фактора: тариф страховых взносов и соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров. Демографическая ситуация в республике складывается так, что это соотношение достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире. [ Писарчик Л. Проблемы социального страхования в Беларуси // Директор. – 2004. – №7. – С.9-13.C 9]

В РБ сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше [Писарчик Л. Проблемы, с.10].

Возникает проблема – как в данных условиях сохранить  достигнутое значение коэффициента замещения? Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе невозможно. Выход один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

 

 

2.2 Анализ пенсионного обеспечения в республике на современном этапе

 

 

Практически по всем видам  социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

Структура доходов Фонда в 2008 году показана на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 -. Доходы Фонда за 2008 г.

 

Примечание – Источник: [Фонд социальной защиты населения].

 

Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов юридических лиц независимо от форм собственности (более 80%). Существенная часть доходов (15,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.

Средства из ФСЗП расходуются  на следующие цели:

-  выплата пенсий  по возрасту, инвалидности, за выслугу  лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий;

- выплата пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на по до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.

Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Расходная часть Фонда показана на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 -. Расходы Фонда за 2008 г.

 

Примечание – Источник: [Источник: собственная разработка на основе [12, с. 37].Фонд социальной защиты населения].

 

Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме  расходов составила около 81%.

В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

Так, в 2008 году в связи  с ростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).

Кроме того, в связи  с увеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные  и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% (прогноз – 18,3%) и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на 9,1% (прогноз – 8%).

В январе 2009 года размеры  пенсий составили:

  • пенсия по возрасту – 408 тыс. руб.;
  • минимальная по возрасту – 227 тыс. руб.;
  • по инвалидности – 359 тыс. руб.;
  • по случаю потери кормильца – 239 тыс. руб.;
  • за выслугу лет – 539 тыс. руб.;
  • за особые заслуги перед республикой – 600 тыс. руб.;
  • социальная – 169 тыс. руб.

С 1 февраля 2009 г. в связи  с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий. Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.[c12, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГРАЖДАНс 26 Минск 2009]

Так в сфере пенсионного обеспечения в феврале, мае, августе и ноябре 2009 г. в соответствии с законодательством были проиндексированы минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Основные показатели среднего размера назначенных пенсий Республики Беларусь на 2005-2009 гг. отображены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Основные показатели среднего размера назначенной пенсии Республики Беларусь на 2005-2009 гг. (тысяч рублей)

Периоды

Всего

В том числе

По возрасту

По инвалидности

По случаю потери кормильца

Социальные пенсии

От трудового увечья или профессионального  заболевания

От общего заболевания

2005

192,0

201,7

153,0

167,9

124,4

71,0

2006

246,6

259,1

193,2

214,5

157,2

108,1

2007

290,8

305,3

210,0

251,8

183,2

118,3

2008

363,9

382,2

233,6

314,1

226,6

148,7

2009   I

389,4

408,3

241,9

335,8

242,2

169,3

II

390,6

408,9

242,1

336,8

244,2

176,1

III

390,6

408,9

242,1

336,8

244,2

176,1

IV

390,6

408,9

242,1

336,8

244,2

176,1

V

391,0

409,3

242,2

338,1

244,4

182,0

VI

391,0

409,3

242,2

338,1

244,4

182,0

VII

391,0

409,3

242,2

338,1

244,4

182,0

VIII

392,6

409,7

242,5

338,7

247,2

185,7

IX

392,6

409,7

242,5

338,7

247,2

185,7

Справочно 2008    IX

389,4

408,3

242,5

335,3

242,4

169,8


Примечание -  Источник [Статистика Беларуси №4, 2009, с120,с 47].

На основании данных таблицы можно сделать вывод  о том, что в январе - сентября 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5 процента и составил 409,2 тыс. рублей; среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 11,1 процента и составил 232,6 тыс. рублей.

В целях поддержания уровня материального обеспечения пенсионеров принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2009 г. № 524 «О повышении трудовых пенсий», предусматривающий повышение трудовых пенсий с 1 ноября в среднем до 9,5 процента. [Министерство экономики РБ]

2.3 Пути совершенствования  системы пенсионного обеспечения  в современных условиях


 

 

Несмотря на последние  позитивные преобразования в области  пенсионного обеспечения, пенсионной системе республики присущ ряд негативных моментов, главным из которых является низкий уровень пенсий с точки зрения их покупательной способности, что не может удовлетворить ни государство, ни большинство их получателей.

Пенсионные системы, основанные на принципе социальной солидарности и выплаты пенсий за счет текущих поступлений (а именно такая система построена в Республике Беларусь), чрезвычайно зависимы от изменения таких показателей, влияющих на объем собираемых страховых взносов, как доходы экономически активного населения, численность занятых в экономике, численность плательщиков страховых взносов, тариф страховых взносов и другие.

Серьезным экономическим  фактором, сказывающимся на финансовых возможностях Фонда социальной защиты населения и, соответственно, на уровне пенсионного обеспечения, является сокращение численности занятых в экономике. В связи с процессами реструктуризации экономики за период с 1990 года в республике численность занятых снизилась на 13,2% при росте числа пенсионеров за этот период на 12,2%. Сегодня на 100 пенсионеров приходится 165 занятых, в то время как в 1990 году это соотношение составляло 100 к 218.

На уровне доходности Фонда социальной защиты населения  сказывается также изменение  структуры денежных доходов населения: удельный вес оплаты труда (а именно она является базой для начисления страховых взносов, за счет которых выплачиваются пенсии) снизился с 1990 года почти на четверть. В то же время в структуре доходов населения доля поступлений из финансовой системы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и других увеличилась.

