Особенности социальной политики в России и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

рудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Зарождение «шведской модели» 4
1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6
1.3 Смешанная экономика 8
Глава II 12
2.1 Социальная политика Российской федерации 12
2.2 Проблемы развития социальной политики России 15
2.3 Социальная справедливость 17
Глава III 22
3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22
Заключение 28
Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Чистохвалова_322 гр.docx

— 470.11 Кб (Скачать)

Социальная  защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.

Решающее  значение для реализации системы  социальной защиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государственных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на период профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие социальные пособия и выплаты.

В конце 1991 г. перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стратегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели реформ, несмотря на многочисленные декларации о «социально ориентированной экономике» и «социальном государстве». В качестве мотивов, позволивших отложить решение социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы.

Сегодня население страны поставлено в такие  условия, когда любая, даже самая  эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной  социальной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Проводимая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, определяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базовый стандарт современного государства должен обеспечивать основные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения).

Минимальная заработная плата (MPОТ) — установленный  законодательно минимальный уровень  зарплаты работников за выполнение минимальной  нормы труда. Минимальная заработная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех предприятий, независимо от их форм собственности. Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Согласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму.

Рассмотрим  соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный  минимум составлял примерно 60 руб., а минимальная заработная плата — 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная заработная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр.

При определении минимальной заработной платы необходимо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она составляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. минимальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб.

Основные  социально-экономические индикаторы уровня жизни населения7

Как следует из данных таблицы, за годы реформ минимальная заработная плата  составляла не более 10 % от средней заработной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между минимальной и средней заработной платой не достигает такой степени. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %.

В настоящее время минимальная  заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравнения, минимальная заработная плата в странах Западной, Центральной и Восточной Европы установлена в следующих размерах: во Франции — 1090 евро, Великобритании — 980 евро, Словакии — 148 евро, Литве — 125 евро, на Украине — 44 долл.

При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, — наиболее нуждающаяся  в социальной защищенности и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по народному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выплаченной им пенсии — 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный. На сегодняшний день соотношение между средним размером пенсии (с учетом компенсационных выплат), средней заработной платой работающих и величиной прожиточного минимума характеризуется данными, приведенными в табл. 20.10. Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уровень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание.

2.2 Проблемы развития социальной  политики России

Прописанное в Конституции РФ определение "социальное" применительно к  нашему государству, к сожалению, на сегодняшний день не имеет подтверждения  на практике. Реалии же выглядят следующим  образом:

1. Прогрессирующая деградация основных  фондов, износ которых не компенсируется  новыми капиталовложениями. В настоящее  время физический и моральный  износ основных фондов достиг 60%, быстро возрастает технологическое  отставание практически всех  отраслей народного хозяйства  от мирового уровня. При этом  практически не происходит обновления  оборудования, за 2007-2008 гг. в два раза  сократилась инвестиционная активность, в несколько раз снизились  затраты на НИОКР, большая часть  амортизационных отчислений не  направлялась на инвестиции, а  фактически изымалась из воспроизводственного  процесса. Углубляющийся спад производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, повсеместно привел к значительной  недогрузке производственных мощностей,  не позволяющей поддерживать  их эффективную эксплуатацию  и технологический режим. Резко  снизилась эффективность общественного  производства (удельный расход электроэнергии  на единицу ВВП вырос на 23%, производительность труда упала  на 28%), что отражает общее снижение  конкурентоспособности российской  экономики. Фактически экономика  вошла в режим суженного воспроизводства,  развивается необратимый процесс  разрушения научно-промышленного  потенциала страны, происходит нарастающая  деградация производственного аппарата  в отраслях материального производства.

2. Деиндустриализация народного  хозяйства, отчетливый сдвиг в  направлении утяжеления его структуры  за счет опережающего спада  в наукоемких отраслях промышленности  и производства товаров народного  потребления, повышение доли сырьевых  отраслей (прежде всего ТЭК) и  сферы услуг (финансового и  торгового секторов) в структуре  производства и инвестиции, сокращение  доли машиностроения в структуре общественного производства и повышение доли топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о структурной деградации российской экономики, прогрессирующем сокращении производства товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, являющихся основой современного экономического роста и поддержания занятости населения.

