Особенности социальной политики в России и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

рудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Зарождение «шведской модели» 4
1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6
1.3 Смешанная экономика 8
Глава II 12
2.1 Социальная политика Российской федерации 12
2.2 Проблемы развития социальной политики России 15
2.3 Социальная справедливость 17
Глава III 22
3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22
Заключение 28
Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Чистохвалова_322 гр.docx

— 470.11 Кб (Скачать)

-в социальной области - возрастание  среди традиционных факторов  производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения  человеческого фактора -высококвалифицированного  и инновационного, творческого по  характеру труда, которое получило  выражение в концепции «человеческого  капитала» и социальной направленности  экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень  политической и экономической  стабильности общества и вызывающей  к жизни могучие созидательные  силы социума шведского типа (социальная  ориентация).

Опыт Швеции интересен в том  отношении, что в ее социально-экономической  практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым  другим странам на стадии постиндустриального  общества, проявились исключительно ярко.

Швеция - ориентированная на экспорт  смешанная экономика, в которой  присутствует современная система  распределения, превосходные внутренние и внешние коммуникации, и квалифицированная  рабочая сила. Древесина, гидроэлектроэнергия  и железная руда составляют материально-сырьевую базу экономики, в большой степени  ориентированной на внешнюю торговлю. Шведский технический сектор составляет 50% продукции и экспорта. Телекоммуникации, автомобильная промышленность и  фармацевтические промышленности также  очень важны. Сельское хозяйство  составляет 2% ВВП и занятости. 
20 крупнейшими по товарообороту зарегистрированными в Швеции компаниями в 2007 году были Volvo, Ericsson, Vattenfall, Skanska, Sony Ericsson Mobile Communications AB, Svenska Cellulosa Aktiebolaget, Electrolux, Volvo Personvagnar, TeliaSonera, Sandvik, Scania, ICA, Hennes & Mauritz, Nordea, Preem, Атлас Copco, Securitas, Nordstjernan и SKF. шведская промышленность находится всецело в частных руках; в отличие от некоторых других промышленно развитых стран Запада, таких как Австрия, Италия или Финляндия, государственные предприятия в Швеции всегда имели незначительную важность. Одно важное исключение этому правилу - LKAB - принадлежащая государству компания горной промышленности, главным образом ведущая бизнес в северной части страны.

 
          Занятость в Швеции составляет приблизительно 4,5 миллиона жителей, из которых приблизительно одна треть с высшим образованием. По показателю объем ВВП в час Швеция является 9-ым государством в мире - 31 USD в 2006 году, по сравнению с 22 USD в Испании и 35 USD в Соединенных Штатах. Согласно данным ОЭСР, отмена госконтроля, глобализация, и рост технологического сектора были ключевыми двигателями производительности.  
Швеция - мировой лидер по выплатам частных пенсий и проблемы финансирования пенсии являются небольшими по сравнению со многими другими западноевропейскими странами. Шведский рынок труда стал более гибким за последние годы, но у него все еще есть некоторые широко признанные проблемы. Типичный рабочий получает только 40% своего дохода после налогообложения.

Государственные служащие составляют одну треть шведской рабочей силы, что во много раз больше, чем  во многих других странах. 
В 2010 году Швеция заняла второе место в рейтинге наиболее конкурентоспособных экономик мира, обогнав США и Сингапур. Согласно отчету по глобальной конкурентоспособности 2010-2011, подготовленному Всемирным экономическим форумом, Швецию опережает только Швейцария, которая возглавляет список второй год подряд. Как сообщается в докладе международной организации, Швеция поднялась на две позиции, оттеснив со второго места на четвертое Соединенные Штаты Америки. Сингапур, по-прежнему, занимает в рейтинге третье место. Северные соседи Швеции также оказались в первой двадцатке – Финляндия на седьмом, Дания – на девятом, а Норвегия – на 14-м месте. 
Швеция отклонила евро на референдуме в 2003 году, и Швеция поддерживает свою собственную валюту, шведскую крону (SEK). Шведский Центральный банк — основан в 1668 году и таким образом это самый старый центральный банк в мире — в настоящее время сосредотачивается на стабильности цен (целевая инфляция 2%). Согласно экономическому обзору Швеции в 2007 году, подготовленному экспертами ОЭСР, средняя инфляция в Швеции была одной из самых низких среди европейских стран с середины 1990-ых, в значительной степени из-за отмены госконтроля и быстрого использования глобализации. 
В 2010 году ВВП Швеции (по ППС) составил $337,9 млрд., увеличившись на 1,9% по сравнению с 2009 г. ($331,5 млрд.). ВВП на душу населения (по ППС): $36 500 ($36 000). Состав ВВП по секторам экономики: сфера услуг - 72,2%, промышленность - 26,1%, сельское и лесное хозяйство, рыболовство - 1,7%. Внутренний долг Швеции: 40,8% от ВВП (41,6%). Внешний долг Швеции: 252% от ВВП / $853,3 млрд. ($669 млрд.). В сентябре 2011 года уровень инфляции в Швеции составил 3,2%, а уровень безработицы - 6,8% (341 000 человек). Безработных среди молодёжи: 133 000 человек (21,2 % от общего числа работоспособного населения в возрасте 15-24 лет). Количество новых рабочих мест: 55 024, на 10 000 больше, чем в сентябре 2010 года.

