Отчет по преддипломной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:14, отчет по практике

Описание работы

Объектом исследования является Северо-Кавказский Территориальный Центр Фирменного Транспортного Обслуживания (Северо-Кавказский ТЦФТО)
Предмет исследования – теоретические и методические основы управления экономическим риском предприятия железнодорожного транспорта.
Целями отчёта являются разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по управлению экономическими рисками предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1 Теоретические основы экономического анализа рисков в деятельности предприятия транспорта………………………………………….5
Сущность риска как экономической категории…………………...5
Классификация рисков на предприятии железнодорожного транспорта………………………………………………………………………..12
Система управления рисками на предприятии железнодорожного транспорта……………………………………………………………………..…17
Характеристика экономических рисков предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………….22
Общая характеристика предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………………………...22
Характеристика экономических рисков предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………..35
Список используемых источников………………………

Работа содержит 1 файл

отчет саши.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Источники рисков – это условия и факторы, которые имеют деструктивную природу и при определённых ситуациях могут представлять угрозу существованию, нормальному развитию и функционированию организационных систем. 

Система рисков определяется действием факторов финансово-хозяйственной  среды предприятия: внешними и внутренними (Рис.1). 

 

 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную среду  предприятия. 

     В различных источниках предлагаются разные подходы к классификации  рисков, что обусловлено рядом  причин:

     - многообразие рисков, появление  из новых видов по мере экономического, социального, технологического развития современного мира;

     - многообразие ситуаций и проблем,  возникающих в хозяйственных  единицах разного уровня с  разными целями функционирования, что порождает стремление обозначать  каждый источник неопределённости своим видом риска;

     - тесная взаимосвязь и возможность  замещения рисков;

     - различие точек зрения и степени  детализации, приводящие к использованию  большого количества видов рисков.

     Общие принципы построения классификаций  могут быть применены и для классификации рисков: соразмерность деления – сумма членов (видов, разновидностей, групп) классификации должна равняться объёму изучаемого класса; непересекаемость членов классификации; применение в одной классификации одного и того же основания; непрерывность, последовательность деления на виды, подвиды и т.д.

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Экономические риски на предприятии железнодорожного транспорта 

     Риски оказывают как деструктивное, так  и конструктивное воздействие на управление организацией. Влияние рисков может вынудить субъект управления принять излишне осторожную стратегию уклонения от рисков, сдерживающую развитие объекта управления. Однако неопределенность окружающей среды и принятие риска является дополнительным резервом развития транспортного предприятия и стимулирует к принятию решений, ориентированных на высокий, но оправданный риск.

     В настоящее время наблюдается  существенное влияние рисков на деятельность транспортных предприятий, а практических рекомендаций и научно обоснованных методов управления рисками явно недостаточно. В связи с этим исследование экономической природы риска на транспорте, классификация факторов, влияющих на уровень рисков, оценка экономических последствий их возникновения, разработка методик анализа и прогнозирования рисков, выработка методов управления и минимизации последствий рисков являются весьма актуальными вопросами

     Риск  транспортного предприятия - это  объективная невозможность, неспособность  и (или) неумение транспортной организации избежать либо минимизировать угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность во внешней и внутренней среде, с помощью принципа опережающего отражения. Данное определение риска транспортного предприятия указывает:

     - во-первых, на наличие источника риска, как во внешней, так и во внутренней среде транспортных организаций;

     - во-вторых, не сводит риск только  к финансовым потерям организации,  а вводит более широкое по  объему понятие «угроза», увязывая  его с наличием неопределенности;

     - в-третьих, основано на ключевом управленческом принципе опережающего отражения и соответствующих ему механизмах, позволяющих своевременно выявлять различные риски и управлять ими.

     Управлять риском означает иметь возможность  снизить его до определенного, допустимого  для данного транспортного предприятия уровня. Под транспортным предприятием будем понимать юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

     Применительно к железнодорожной отрасли экономический  риск означает вероятность получения  неопределённых (как положительных, так и отрицательных) результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятия вследствие деловой  активности.

     Вместе  с тем для продуктивного управления рисками необходимо разделить причины из возникновения на две группы:

     - субъективные;

     - объективные.

     К субъективным факторам  можно отнести  ошибки управления, возникновение форс-мажорных обстоятельств, различные нарушения  принятых регламентов со стороны персонала, невыполнения обязательств контрагентами, хищения, потери и порча материальных ценностей и т.п.

     Объективные факторы мотивации экономических  рисков связаны со слабой прогнозируемостью  финансовых рынков, непредсказуемостью действий отдельных органов власти, как правило, местного уровня, непредвиденной политикой фискальных и надзорных организаций, стихийными бедствиями, социально-экономической стратегией государства и т.п.

     Очевидно, что деятельность предприятий железнодорожного транспорта, как и любая транспортная работа, неразрывно связана с экономическими рисками. Возникновение рисков носит системный характер и требует выработки комплекса действий, направленных на только на устранение их последствий, но и на их упреждение в рамках действующего законодательства, подзаконных актов, сложившихся норм и правил работы. Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается стратегическими целевыми функциями организаций железнодорожного транспорта, центральное место в реализации которых занимает пользователь услуг, что, в определённой степени, выводит управленческий процесс из коммерческой плоскости.