3. Угроза массовой безработицы  и обнищания значительной массы  населения вследствие как абсолютного  сокращения производства, так и  деиндустриализации, в ходе которой  создание новых рабочих мест  в сырьевых отраслях и в  сфере услуг не компенсирует  высвобождение занятых из отраслей  обрабатывающей промышленности. При  дальнейшем углублении промышленного  спада скрытая безработица, достигающая  в настоящее время до 20% занятых,  неизбежно перейдет в открытую  форму, что создаст серьезную  угрозу неконтролируемого роста  социальной напряженности и дальнейшего  разрушения человеческого потенциала.

4. Вывоз капитала, его связывание  в спекулятивных и посреднических  операциях, обусловленное образовавшейся  изоляцией торгово-финансового капитала  от производственных мощностей,  а также высокой неопределенностью  эффективности капитальных вложений  вследствие галопирующей инфляции  и неопределенности прав собственности,  неразвитости правовой системы  обеспечения инвестиционной активности  и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной  величине ввоза, а также концентрация  банковской активности в финансировании  спекулятивной деятельности делают  невозможным поддержание расширенного  воспроизводства и обновление  производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими  хозяйствующими субъектами валютных  резервов, выведенных из хозяйственного  оборота нерациональной экономики,  составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим  с годовым фондом накопления.

5. Утечка умов и деградация  человеческого потенциала, дезинтеграция  общества и возникновение угрозы  развертывания классовых конфликтов, разрушение основ социальной  стабильности. Растущая поляризация  населения (разрыв в уровне  доходов между верхним и нижним  десятипроцентными уровнями населения  достиг 11 раз и продолжает возрастать) сопровождается обнищанием значительной  части населения (27% населения  живет ниже уровня бедности), резким  снижением уровня социального  обеспечения и государственных  расходов на социальные гарантии.

6. Криминализация хозяйственной  деятельности, подрывающая рыночную  конкуренцию и государственное  регулирование, обусловливающая  быстрое увеличение веса теневой  экономики, степени реальной монополизации  народного хозяйства. По официальным  оценкам, сфера теневой экономики  охватила 40% товарооборота и 28% услуг  населению общественного производства, под влиянием криминальных структур  находится значительная часть  предприятий финансового и торгового  секторов, сферы услуг. Криминализация  общественного производства серьезно  затрудняет создание новых предприятий,  подавляет конкуренцию, сопровождается  коррупцией в органах государственной  власти. Значительный размах коррупции,  в свою очередь, резко снижает  эффективность работы государственного  аппарата, в том числе и деятельности  правоохранительных органов, делает  невозможным продуктивное использование  большого арсенала методов государственного  регулирования экономики, в том  числе правовое обеспечение механизмов  рыночной конкуренции. Сращивание  госаппарата с криминальными структурами резко осложняет достижение целей экономической стабилизации, активной структурной политики и социальной защиты.

7. Галопирующая инфляция, колеблющаяся  в пределах 10-25% в месяц, крайне  затрудняла долгосрочную хозяйственную  деятельность, развитие производства, инвестиционную и инновационную  активность.

8. Угроза разрушения транспортной  и энергетической инфраструктуры  страны, повышение вероятности аварий  на энергетических и транспортных  сетях вследствие длительного  отсутствия инвестиций в их  поддержание, обновление и развитие.

При оценке современного состояния  социальной политики в России и особенностей ее социально-экономической трансформации  особо выделяются два аспекта:

  • социально-экономический по критерию постиндустриальных перемен, происходящих в развитых странах мира, а также по отношению к собственному историческому опыту и традициям;
  • геоэкономический – по месту и роли страны в современном мировом хозяйстве, в глобальных и региональных экономических структурах и институтах.

Эти две взаимосвязанные стороны  одного и того же процесса при определяющем значении первой стороны показывают, что вопросы социальной политики, особенно на долгосрочную перспективу, нельзя рассматривать в отрыве от перспектив экономического развития страны. Невозможно проводить в жизнь  эффективную и результативную социальную политику без достижения высоких  устойчивых темпов экономического роста. Если социальные реформы не будут  увязаны с экономическими и нацелены на достижение динамичного развития российского общества, то, конечно, и основные меры социальной политики будут обречены на неудачу.

Информация о работе Особенности социальной политики в России и Швеции