Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:14, отчет по практике
Объектом исследования является Северо-Кавказский Территориальный Центр Фирменного Транспортного Обслуживания (Северо-Кавказский ТЦФТО)
Предмет исследования – теоретические и методические основы управления экономическим риском предприятия железнодорожного транспорта.
Целями отчёта являются разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по управлению экономическими рисками предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО.
Введение………………………………………………………………….....3
1 Теоретические основы экономического анализа рисков в деятельности предприятия транспорта………………………………………….5
Сущность риска как экономической категории…………………...5
Классификация рисков на предприятии железнодорожного транспорта………………………………………………………………………..12
Система управления рисками на предприятии железнодорожного транспорта……………………………………………………………………..…17
Характеристика экономических рисков предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………….22
Общая характеристика предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………………………...22
Характеристика экономических рисков предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………..35
Список используемых источников………………………
- определение доступных путей и средств минимизации риска;
-
подготовка и планирование мер
по нейтрализации, компенсации
ожидаемых негативных
Управление рисками в условиях управленческого контроля должно быть основано на предварительном (априорном) анализе возможных последствий принимаемых руководством стратегических и текущих решений, установлении связи этих последствий с интересами пользователей услуг организаций железнодорожного транспорта. Мнение потребителей (пользователей) должно играть не последнюю роль в управлении экономическими рисками, так как оно является одним из главных критериев, позволяющих оценить достигнутый результат.
В настоящее время на многих из исследованных предприятий нет чёткой базы предварительного анализа принятия решений; нередко отсутствуют достоверные коммерческие прогнозы и нормированные затраты; статистические затраты по важнейшим аспектам деятельности собираются с существенным опозданием либо не в полной мере соответствуют действительности. Вследствие этого составляются экономически необоснованные бюджеты (планы) обычной деятельности, которые, как известно, представляют собой основные инструменты эффективного управленческого контроля. «Размытыми» остаются и центры ответственности за выполнение хозяйственных операций.
Перечисленные проблемы могут быть решены реализацией контроля экономических рисков на каждом уровне принятия управленческих решений путём:
-
разработки и постоянной
-
чёткого технико-
-
использования отечественного
Естественно,
что перечисленные ограничения
значения экономических рисков не должны
противоречить действующей
Необходимо отметить, что для решения задачи качественной локализации и снижения рисков хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта очень важную роль играет ряд, так называемых, «небюджетных» показателей, таких как упущенная выгода, качество оказываемых услуг, динамика числа потребителей и т.п.
Использование
подобных показателей предполагает
расширение и совершенствование
информационной базы управленческого
контроля, использование информационных
технологий для проведения, например,
интернет-опросов и
Одним из важных объектов управленческого контроля рисков является мониторинг распределения ответственности между подразделениями предприятия. Специфика хозяйственной работы организаций железнодорожного транспорта такова, что нередко происходит пересечение корпоративных функций различных структурных звеньев, которое приводит к противоречиям в пространстве деловой активности. В этих случаях распределение ответственности должно носить персонифицированный характер, что, при необходимости, позволит применить «ручное управление» рисками. Исключение возможности реализации групповых интересов также позволит во многом снизить риск недобросовестного заключения коммерческих сделок, действий менеджмента в корыстных целях.
Снижение рисков потери ликвидности предприятий сети базируется на реализации перманентного мониторинга покрытия текущих затрат выручкой или источниками собственных средств. Также необходимо строго контролировать формирование резервов будущих периодов, своеобразных «подушек безопасности» хозяйственной деятельности. Необходимо предусмотреть различные стратегии привлечения ресурсов для покрытия непредвиденных затрат, снижения ёмкости и доходности рынка железнодорожных услуг, причём они не должны противоречить интересам граждан, получающих услуги предприятий сети.
Средства управленческого контроля экономических рисков должны также предусматривать комплексную проверку экономической целесообразности совершаемых сделок и хозяйственных операций; проведение прогнозного анализа соотношения затрат, объёмов производства и продаж услуг и получаемой прибыли; анализ эффективности использования основных производственных фондов, труда и финансовых вложений. Особое значение имеют чёткое технико-экономическое обоснование бюджетных показателей обычной деятельности, постоянная верификация состояния нормативной базы затрат, использование отечественного и зарубежного инновационного опыта.
