Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа
рудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.
Введение 3
Глава I 4
1.1 Зарождение «шведской модели» 4
1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6
1.3 Смешанная экономика 8
Глава II 12
2.1 Социальная политика Российской федерации 12
2.2 Проблемы развития социальной политики России 15
2.3 Социальная справедливость 17
Глава III 22
3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22
Заключение 28
Список литературы: 31
-в социальной области - возрастание
среди традиционных факторов
производства (труд - капитал - технологии
- природные ресурсы) значения
человеческого фактора -
Опыт Швеции интересен в том
отношении, что в ее социально-экономической
практике общие закономерности развития
социально ориентированной
Швеция - ориентированная на экспорт
смешанная экономика, в которой
присутствует современная система
распределения, превосходные внутренние
и внешние коммуникации, и квалифицированная
рабочая сила. Древесина, гидроэлектроэнергия
и железная руда составляют материально-сырьевую
базу экономики, в большой степени
ориентированной на внешнюю торговлю.
Шведский технический сектор составляет
50% продукции и экспорта. Телекоммуникации,
автомобильная промышленность и
фармацевтические промышленности также
очень важны. Сельское хозяйство
составляет 2% ВВП и занятости.
20 крупнейшими по товарообороту зарегистрированными
в Швеции компаниями в 2007 году были Volvo,
Ericsson, Vattenfall, Skanska, Sony Ericsson Mobile Communications AB,
Svenska Cellulosa Aktiebolaget, Electrolux, Volvo Personvagnar, TeliaSonera,
Sandvik, Scania, ICA, Hennes & Mauritz, Nordea, Preem, Атлас
Copco, Securitas, Nordstjernan и SKF. шведская промышленность
находится всецело в частных руках; в отличие
от некоторых других промышленно развитых
стран Запада, таких как Австрия, Италия
или Финляндия, государственные предприятия
в Швеции всегда имели незначительную
важность. Одно важное исключение этому
правилу - LKAB - принадлежащая государству
компания горной промышленности, главным
образом ведущая бизнес в северной части
страны.
Занятость
в Швеции составляет приблизительно 4,5
миллиона жителей, из которых приблизительно
одна треть с высшим образованием. По показателю
объем ВВП в час Швеция является 9-ым государством
в мире - 31 USD в 2006 году, по сравнению с 22
USD в Испании и 35 USD в Соединенных Штатах.
Согласно данным ОЭСР, отмена госконтроля,
глобализация, и рост технологического
сектора были ключевыми двигателями производительности.
Швеция - мировой лидер по выплатам частных
пенсий и проблемы финансирования пенсии
являются небольшими по сравнению со многими
другими западноевропейскими странами.
Шведский рынок труда стал более гибким
за последние годы, но у него все еще есть
некоторые широко признанные проблемы.
Типичный рабочий получает только 40% своего
дохода после налогообложения.
Государственные служащие составляют
одну треть шведской рабочей силы,
что во много раз больше, чем
во многих других странах.
В 2010 году Швеция заняла второе место в
рейтинге наиболее конкурентоспособных
экономик мира, обогнав США и Сингапур.
Согласно отчету по глобальной конкурентоспособности
2010-2011, подготовленному Всемирным экономическим
форумом, Швецию опережает только Швейцария,
которая возглавляет список второй год
подряд. Как сообщается в докладе международной
организации, Швеция поднялась на две
позиции, оттеснив со второго места на
четвертое Соединенные Штаты Америки.
Сингапур, по-прежнему, занимает в рейтинге
третье место. Северные соседи Швеции
также оказались в первой двадцатке –
Финляндия на седьмом, Дания – на девятом,
а Норвегия – на 14-м месте.
Швеция отклонила евро на референдуме
в 2003 году, и Швеция поддерживает свою
собственную валюту, шведскую крону (SEK).
Шведский Центральный банк — основан
в 1668 году и таким образом это самый старый
центральный банк в мире — в настоящее
время сосредотачивается на стабильности
цен (целевая инфляция 2%). Согласно экономическому
обзору Швеции в 2007 году, подготовленному
экспертами ОЭСР, средняя инфляция в Швеции
была одной из самых низких среди европейских
стран с середины 1990-ых, в значительной
степени из-за отмены госконтроля и быстрого
использования глобализации.