     Для выработки систематизированного подхода  и формализации потенциальных угроз  осуществляется классификация рисков в соответствии с источниками их возникновения. С целью максимально полного выявления рисков целесообразно классифицировать их по различным критериям:

     1) классификация по области возникновения  рисков

     В соответствии с выбранным критерием  риски ОАО "РЖД" подразделяются на внешние и внутренние.

     К внешним рискам, которые могут  оказывать влияние на деятельность ОАО "РЖД", относятся:

     - макроэкономические риски - риски, связанные с деятельностью ОАО "РЖД" как субъекта глобального рынка, испытывающего влияние со стороны всех отраслей экономики и подверженного воздействию изменения рыночной конъюнктуры;

     - рыночные риски - риски, обусловленные деятельностью ОАО "РЖД" как субъекта отечественного и мирового транспортных рынков и зависящие от структурных, экономических, тарифных, технико-технологических, экологических и прочих изменений в области железнодорожного транспорта и в транспортной сфере в целом;

     - финансовые риски - напрямую зависящие от внешних финансово-экономических факторов и включающие в себя риски изменения значений параметров финансового рынка, таких как процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров, корреляция и изменчивость этих и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых ОАО "РЖД"; риски того, что контрагент ОАО "РЖД" не исполнит свои обязательства в полной мере или в соответствии с законодательством он не обязан выполнять свои обязательства;

     - риски трудовых ресурсов - риски, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, дефицитом качественных трудовых ресурсов и усилением диспропорций в структуре трудоспособного населения;

     - репутационные риски - риски потери деловой репутации ОАО "РЖД" и формирования негативного отношения к взаимодействию с ОАО "РЖД" со стороны потенциальных партнеров и клиентов;

     - политические риски - риски, связанные с изменением политической обстановки в России и в мире, с изменением режима государственного регулирования отношений собственности, изменением российского и международного законодательства;

     - риски реформирования - риски, связанные с внешними угрозами функционированию ОАО "РЖД", обусловленными проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте;

     - техногенные и природно-климатические риски - риски, обусловленные возможностью возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф, препятствующих нормальному функционированию ОАО "РЖД";

     - научно-технические и технологические риски - риски, обусловленные развитием научно-технического прогресса, разработками новых технологий, материалов и внедрением их в производство и управление.

     Внутренние  риски ОАО "РЖД" подразделяются на следующие основные категории:

     - производственно-технологические риски - риски, связанные с организацией перевозочного процесса, обеспечением безопасности перевозок и оказанием транспортных услуг необходимого качества;

     - технические и ресурсные риски - риски, связанные с техническим, ресурсным и информационным обеспечением ОАО "РЖД";

     - инвестиционные риски - риски, связанные с выбором и обоснованием выбора объектов инвестирования и обеспечением плановой доходности инвестированных средств;

     - риски структурных преобразований - риски, связанные с проводимой на железнодорожном транспорте структурной реформой, выделением конкурентных сегментов рынка железнодорожных услуг, созданием и взаимодействием с создаваемыми дочерними и зависимыми обществами;

     - финансовые риски - риски, связанные с эффективностью использования финансовых ресурсов, обеспечением финансовой устойчивости и независимости ОАО "РЖД";

     - кадровые риски - риски, связанные с управлением персоналом, построением качественной и эффективной системы мотивации работников, обеспечением ОАО "РЖД" необходимым количеством трудовых ресурсов высокого качества;

     - управленческие риски - риски, обусловленные деятельностью по управлению ОАО "РЖД", обоснованием, принятием и реализацией управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Система управления рисками на предприятии железнодорожного транспорта 

     Решение задачи управления экономическими рисками  требует многократно выверенного, экономически обоснованного подхода к разработке и внедрению системы их оптимального регулирования. Система управления экономическими рисками концептуально выстраивается как информационно ёмкая и многофункциональная система корпоративного управления. Вместе с тем, представляется особенно актуальной для предприятий железнодорожного транспорта её ведущая подсистема управленческого контроля.

     Управленческий, или внутрихозяйственный, контроль приобретает особую значимость в  условиях территориальной удалённости  объектов контроля, сложности и многофункциональности  их структурирования. Основными принципами его реализации должны быть целесообразность проведения контрольных процедур, их эффективность, оптимальность и экономичность. Разработка и внедрение подсистемы управленческого контроля в рамках системы управления экономическими рисками предполагают многосторонний анализ причин возникновения, характера и  последствий рисков в разрезе выполняемых хозяйственных операций и подразделений сети.

     Формирование  информационной базы принятия управленческих решений с учётом возможных рисков требует их группировки по ключевым признакам, разработки механизмов их контроля и снижения. Эффективность управленческого контроля рисков достигается только в том случае, если ни одно решение не будет принято без их предварительной оценки и выполнения процедур, позволяющих свести неопределённость выработки управленческих воздействий к минимуму.

     Функции, возлагаемые на систему управления риском, предопределяют содержание самого процесса управления, которое сводится к следующей последовательности работ: 

     - разработка политики в области  управления риском;

     - анализ ситуации риска, т.е. выявление факторов риска и оценка его возможного уровня, прогнозирование поведения хозяйственных субъектов в этой ситуации;

     - разработка альтернативных вариантов  решения и выбор наиболее приемлемого  и правомерного из них;

Информация о работе Отчет по преддипломной практике