Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:14, отчет по практике
Объектом исследования является Северо-Кавказский Территориальный Центр Фирменного Транспортного Обслуживания (Северо-Кавказский ТЦФТО)
Предмет исследования – теоретические и методические основы управления экономическим риском предприятия железнодорожного транспорта.
Целями отчёта являются разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по управлению экономическими рисками предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО.
Введение………………………………………………………………….....3
1 Теоретические основы экономического анализа рисков в деятельности предприятия транспорта………………………………………….5
Сущность риска как экономической категории…………………...5
Классификация рисков на предприятии железнодорожного транспорта………………………………………………………………………..12
Система управления рисками на предприятии железнодорожного транспорта……………………………………………………………………..…17
Характеристика экономических рисков предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………….22
Общая характеристика предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………………………...22
Характеристика экономических рисков предприятия Северо-Кавказского ТЦФТО…………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………..35
Список используемых источников………………………
Источники
рисков – это условия и факторы,
которые имеют деструктивную природу
и при определённых ситуациях могут представлять
угрозу существованию, нормальному развитию
и функционированию организационных систем.
Система рисков
определяется действием факторов финансово-хозяйственной
среды предприятия: внешними и внутренними
(Рис.1).
Рис.1 Факторы, влияющие
на финансово-хозяйственную среду
предприятия.
В различных источниках предлагаются разные подходы к классификации рисков, что обусловлено рядом причин:
- многообразие рисков, появление из новых видов по мере экономического, социального, технологического развития современного мира;
-
многообразие ситуаций и
-
тесная взаимосвязь и
-
различие точек зрения и
Общие принципы построения классификаций могут быть применены и для классификации рисков: соразмерность деления – сумма членов (видов, разновидностей, групп) классификации должна равняться объёму изучаемого класса; непересекаемость членов классификации; применение в одной классификации одного и того же основания; непрерывность, последовательность деления на виды, подвиды и т.д.
1.2
Экономические риски
на предприятии железнодорожного
транспорта
Риски оказывают как деструктивное, так и конструктивное воздействие на управление организацией. Влияние рисков может вынудить субъект управления принять излишне осторожную стратегию уклонения от рисков, сдерживающую развитие объекта управления. Однако неопределенность окружающей среды и принятие риска является дополнительным резервом развития транспортного предприятия и стимулирует к принятию решений, ориентированных на высокий, но оправданный риск.
В настоящее время наблюдается существенное влияние рисков на деятельность транспортных предприятий, а практических рекомендаций и научно обоснованных методов управления рисками явно недостаточно. В связи с этим исследование экономической природы риска на транспорте, классификация факторов, влияющих на уровень рисков, оценка экономических последствий их возникновения, разработка методик анализа и прогнозирования рисков, выработка методов управления и минимизации последствий рисков являются весьма актуальными вопросами
Риск транспортного предприятия - это объективная невозможность, неспособность и (или) неумение транспортной организации избежать либо минимизировать угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность во внешней и внутренней среде, с помощью принципа опережающего отражения. Данное определение риска транспортного предприятия указывает:
- во-первых, на наличие источника риска, как во внешней, так и во внутренней среде транспортных организаций;
-
во-вторых, не сводит риск только
к финансовым потерям
- в-третьих, основано на ключевом управленческом принципе опережающего отражения и соответствующих ему механизмах, позволяющих своевременно выявлять различные риски и управлять ими.
Управлять риском означает иметь возможность снизить его до определенного, допустимого для данного транспортного предприятия уровня. Под транспортным предприятием будем понимать юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Применительно
к железнодорожной отрасли
Вместе с тем для продуктивного управления рисками необходимо разделить причины из возникновения на две группы:
- субъективные;
- объективные.
К субъективным факторам можно отнести ошибки управления, возникновение форс-мажорных обстоятельств, различные нарушения принятых регламентов со стороны персонала, невыполнения обязательств контрагентами, хищения, потери и порча материальных ценностей и т.п.
Объективные
факторы мотивации
Очевидно, что деятельность предприятий железнодорожного транспорта, как и любая транспортная работа, неразрывно связана с экономическими рисками. Возникновение рисков носит системный характер и требует выработки комплекса действий, направленных на только на устранение их последствий, но и на их упреждение в рамках действующего законодательства, подзаконных актов, сложившихся норм и правил работы. Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается стратегическими целевыми функциями организаций железнодорожного транспорта, центральное место в реализации которых занимает пользователь услуг, что, в определённой степени, выводит управленческий процесс из коммерческой плоскости.
Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз осуществляется классификация рисков в соответствии с источниками их возникновения. С целью максимально полного выявления рисков целесообразно классифицировать их по различным критериям:
1)
классификация по области
В соответствии с выбранным критерием риски ОАО "РЖД" подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним рискам, которые могут оказывать влияние на деятельность ОАО "РЖД", относятся:
- макроэкономические риски - риски, связанные с деятельностью ОАО "РЖД" как субъекта глобального рынка, испытывающего влияние со стороны всех отраслей экономики и подверженного воздействию изменения рыночной конъюнктуры;
- рыночные риски - риски, обусловленные деятельностью ОАО "РЖД" как субъекта отечественного и мирового транспортных рынков и зависящие от структурных, экономических, тарифных, технико-технологических, экологических и прочих изменений в области железнодорожного транспорта и в транспортной сфере в целом;
- финансовые риски - напрямую зависящие от внешних финансово-экономических факторов и включающие в себя риски изменения значений параметров финансового рынка, таких как процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров, корреляция и изменчивость этих и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых ОАО "РЖД"; риски того, что контрагент ОАО "РЖД" не исполнит свои обязательства в полной мере или в соответствии с законодательством он не обязан выполнять свои обязательства;
- риски трудовых ресурсов - риски, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, дефицитом качественных трудовых ресурсов и усилением диспропорций в структуре трудоспособного населения;
- репутационные риски - риски потери деловой репутации ОАО "РЖД" и формирования негативного отношения к взаимодействию с ОАО "РЖД" со стороны потенциальных партнеров и клиентов;
- политические риски - риски, связанные с изменением политической обстановки в России и в мире, с изменением режима государственного регулирования отношений собственности, изменением российского и международного законодательства;
- риски реформирования - риски, связанные с внешними угрозами функционированию ОАО "РЖД", обусловленными проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте;
- техногенные и природно-климатические риски - риски, обусловленные возможностью возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф, препятствующих нормальному функционированию ОАО "РЖД";
- научно-технические и технологические риски - риски, обусловленные развитием научно-технического прогресса, разработками новых технологий, материалов и внедрением их в производство и управление.
Внутренние риски ОАО "РЖД" подразделяются на следующие основные категории:
-
производственно-
- технические и ресурсные риски - риски, связанные с техническим, ресурсным и информационным обеспечением ОАО "РЖД";
- инвестиционные риски - риски, связанные с выбором и обоснованием выбора объектов инвестирования и обеспечением плановой доходности инвестированных средств;
- риски структурных преобразований - риски, связанные с проводимой на железнодорожном транспорте структурной реформой, выделением конкурентных сегментов рынка железнодорожных услуг, созданием и взаимодействием с создаваемыми дочерними и зависимыми обществами;
- финансовые риски - риски, связанные с эффективностью использования финансовых ресурсов, обеспечением финансовой устойчивости и независимости ОАО "РЖД";
- кадровые риски - риски, связанные с управлением персоналом, построением качественной и эффективной системы мотивации работников, обеспечением ОАО "РЖД" необходимым количеством трудовых ресурсов высокого качества;
-
управленческие риски - риски, обусловленные
деятельностью по управлению ОАО "РЖД",
обоснованием, принятием и реализацией
управленческих решений.
1.3
Система управления
рисками на предприятии
железнодорожного транспорта
Решение
задачи управления экономическими рисками
требует многократно
Управленческий,
или внутрихозяйственный, контроль
приобретает особую значимость в
условиях территориальной удалённости
объектов контроля, сложности и
Формирование информационной базы принятия управленческих решений с учётом возможных рисков требует их группировки по ключевым признакам, разработки механизмов их контроля и снижения. Эффективность управленческого контроля рисков достигается только в том случае, если ни одно решение не будет принято без их предварительной оценки и выполнения процедур, позволяющих свести неопределённость выработки управленческих воздействий к минимуму.
Функции, возлагаемые на систему управления риском, предопределяют содержание самого процесса управления, которое сводится к следующей последовательности работ:
- разработка политики в области управления риском;
- анализ ситуации риска, т.е. выявление факторов риска и оценка его возможного уровня, прогнозирование поведения хозяйственных субъектов в этой ситуации;
-
разработка альтернативных