Стратегически важная задача управленческого контроля рисков – максимальное снижение рисков хищения товарно-материальных ценностей. Для её решения достаточно использовать вполне традиционные инструменты бухгалтерского учёта:
- плановую инвентаризацию;
-
внезапные проверки
-
сверку значений контрольных
бюджетных показателей с
- балансовый контроль.
Представляется важным проведение апостериорного анализа рисков и связанных с ними производственно-хозяйственных ситуаций. Данная форма анализа предполагает:
-
комплексное и всестороннее
-
практику их упреждения и
-
разработку ситуационно-
-
предотвращение нарушений
Внедрение
эффективного управленческого контроля
рисков в рамках системы управления
рисками железнодорожного транспорта
позволяет не только снизить потери,
но и существенно повысить эффективность
работы подразделений сети.
2 Характеристика экономических рисков предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО
2.1. Общая характеристика
предприятия Северо-Кавказского
ТЦФТО
Полное наименование Подразделения: Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Сокращенное наименование Подразделения: Северо-Кавказский ТЦФТО ОАО "РЖД".
Северо-Кавказский
территориальный центр
Северо-Кавказский ТЦФТО руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами, уставом ОАО "РЖД", внутренними документами ОАО "РЖД" и Филиала, а также настоящим Положением.
Подразделение
для организации и
Северо-Кавказский ТЦФТО имеет круглую печать, содержащую его сокращенное наименование, указание на его место нахождения, а также полное фирменное наименование ОАО "РЖД". Подразделение имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации, содержащие указание на принадлежность к ОАО "РЖД".
Место нахождения Подразделения: 344001, г. Ростов-на-Дону, пл. Привокзальная, д.1/2.
Основной задачей Северо-Кавказского ТЦФТО является организация и ведение работ по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов и использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", в том числе: перевозка грузов железнодорожным транспортом, организация комплексного транспортного обслуживания, продажа и аренда железнодорожного подвижного состава, эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, подача-уборка вагонов, оказание информационных и иных услуг, связанных с перевозкой грузов.
Подразделение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) организует и ведет работу по продаже услуг в зоне своей ответственности;
2)
участвует в реализации
3)
осуществляет прогнозирование
4)
осуществляет планирование
5)
обеспечивает применение
6) организует и проводит расчеты с клиентами ОАО "РЖД" по заключенным договорам на оказание услуг;
7)
организует и ведет
8) подготавливает предложения в Филиал по внесению изменений в нормативные документы ОАО "РЖД", нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие перевозки грузов и использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования во всех видах сообщения, в том числе нормативные документы федеральных органов исполнительной власти в части открытия, закрытия, переименования грузовых железнодорожных станций;
9)
формирует проект бюджета
10) осуществляет оперативное управление, методологическое обеспечение, технологическую поддержку своих подразделений по вопросам оказания услуг, связанных с перевозками грузов, использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, организации комплексного транспортного обслуживания, продажи и аренды железнодорожного подвижного состава;
11)
организует и ведет работу
по повышению квалификации и
профессиональной
12)
подготавливает предложения в
части выполнения научно-
13)
организует работу по
14) обеспечивает защиту информации, составляющей государственную и коммерческую тайну;
15)
осуществляет ведение
Северо-Кавказский ТЦФТО имеет право:
1) планировать свою деятельность и определять перспективы развития в порядке, предусмотренном нормативными документами ОАО "РЖД" и Филиала, исходя из утвержденных ОАО "РЖД" Филиалу бюджетов, наличия спроса на предоставляемые услуги, необходимости обеспечения производственного и социального развития;
2) оказывать в пределах своей компетенции услуги юридическим и физическим лицам по ценам не ниже установленных ОАО "РЖД", для чего заключает от имени ОАО "РЖД" договор и соглашения с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, внутренними документами ОАО "РЖД" и Филиала, уставом ОАО "РЖД", настоящим Положением, а также доверенностью, выданной начальнику Подразделения.
3)
пользоваться имуществом, которым
Подразделение наделено ОАО "
4)
приобретать в пределах
7) принимать участие по решению Филиала в выставках, ярмарках, аукционах, конференциях, семинарах, симпозиумах;