Имеются проблемы и с  задолженностью субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов. Наибольший удельный вес в просроченной задолженности  занимают долги предприятий Министерства промышленности и Министерства сельского  хозяйства и продовольствия (соответственно 45% и 36%).

Органами Фонда социальной защиты населения в 2000 году проведена  работа по списанию пени, начисленной  организациями агропромышленного  комплекса за несвоевременное внесение платежей. В условиях инфляции это  прямые потери для Фонда социальной защиты населения и, конечно же, самих застрахованных и пенсионеров.

На эти проблемы наслаиваются демографические проблемы, выражающиеся в деформации возрастной структуры  населения в сторону его старения, т.е. увеличения доли лиц старше пенсионного возраста и сокращении доли детей. В структуре населения республики дети составляли в 1990 году 24,5% всего населения, сегодня - 21,4%. Как видим, потенциальный резерв экономически активного населения уменьшается, а доля пожилых людей соответственно растет (в 1959 году - 13,5%, в 1990 году - 19,9%, в настоящее время - 21,3%, по прогнозам к 2015 году она составит 23,4%).

Нельзя также преуменьшать и значение причин, негативно влияющих на уровень пенсий, которые находятся  внутри пенсионной системы. Это - не всегда обоснованное предоставление права на досрочные пенсии; высокая "нестраховая" нагрузка за счет установления надбавок к пенсиям отдельным категориям пенсионеров из страховых средств (что противоречит самой природе социального страхования); зачет в трудовой стаж для определения размера пенсии периодов, когда не уплачивались страховые взносы без соответствующего финансового обеспечения этих периодов; одновременная выплата заработной платы и пенсии и другие.

Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в пенсионном обеспечении явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

адаптация системы пенсионного  обеспечения к изменяющимся экономическим  условиям и обеспечение ее стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования  и бюджетного финансирования;

приведение уровня пенсионного  обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума пенсионера, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера;

последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп застрахованных за счет других (пенсия должна быть отражением финансового вклада в пенсионную систему вне зависимости от того, кем и где застрахованный работал);

рационализация и оптимизация  условий и норм пенсионного обеспечения  на основе перераспределения и улучшения  использования имеющихся средств;

введение механизмов, стимулирующих "зарабатывание" пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения [5, c.6].1 стр59

Пенсионную систему  предполагается построить на основе трех уровней. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не получают пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование, когда выплата пенсий обеспечивается за счет текущих страховых взносов. Третий уровень - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение - будет формироваться на накопительных принципах.

В рамках реформирования пенсионной системы постепенно необходимо решить ряд задач стратегического  порядка, таких как: проблема возрастных критериев выхода на пенсию, урегулирование вопросов досрочного пенсионного обеспечения, выплаты пенсии в период работы, паритетного участия нанимателей и работников в финансировании пенсионной системы и других.

В ситуации, когда активное население не смогло и в ближайшее  время уже не в состоянии воспроизвести себе замену, сочетание относительно низкого пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, а за счет многочисленных оснований для досрочного выхода на пенсию средний возраст выхода на пенсию фактически составляет 58 лет 10 месяцев для мужчин и 53 года 11 месяцев для женщин), высокого ожидаемого периода выплаты пенсии (14,2 года для мужчин, 23,4 года для женщин) и медленного экономического роста уже в самое ближайшее время проблема возрастных критериев выхода на пенсию может еще больше обострить ситуацию в пенсионном обеспечением в нашем государстве.

Представляется, что в  целях снижения ожидаемого роста  иждивенческой нагрузки трудоспособного  населения пожилыми, упреждения снижения уровня жизни как работающих, так  и пенсионеров, государство будет вынуждено подготовить программу поэтапной корректировки возрастных критериев выхода на пенсию, в которой бы учитывались экономические, демографические факторы и, в особенности, положение на рынке труда, дабы не нарушить рынок рабочей силы. Очень важно, чтобы необходимость введения этой меры была осознана в нашем обществе и принята им. Сглаживанию негативных последствий способствовало бы объявление об этом за несколько лет.

В текущий период в  качестве временной альтернативы программе  постепенного повышения пенсионного возраста отдано предпочтение стимулированию добровольного выхода на пенсию в возрасте, превышающем общеустановленный, в сочетании с соответствующим увеличением размера пенсии. Действующая с 1 сентября 1998 года норма в Законе "О пенсионном обеспечении" предусматривает повышение пенсии на 1% заработка за каждые два месяца работы в пенсионном возрасте без получения пенсии, или на 6% заработка за год такой работы (для сравнения: один год в допенсионном возрасте "оценивается" в 1% заработка). Привлекательным в этой идее "гибкого" пенсионного возраста является то, что, не затрагивая гарантии в пенсионном обеспечении, гражданам предоставляется право самостоятельно сделать выбор: получать пенсию раньше, но меньшего размера, либо более высокую, но позднее.

Проблема упорядочения льготных пенсий должна решаться постепенно, причем с сохранением ранее приобретенных  прав. Пути ее решения могут быть самыми разными. Практически нет  разногласий в том, что пенсионное обеспечение работников с особыми условиями труда необходимо поэтапно перенести в отраслевые или профессиональные пенсионные системы, которые заменят общую систему государственного пенсионного страхования в период до достижения работниками общего пенсионного возраста. Введение отраслевого (профессионального) досрочного пенсионного обеспечения (по результатам аттестации рабочих мест) целесообразно для работников отдельных отраслей (профессий). Финансирование выплаты таких досрочных пенсий предлагается осуществлять за счет собственных средств отраслевых пенсионных фондов, аккумулирующих страховые взносы нанимателей на досрочные пенсии.

Информация о работе Пенсионное обеспечение: особенности его осуществления, виды пенсий