Особенности социальной политики в России и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

рудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Зарождение «шведской модели» 4
1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6
1.3 Смешанная экономика 8
Глава II 12
2.1 Социальная политика Российской федерации 12
2.2 Проблемы развития социальной политики России 15
2.3 Социальная справедливость 17
Глава III 22
3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22
Заключение 28
Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Чистохвалова_322 гр.docx

— 470.11 Кб (Скачать)

Разумеется, перечисленные проблемы, часть из которых достигла остроты, угрожающей экономической безопасности страны, взаимосвязаны и вызваны  неадекватностью проводимой экономической  и социальной политики. Необходимо проведение соответствующей активной экономической и социальной политики, направленной на решение перечисленных  выше проблем и устранение обусловливающих  их причин.

2.3 Социальная  справедливость

Социальная  справедливость в сфере экономики - это соответствие системы экономических  отношений (преимущественно отношений  распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось  справедливым распределение благ в  зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный  плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). В настоящее  время в общественном сознании россиян  сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов  по факторам производства) и трудовой.

Экономическая эффективность - это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как  перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью - это отражение противоречия между производством и потреблением.

В современных условиях применяется  более широкое понятие социально-экономической  эффективности, включающее категории  социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и  т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности  связано со стремлением к социальному  консенсусу или хотя бы к смягчению  социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим  образом достигается, как показал  опыт последних десятилетий (ГДР  и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань - до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием  частной собственности и при  определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает  усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает  распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения  доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом  через перераспределение доходов  между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Развитие  современной рыночной экономики  предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для  всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической  эффективности. «Дорогая» рабочая  сила побуждает экономику достигать  прироста производства и улучшения  качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе - и трудосберегающих технологий. В переходной экономике  России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными  размерами общественного «пирога», что сдерживает перераспределительные  процессы. В современных условиях применяется более широкое понятие  социально-экономической эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической  эффективности связано со стремлением  к социальному консенсусу или  хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим  образом достигается, как показал  опыт последних десятилетий (ГДР  и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань - до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием  частной собственности и при  определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает  усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает  распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения  доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом  через перераспределение доходов  между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Развитие  современной рыночной экономики  предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для  всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической  эффективности. «Дорогая» рабочая  сила побуждает экономику достигать  прироста производства и улучшения  качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе - и трудосберегающих технологий.

В переходной экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными размерами общественного  «пирога», что сдерживает перераспределительные  процессы.

Социальная  защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных  государством социальных гарантий, мероприятий  и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования  личности, различных социальных категорий  и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска  в нормальной жизни граждан, таких  как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и  другие; комплекс государственных мер  социально-экономического и правового  характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев  населения в период экономических  преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение  и т. д. Государственная система  социальной защиты населения проявляется  в разнообразных формах: пособия  по безработице, пенсии, пособия по болезни, инвалидности, жилищные пособия, пособия на получение образования, медицинская помощь, гарантирование государством минимального уровня доходов. Непосредственная цель производства в  условиях рынка - получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей.

Система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к  рынку экономикой. В плане обеспечения  социальной защиты населения в этих условиях делается многое: гарантируется  правовая защита от необоснованного  увольнения, возможность повышения  квалификации, а также выплата  пособий по безработице, трудоустройство  безработных, переквалификация, обучение профессиям, пользующихся спросом.

В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться большая  часть населения, а не только беднейшие  слои. Для сохранения определенного  уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение  с повышением стоимости жизни.

Система социальной защиты населения выполняет  функцию поддержания реального  сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей  с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

