Особые экономические зоны регионального типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:35, отчет по практике

Описание работы

Целью отчета по практике является анализ деятельности администрации Тербунского муниципального района Липецкой области по развитию ОЭЗ предложить рекомендации по её совершенствованию.
Для решения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:
- проанализировать деятельность администрации Липецкой области по развитию особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тербуны»;
- проанализировать систему управления ОЭЗ «Тербуны»;
- определить основные пути и ориентиры совершенствования деятельности органов исполнительной власти Липецкой области по развитию особой экономической зоны на основе интеграционного маркетинга;
- обосновать перспективы создания ОЭЗ регионального уровня, как важного инструмента развития региона.

Содержание

1.АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ «ЛИПЕЦК» РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ 3
1.Технико-экономическое обоснование создание ОЭЗ «Липецк» на территории Липецкой области 3
2.Создание точек роста на территории Липецкой области 7
3.Анализ системы управления ОЭЗ (на материалах Тербунского района) 20
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

дневник и отчет.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Поскольку первоочередные объекты уже готовы, то затраты ближайших двух лет пойдут на создание инфраструктуры с перспективой до 2012 года. Планируется завершить сооружение таможенной инфраструктуры: административно-делового центра площадью две тысячи квадратных метров, где разместятся и сто двадцать работников таможни; на въезде будет поставлено четыре КПП, разместится автостоянка на 150 фургонов с мойкой для этих автомашин и гостиничным комплексом для водителей.

     Наибольшие  по размеру вложения – 17 млрд. рублей – предполагаются в строительство на территории ОЭЗ «Липецк» электростанции мощностью 480 Вт. Станция будет обеспечивать электроэнергией предприятия зоны, что позволит избежать бюджетных затрат. На полную мощность она выйдет в 2010 году. Для ОЭЗ самообеспеченность электроэнергией является позитивным моментом, т.к. дефицит в липецкой энергосистеме составит 800 – 1000 МВт, что является серьёзной угрозой для эффективного развития ОЭЗ «Липецк».  Эксперты полагают, что объект позволит резидентам ОЭЗ снизить издержки и выступит существенным фактором привлекательности «Липецка» для других компаний.

     Развитие  ОЭЗ ускорило процесс формирования современной инфраструктуры, прежде всего транспортной. Начато строительство восточного обхода города. Планируется расширить трассу Липецк – Грязи. Начато проектирование международного аэропорта.

     В связи с возможностью возникновения  проблемы доставки рабочих на заводы до 2010 года намечено построить троллейбусную  линию Липецк – Грязи, будут пущены электропоезда Елец – Воронеж и Мичуринск –Елец, что позволит работать на предприятиях зоны и жителям этих городов.

     Согласно  утверждённой концепции, в ОЭЗ будет сохранен природный ландшафт. Привлечение инвестиций и новейших технологий напрямую связано с социальным развитием собственной структуры и территории ОЭЗ.

     При формировании ОЭЗ «Липецк» возникают  производственные проблемы, требующие  скорейшего решения. Наиболее актуальной из них является введение особого  режима предоставления лимитов на газ. Пока эта процедура очень сложна и растянута во времени, необходимо её ускорить и упростить.

     Появилась возможность привлечения нерезидентов для строительства в ОЭЗ объектов производственной инфраструктуры. Это  означает, что в развитии особых экономических зон наступает  новый этап. Потенциальные компании-резиденты отмечали, что они могут набрать деньги на минимальный взнос (10 миллионов евро), но им не хватает средств для того, чтобы построить здания и другие помещения. Они предпочли бы потратить эти деньги на то, чтобы приобрести оборудование. Есть другие инвесторы, которые, напротив, готовы на территории ОЭЗ обустроить помещения и сдавать их в аренду резидентам. При этом таким инвесторам не надо будет получать статус резидентов и, соответственно, вносить 10 миллионов евро. Следовательно, необходимо рассмотреть возможность передачи отдельных объектов ОЭЗ в руки частных инвесторов.