В 2010 году ВВП Швеции (по ППС) составил
$337,9 млрд., увеличившись на 1,9% по сравнению
с 2009 г. ($331,5 млрд.). ВВП на душу населения
(по ППС): $36 500 ($36 000). Состав ВВП по секторам
экономики: сфера услуг - 72,2%, промышленность
- 26,1%, сельское и лесное хозяйство, рыболовство
- 1,7%. Внутренний долг Швеции: 40,8% от ВВП
(41,6%). Внешний долг Швеции: 252% от ВВП / $853,3
млрд. ($669 млрд.). В сентябре 2011 года уровень
инфляции в Швеции составил 3,2%, а уровень
безработицы - 6,8% (341 000 человек). Безработных
среди молодёжи: 133 000 человек (21,2 % от общего
числа работоспособного населения в возрасте
15-24 лет). Количество новых рабочих мест:
55 024, на 10 000 больше, чем в сентябре 2010 года.
Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-е место.
Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн. рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн.
По номинальному ВВП на душу населения на 2010 год Россия занимает 54-е место по данным Международного валютного фонда.
По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %
В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %).
Кроме того, есть ещё обрабатывающая
промышленность (пищевая промышленность,
текстильное и швейное
Среди всех отраслей промышленности
России наиболее сильными, по отношению
к 1991 году, выглядят: производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования,
химическое производство, обрабатывающие
производства, добыча топливно-энергетических
полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное
производство (лесные ресурсы России
— крупнейшие в мире); издательская
и полиграфическая
Основные экономические
Показатель |
Швеция |
Россия |
ВВП (2010 г.) млн.$ |
458004 |
1479819 |
Занятость в сфере услуг, тыс. 2008г. |
3232 (70,4 % от общего числа занятых) |
38873 (54% от общего числа занятых) |
Экономически активное население |
4897000 (69,9%) |
76400000 |
Уровень безработицы |
9,1% |
5,2% |
Подводя итоги, могу отметить, что мои прогнозы подтвердились: Российская система социальной политики кардинально отличается со знаком минус от системы Шведской и нуждается в незамедлительном реформировании.
Фундаментом
новой социальной политики, реализующей
социальную и гуманитарную ответственность
Российского государства перед
его гражданами, должен стать законодательно
закрепленный, гарантированный каждому
гражданину минимум социальных благ,
учитывающий региональные особенности
и историко-культурные традиции всех
народов нашей страны. В ближайшее
время необходимо сконцентрировать
усилия на тех неотложных проблемах,
решение которых поможет
Социальная
политика и идеология России переходного
периода должна исходить из догоняющей
концепции, учитывающей опыт и ошибки
других стран, прогрессивные тенденции
социального и
В связи с этим необходимо повышение гибкости и динамизма в проведении социальных мероприятий и усиление роли социального прогнозирования.
Чрезвычайно
важной проблемой становится выбор
правильных социальных ориентиров. Анализ
современной социально-
К сожалению, отношение к экономическому развитию и реформам как самоцели продолжает доминировать при выработке, обосновании и принятии решений в социальной политике государства.
При определении социальных приоритетов, на мой взгляд, теоретико-методологической основой должна служить теория социального государства, которая является официальной доктриной, определяющей формирование государственного устройства Российской Федерации. Однако, как отмечают большинство исследователей, на практике осуществляются принципы не социального государства, а государства эпохи "классического либерализма", основанного на идеологии индивидуализма и невмешательства в экономическую и социальную жизнь. И, соответственно, Россия не отвечает пока критериям, используемым в мировой практике при характеристике социального государства.
Согласно
теории социального государства
программной целью государства
является обеспечение достойных
условий жизни населения. Государство
обязано создавать условия для
развития человека. Механизм государственного
регулирования должен быть направлен
на обеспечение благосостояния всего
населения. Задачей государственных
органов управления при этом становится
нахождение баланса между
Главная
цель социальной политики - значительное
сокращение масштабов бедности; повышение
защиты социально уязвимых домохозяйств,
которые не имеют возможностей для
самостоятельного решения социальных
проблем и нуждаются в
Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:
Информация о работе Особенности социальной политики в России и Швеции