  В России право граждан на  социальную защиту гарантировано  Конституцией РФ и регламентировано  законодательством РФ. В области  трудовых отношений и оплаты  труда был принят Федеральный  Закон РФ от 09.01.1997, № 6-ФЗ «О  повышении минимального размера  оплаты труда». Он выражен в  том, что работающие вправе  претендовать на определенный  месячный уровень вознаграждения  за труд. Этот уровень не снижается,  если норма рабочего времени  и нормы труда не выполнены  не по вине работника. В минимальный  размер оплаты труда не включаются  доплаты и надбавки, а также  премии и другие поощрительные  выплаты. Основным нормативно-правовым  актом, регулирующим отношения  в сфере занятости населения  является Закон Российской федерации  «О занятости населения в Российской  федерации» 1991г., который в настоящее  время действует в редакции  Федерального закона от 20.04.1996г.  и 21.07.1998 г. с последующими изменениями  и дополнениями, внесенными в  федеральный Закон от 17.10.1999 г.  № 175-ФЗ. В Законе говорится  о государственной политике в  области содействия занятости  населения, полномочиях федеральных  органов власти с субъектов  федерации. Закон закрепляет права  граждан в области занятости,  в частности, правовую защиту  от необоснованного увольнения  или необоснованного отказа в  приеме на работу. Среди нормативно-правовых  актов регулирующих отношения  в сфере занятости населения  необходимо отметить ряд правовых  норм касающихся обеспечения  занятости граждан. Среди них  Федеральный Закон «О социальной  защите инвалидов в РФ», «О  дополнительных гарантиях по  социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей», «О социальной защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации, вследствие аварии на  чернобыльской АЭС» и др.

Пенсионное  законодательство насчитывает свыше 50 основных нормативных актов. Наиболее важным является Федеральный Закон  «О государственных пенсиях в  РФ» от 20.11.1990 г., № 1340 (с последующими изменениями и дополнениями); Федеральный  Закон «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу в органах Внутренних дел, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. (в  редакции от 21.07.1998 г.); Федеральный Закон  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» от 15.05.1001 г. № 1244-1 и Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ. Законы регулируют условия  и нормы обеспечения государственными пенсиями.

В области государственного социального  страхования и здравоохранения  выступает Федеральный Закон  «Об основах обязательного социального  страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ, Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (с изменениями) и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов. Страховое  обеспечение по отдельным видам  обязательного социального страхования  является: оплата медицинским учреждениям  расходов, связанных с предоставлением  застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; пособие по безработице, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение. Обеспечение по обязательному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. К денежным выплатам относятся пенсии и пособия. К благам и услугам относятся средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий.

 

Глава III

3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики

 

Экономические реформы в России и Швеции осуществлялись практически  одновременно, а именно в 1990-х гг. Ценность такого сопоставления в  том, что реформа по-шведски позволяет  высветить роль социального фактора, инновационной среды и политической культуры в обеспечении успеха экономического реформирования. Такое сравнение  особенно интересно в той связи, что обе страны имели в исторической ретроспективе некоторые общие  черты: они практически одновременно вступили в стадию индустриализации на рубеже XIX и XX вв., обладая тогда и продолжая сохранять и поныне богатые природные ресурсы, в том числе и минеральные, что определило их выход на индустриальной стадии роста на комплексную многопрофильную модель экономического развития. Каждая из них, хотя и с разным успехом, стремилась к проведению сильной социальной политики и созданию эффективной системы социальной поддержки и защиты населения. И в той, и в другой стране социально-экономическая система на определенной стадии развития привела к недостатку мотивации к инновационному труду и торможению НТП.

Швеция и Россия в период 1990-х  гг. продемонстрировали две крайности  в степени учета социального  фактора: чрезмерно высокий уровень  социальной защищенности в Швеции и  неадекватная по отношению к качеству и интенсивности труда социальная поддержка в России. Следствием обеих  крайностей становился недостаток материальной заинтересованности людей труда  и дефицит мотивации на предпринимательском  уровне, что препятствует реализации высококвалифицированного труда и  социально ответственного бизнеса. В итоге происходят падение эффективности  общественного производства и замедление или даже сокращение темпов экономического роста.

Этим исчерпывается список общих  черт шведской и российской социально-экономических  систем; дальнейший анализ приводит к  выявлению различий, исчерпывающе объясняющим  разную результативность шведского  и российского типа реагирования на вызовы времени, требующие реформирования общественного устройства.

Шведская модель организации экономической  и политической жизни позволяет  выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного  времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая  при этом высокий уровень жизни  и социальных гарантий для большинства  населения. Назовем главные из них:

-высокий уровень развития политической  культуры, кооперационный характер  отношений между разными социальными  слоями и группами населения  и политическими партиями, сложившийся  на основе взаимного понимания  коренных интересов, признания  их законного характера и готовности  решать даже самые острые вопросы  на основе социально приемлемых  компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

Информация о работе Особенности социальной политики в России и Швеции