       Директор по развитию ООО «Бекарт-Липецк»  Сергей Гусаков отмечает, что  в Липецке компания работает  в тесном контакте с местным  управлением РосОЭЗ и областной  администрацией. «Бекарт» является одним из крупнейших мировых производителей металлокорда. Среди причин, по которым компания выбрала Липецк - удобное географическое положение области, высокая степень развития инфраструктуры, тесное взаимодействие с РосОЭЗ.

     Вместе  с тем, Гусаков обозначил ряд проблем, с которыми сталкиваются резиденты. Например, выбор проектной и строительной организаций.  Необходима база данных по строительству объектов. Еще одним препятствием является то, что многие вопросы приходится решать в Москве. Например, чтобы заключить договор об аренде земли, его надо отправить в столицу, где дадут оценку его целесообразности, но решение о предоставлении участка  принимается на месте. Необходимо делегировать часть полномочий в регионы, чтобы избежать таких формальных согласований.  Также он говорит о том, резиденты должны знать, как формируются тарифы на энергоносители. Очень много вопросов возникает и по таможенному регулированию.  В связи с тем, что требования к экологической составляющей того или иного проекта ужесточаются с каждым годом,  необходимо отработать механизмы поощрения предприятий, направляющих значительные средства на охрану окружающей среды.

     Работа  компаний ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» и «Мондиаль  Групп» своим примером показывает, что идея создания ОЭЗ себя оправдывает. Но есть ряд нюансов, которые тормозят ее развитие. По мнению генерального директора Витторио Торрембини, нет четкого взаимодействия между множеством ведомств, работающих в РФ. Так «СЭСТ-ЛЮВЭ» потеряло шесть месяцев на том, чтобы получить право растаможивать оборудование, поступающее в Липецк. Очевидно, необходимо делегировать полномочия столичной таможни на места. Особое внимание должно уделяться тому, чтобы РосОЭЗ рекомендовало таможне снижение на комплектующие для тех товаров, которые не производятся в России.

     С точки зрения Торрембини в современных  условиях налоговые льготы российского  государства стимулируют экспорт. Это прописано в Федеральном  законе от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». А резиденты  в большей степени ориентированы на реализацию своей продукции на российской территории. Им невыгодно производить товары для того, чтобы отправлять их на экспорт.

      Ни одно из промышленных предприятий в современной экономике не будет конкурентоспособным, если его деятельность и его продукция не будут отвечать экологическим стандартам. Огромные средства вкладывают в модернизацию своих производств и НЛМК,  «Свободный сокол», и другие предприятия.

       Среди проблем ОЭЗ «Липецк» - низкая  активность таможенных структур, а для таких зон нужна более гибкая структура и упрощенные таможенные требования.

       Необходимо изменение нормативных  актов, чтобы новые резиденты  избежали тех таможенных проблем,  с которыми столкнулись первые резиденты. Региональные таможни необходимо наделить всеми необходимыми полномочиями, чтобы целиком обслуживать резидентов на месте.

     За  последнее время объем иностранных  инвестиций в регион увеличился в  несколько раз. Липецкая область  стала передовой по привлечению  инвестиций в развитие в первую очередь  промышленного сектора экономики. Причем, в течение десяти лет инвестиционная политика осуществлялась в области без поддержки со стороны федеральных структур.

     Инвестиции  в основной капитал по итогам 2007 года составили 56 миллиардов рублей. По этому показателю, рассчитанному на душу населения, Липецкая область достигла уровня развитых стран.

     При создании ОЭЗ «Липецк» административными  структурами Липецкой области был  изучен опыт других стран, рассмотрены  десятки предложений по размещению зоны, в том числе на территории тракторного, станкостроительного и завода пусковых двигателей.

     В 2003 году стало ясно, что ориентация только на металлургию бесперспективна. Была сделана ставка на диверсификацию экономики и развитие новейших технологий. На один рубль вложенных федеральных и региональных средств в 2007 году привлечено одиннадцать рублей инвестиций.

