Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:18, шпаргалка
Ответы на 50 вопросов.
2.налог, к-рый обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа)
3.каждый налог
должен взиматься в то время
и тем способом, когда и как
плательщику удобнее всего
4.каждый налог
должен быть задуман и
_____________________________
В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.
В настоящем разделе рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых нетоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог на налог продажи, применявшийся в СССР налог с оборота, а также так называемый акциз.
Непосредственными
плательщиками в
Рассмотрим рис. 1. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения - S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж - Q1.
Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2. Рис. 1. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами.
Новое равновесие
характеризуется тремя
Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без п потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 2).
Рис. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателями.
Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. Нетрудно убедиться, что новый объем продаж О , цены P+ и P- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 3,а изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на автомобили красного цвета имеет довольно пологий характер.Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.
На рис. 3,б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж.
Рис. 3. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса
рис 4 Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения наклонов линий спроса и предложения
Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 4,а. На рисунке видно, что большая часть налогового бремени (PT - PT) возлагается на покупателей и меньшая часть налогового бремени (P+ - P-) возлагается на производителей. Для сравнения на рис. 4,б изображена противоположная ситуация. Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.
13 государственное регулирование рынка с помощью дотаций
Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена - P1.
Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V руб. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до P-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.
14.понятие эластичности. Эластичность спроса по цене .факторы ценовой эластичности
Возможная реакция со стороны экономических объектов (домашние хозяйства и фирмы) на изменение цены определяет понятие эластичность. Реакция величины спроса на изменение цены для разных товаров и обозначается ценовая эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене - показывает, на сколько % увеличится спрос, если цена снизится на 1%. Закон спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. Виды эластичности спроса: 1. Ценовая эластичность EPD=(∆D/D)/(∆P/P) (Е - эластичность, ∆D – абсолютное изменение спроса, ∆Р – абсолютное изменение цены, D и Р – первоначальное значение спроса и цены). отношение %ного изменения величины спроса на товар к заданному %ному изменению его цены при прочих равных условиях. Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение, что объясняется законом спроса. Рассчитывают также дуговую эластичность спроса по цене. когда в качестве значении цен и количества продукции берется среднеарифметическое значение исследуемого интервала, т.е. это пок-ль ср.р-ции С на изменение цены товара, выраженной кривой С на некот. отрезке. 2.Эластичность спроса по доходу EID=(∆D/D)/(∆I/I) (I – доходы) 3. Перекрестная эластичность спроса EDx=(∆D1/D1)/(∆P2/P2). Если EDx >0, то перед нами взаимозаменяемые блага, если EDx <0, то - взаимодополняемые.
Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален); временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены); степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса); разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы); важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью). где:E(p)- эластичность спроса по цене;d Qd (%)- процентное изменение спроса;d P(%) - процентное изменение цены.
E > 1 - эластичный спрос (на товары
роскоши); E < 1 - неэластичный спрос (на
предметы первой необходимости); E = 1- спрос
с единичной эластичностью (зависит от
индивидуального выбора); E = 0 - совершенно
неэластичный спрос (соль, медикаменты);
E - совершенно эластичный спрос (в условиях
совершенного рынка).
15.перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%. В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.
Для товаров
низкого качества, т.е. "относительно
худших", эластичность спроса по доходу
будет величиной отрицательной (Е<0). Перекрестная
эластичность спроса
Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
В зависимости от характера взаимосвязи
анализируемых товаров
Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.
Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.