 

Экономика России — шестая экономика  среди стран мира по объёму ВВП  по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-е  место.

Номинальный ВВП России за 2010 год  составил 44,5 трлн. рублей, ВВП по ППС  — $2,23 трлн.

По номинальному ВВП на душу населения  на 2010 год Россия занимает 54-е место  по данным Международного валютного  фонда.

По данным на 2012 год, доля экономики  России в мировой экономике — 4,1 %

В структуре экономики России преобладает  сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной  стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %).

Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая  деятельность, производство кокса и  нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых  изделий, производство прочих неметаллических  минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и  оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического  оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 % структуры добавленной  стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной  стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство  и рыболовство составляют в сумме 4,5 % структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в  структуре добавленной стоимости  занимает производство и распределение  электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными, по отношению  к 1991 году, выглядят: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическое производство, обрабатывающие производства, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство и распределение электроэнергии, газа и воды (по данным до 2006 года).

 

                          Основные экономические показатели

Показатель

Швеция

Россия

ВВП (2010 г.) млн.$

458004

1479819

Занятость в сфере услуг, тыс. 2008г.

3232 (70,4 % от общего числа занятых)

38873 (54% от общего числа занятых)

Экономически активное население

4897000 (69,9%)

76400000

Уровень безработицы

9,1%

5,2%


                                           Заключение

Подводя итоги, могу отметить, что мои прогнозы подтвердились: Российская система социальной политики кардинально отличается со знаком минус от системы Шведской и нуждается в незамедлительном реформировании.

Фундаментом новой социальной политики, реализующей  социальную и гуманитарную ответственность  Российского государства перед  его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому  гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности  и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее  время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно  улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.

Социальная  политика и идеология России переходного  периода должна исходить из догоняющей концепции, учитывающей опыт и ошибки других стран, прогрессивные тенденции  социального и мировоззренческого развития. Основными принципами социальной стратегии должны стать следующие:

  • трудовая мораль и деловая этика, соединение личного и общественного интереса, союз труда и собственности;
  • сочетание всеобщности с дифференцированным подходом к различным группам населения, баланс во взаимоотношении семейного и государственного бюджета при решении социальных проблем (жилья, коммунально-бытовых, транспортных услуг и т.д.) по мере роста уровня трудовых доходов и повышения эффективности производства;
  • сочетание комплексности с целевым, адресным подходом к решению социальных проблем, установление минимальных жизненных стандартов на федеральном и региональном уровнях, в том числе общественно приемлемых норм обеспечения социально значимых услуг в сочетании с целевой, адресной помощью особо нуждающимся группам населения;
  • усиление превентивного адресного характера социальной политики с помощью использования социального мониторинга и анализа социальных индикаторов с выделением тех, которые показывают ситуацию социального взрыва.

В связи с этим необходимо повышение  гибкости и динамизма в проведении социальных мероприятий и усиление роли социального прогнозирования.

Чрезвычайно важной проблемой становится выбор  правильных социальных ориентиров. Анализ современной социально-экономической  ситуации и хода реформирования в  России свидетельствует о сложности  выбранной стратегии и тактики  социально-экономических преобразований и прежде всего - определения конечной цели реформирования. Расширение зоны социальных бедствий стало закономерным результатом осуществления стратегии  развития, основной целью которой  являлось формирование рыночной экономики. Создание рыночного хозяйства выступило  как самоцель, а не средство достижения более эффективной экономики  и повышения на этой основе уровня и качества жизни населения.

К сожалению, отношение к экономическому развитию и реформам как самоцели продолжает доминировать при выработке, обосновании и принятии решений  в социальной политике государства.

При определении социальных приоритетов, на мой взгляд, теоретико-методологической основой должна служить теория социального  государства, которая является официальной  доктриной, определяющей формирование государственного устройства Российской Федерации. Однако, как отмечают большинство  исследователей, на практике осуществляются принципы не социального государства, а государства эпохи "классического  либерализма", основанного на идеологии  индивидуализма и невмешательства  в экономическую и социальную жизнь. И, соответственно, Россия не отвечает пока критериям, используемым в мировой  практике при характеристике социального  государства.

Согласно  теории социального государства  программной целью государства  является обеспечение достойных  условий жизни населения. Государство  обязано создавать условия для  развития человека. Механизм государственного регулирования должен быть направлен  на обеспечение благосостояния всего  населения. Задачей государственных  органов управления при этом становится нахождение баланса между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, дозирование объемов хозяйственной  свободы и государственных социальных гарантий. В этой связи особое значение приобретает проблема встраивания  в рыночное хозяйство государственных  форм регулирования экономических  и особенно социальных процессов. Регулирование  социальных процессов и проведение социальной политики, направленной на снижение социальных издержек, становится одной из основных функций государства.

Главная цель социальной политики - значительное сокращение масштабов бедности; повышение  защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для  самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной  поддержке; обеспечение всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

Основные  направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие  перспективные цели:

  • достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;
  • обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;
  • обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;
  • развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.

Информация о работе Особенности социальной политики в России и Швеции