     Объём промышленного производства двух действующих  на территории ОЭЗ заводов составляет около двух миллиардов рублей. Уже  через два-три года объём товарной продукции увеличится до 12 миллиардов в год.

     Проблемой дальнейшего развития ОЭЗ «Липецк» является то, что среди резидентов присутствуют в основном иностранные  компании. Это объясняется тем, что  они рассчитывают в основном на собственные  средства, доступны для них, и банковские кредиты. Так, компания «Йокохама» половину из необходимых 11 миллиардов возьмёт в японском банке под 2 процента годовых. Наши компании ориентированы на привлечение заёмных денег, но процентная ставка у нас настолько высока, что делает невыгодным развитие производства. Пока представители отечественного бизнеса не научились кооперироваться для совместного строительства новейших производств. Необходимо создать им дополнительные условия. В Государственной Думе РФ рассматривается вопрос о снижении порога при вхождении в ОЭЗ с 10 до 3 миллионов евро. Появляется возможность получения земельного участка в ОЭЗ и у нерезидентов. Это будут небольшие участки, на которых можно будет развернуть выпуск комплектующих для конечной продукции для предприятий-резидентов, например, тары, которая пока завозится со стороны. Объявлен тендер на право строительства делового центра с выставочным комплексом, классами для подготовки и переобучения кадров, а также специалистов, которым предстоит эксплуатировать по всей стране производимое на заводах оборудование.

     Но, наиболее важными являются проблемы кредитования. Необходимо выделение  дополнительных средств для поддержки  резидентов, которые собираются строить  заводы с новыми технологиями. Предложено дать дополнительные прерогативы резидентам, в частности освобождения от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при реализации продуктов в России. Подготовлены предложения в правительство по поддержке проекта особых экономических зон на территории России. Также в ОЭЗ имеются проблемы по обустройству территории, в частности, несовершенство нормативно-правовой базы, касающаяся сноса лесных насаждений.

     На  базе ООО «Липецк менеджмент Консалтинг»  была организована и проведена независимая  экспертиза оценки перспектив развития как самой особой экономической зоны промышленно – производственного типа «Липецк», так и окружающей её территории. Экспертиза проводилась методом «Дельфи», в результате чего была сформирована экспертная группа в составе пяти докторов и трёх кандидатов экономических наук – специалистов в области экономики, управления и развития регионов.

     Эксперты  считают, что одним из основных барьеров будут проволочки со стороны «местных»  чиновников в оформлении лицензий (50%) и ещё 37% считают, что бюрократия, скорее всего, затруднит жизнь резидентам особой экономической зоны. Кроме того, профессиональная подготовка чиновников в регионе оценена следующим образом: 25% считают её выше среднего, 62,5% считают её как средний уровень. Наличие сложного бюрократического аппарата при среднем уровне профессиональной подготовки управленческого звена не предполагает быстрого и качественного освоения особой экономической зоны, а значит, процесс «выбора» резидентов может растянуться на неопределённый срок. Практически 63% экспертов считает, что местных ресурсов не вполне достаточно для обеспечения функционирования особой экономической зоны. Эксперты сошлись во мнении (75%) о том, что срок окупаемости бюджетных вложений составит 5 лет. Половина экспертов предполагает ухудшение экологической обстановки вокруг территории особой экономической зоны, за счёт выброса в атмосферу твёрдых отходов и увеличение выхлопов автомобильных газов. На данный момент уровень развития социальной инфраструктуры в регионе является примерно средним, относительно общероссийского. Так считают 87,5% экспертов. Социальные службы успевают справляться со своими обязанностями, но в перспективе, эта проблема заслуживает отдельного внимания. Уровень развития коммуникаций на территории региона был оценен следующим образом: 12,5% отметили достаточный уровень развития, 37,5% посчитали его средним, 50% оценили коммуникации недостаточно развитыми. Данный разброс мнений вполне понятен. Рядом с территорией особой экономической зоны имеется железнодорожное сообщение ЮВЖД ст. Липецк – ст. Грязи, в городе имеется аэропорт, по территории области проходит федеральная автострада «Дон». Но, чтобы эти и другие объекты оптимально функционировали, требуются значительные ресурсные затраты. Все респонденты сошлись во мнении, что создание особой экономической зоны привлечёт дополнительные финансы в регион. Разошлись только в количестве. Половина опрошенных считает, что сумма будет значительной, другая полагает незначительное увеличение капитала в регионе. Как и в большинстве регионов России, демографическое состояние Липецкого региона находится не в лучшем состоянии: 87,5% респондентов отметили его как негативное, 12,5% - как удовлетворительное, 50% экспертов оценили также уровень и состав рабочих кадров как недостаточный.

     Выводы  независимых экспертов позволили внести корректировку и уточнения в процесс управления развитием ОЭЗ, и это дало положительные результаты.

     В ОЭЗ «Липецк» зарегистрировано 15 резидентов, с общим объемом инвестиций, включая действующие предприятия, свыше 45 млрд. руб., предполагается создать более 4,3 тыс. рабочих мест.

     На  создание объектов инфраструктуры, необходимой для деятельности резидентов ОЭЗ «Липецк», в 2006-2008 г. было направлено более 3,5 млрд. руб. бюджетных средств, в том числе из областного бюджета более 1,3 млрд. руб.

     На  действующих предприятиях ОЭЗ «Липецк» (ООО «ЧСЗ-Липецк» по производству облегчённой стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности и ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» по производству испарителей и конденсаторов холодильного оборудования для предприятий торговли) в 2008 году произведено продукции на сумму более 2 млрд. руб., всего создано 709 рабочих мест, объем налоговых отчислений составил 29 млн. руб.

     В 2009 году предусмотрен ввод в эксплуатацию трех предприятий по производству алюминиевых профилей для двухкамерных стеклопакетов (ООО «Алу-Про»), уплотнителей для стекольной продукции (ООО «Фенци»), металлоконструкций, сэндвич-панелей и минераловатных утеплителей (ООО «Белон-Метакон»). Планируют приступить к строительству еще 5 резидентов - ООО «Липецкий комбинат теплоизоляционных материалов» (производство минераловатных теплоизоляционных материалов «IZOVOL» на основе базальтовых пород), ООО «Мондиаль Груп Ист» (производство торгово-промышленного оборудования), ООО «ЛЗСК Оконные системы» (производство светопрозрачных конструкций из листового стекла, формование и обработка листового стекла), ООО «Производственный комплекс «РАЦИОНАЛ» (производство теплоэнергетического оборудования), ООО «БекартЛипецк» (производство металлокорда).

     Мировая и отечественная экономика переживает не лучшие времена. Все ищут пути смягчения  спада производства. Развитие ОЭЗ для исполнительных органов власти Липецкой области – это действенная антикризисная мера. Инвесторов ОЭЗ «Липецк»  оценили её преимущества по-новому. В ОЭЗ создаются новые рабочие места, в то время, как на других предприятиях идёт сокращение кадров. Только на двух заводах ОЭЗ «Липецк» работает около 1200 человек. Почти 500 строителей трудится на возведении новых объектов. Кроме строящегося «Бекарт Липецк» в этом году начнется возведение ещё пяти заводов, из которых четыре-пять будут введены в эксплуатацию к концу 2009-го года. Появится ещё более тысячи рабочих мест. Средняя зарплата и производительность труда на предприятиях ОЭЗ «Липецк» выше, чем в Липецке. Надо учитывать и то, что одно место в ОЭЗ влечёт открытие четырёх-пяти рабочих мест у смежников, в сфере обслуживания, торговли, транспорта.

Информация о работе Особые экономические зоны регионального типа