Особенности социальной политики в России и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

рудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Зарождение «шведской модели» 4
1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6
1.3 Смешанная экономика 8
Глава II 12
2.1 Социальная политика Российской федерации 12
2.2 Проблемы развития социальной политики России 15
2.3 Социальная справедливость 17
Глава III 22
3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22
Заключение 28
Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Чистохвалова_322 гр.docx

— 470.11 Кб (Скачать)

1. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд.

2. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

 

1.3 Смешанная экономика5

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется  как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения  на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис  шведской модели.

Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение  и взаимодействие основных форм собственности  в капиталистическом рыночном хозяйстве  Швеции: частной, государственной и  кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою "нишу", выполняет свою функцию  в общей системе экономических  и социальных взаимосвязей. 

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно  выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть  частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить  на 2 группы. К одной относится  множество мелких фирм, в которых  основатель, собственник и директор - распорядитель часто одно и то же лицо. В другую группу входят крупные  компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия  в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих  домашним хозяйствам (населению) и частным  индивидуальным лицам, в то время  как удельный вес различных институтов и учреждений, таких, как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный  Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно  увеличился. За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров вследствие, прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность. 

В последние годы к шведским акциям большой интерес проявляют  иностранные инвесторы. Кроме того, некоторые шведские компании находятся  на Западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу  за границей. 

Экономика Швеции характеризуется  высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в  ведущих станах. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в  промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется  прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40 % рабочей силы в  промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и  экспорта Швеции. 

В экономике Швеции очень  высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение ("ВОЛЬВО" и "СААБ - Скония"), черная металлургия ("Свенска столь"), электротехника ("Электролюкс", АББ  и "Эрикссон"), самолетостроение ("СААБ - Скания"), фармацевтика ("Астра", "Фармасил"), производство специальных  сталей ("Сандвик", "Авеста").  
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить 3 финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведкой экономической литературе терминологии, "сфер банков") стоят ведущие частные коммерческие банки страны-"Скандинависка эншильда банкен" и "Свенска хандельсбанкен", при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы ("третьего блока") во главе с крупнейшей кампанией страны - автомобильным концерном "Вольво".

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция  и перераспределение средств  на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два  уровня владельцев: центральное правительство  и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в  коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по месту в  сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.  
Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран. 

Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие  государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности  в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства  в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых капиталистических  стран первое место. 

Национализированные предприятия  в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и на транспорте. В этих секторах на национализированные или  принадлежащие государству предприятия  приходится больше половины производства всех товаров и услуг. Их основная цель - расширение производства с достижением  прибыльности. 

Государственная собственность  принимает форму либо акционерных  компаний, либо государственных предприятий. Последние - принадлежащие государству  компании со значительной свободой действия в вопросах финансов и занятости. Решения в области цен принимаются  ими самостоятельно. Они должны покрывать  издержки и приносить прибыль  на вложенный капитал.  
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии среди этих компаний - приходится свыше 60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские государственные железные дороги владеют боле 95% всех железных дорог в стране. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление "Ваттенфалль". 

Центральное правительство  оказывает решающее воздействие  на экономику страны посредством  различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет. 

В Швеции более 50% государственных  расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный  сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды и домашним хозяйствам, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные бумаги. Некоторые из этих переводов имеют целью удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и пенсионеров. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и т. д. Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.  
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные налоги. 

Государственный сектор важен  для повышения эффективности  экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные  услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко  видно взаимодействие частного и  государственного секторов: рост доходов  от первого используется через налоговые  и другие поступления в государственный  бюджет для увеличения прежде всего  государственных услуг населению  и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики, где  основу составляет частный сектор. 

Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные  позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в  промышленно развитую, процветающую страну.

Важную роль кооперативное  движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной  торговле, в жилищном строительстве  и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с  общим числом занятых около 50 тысяч  человек доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве остальных  продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы  с общим числом занятых 70тысяч  человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле. 

В смешанной экономике  кооперативное движение действует  в качестве "третьей силы", или "третьей альтернативы", частной  и государственной собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских  кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах  простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские  кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах. 

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех занятых, 7,5% занятости в  промышленности и 14% - в розничной  торговле. По оценке, 2/3 домашних хозяйств в Швеции каким-либо образом связаны  с кооперативным движением. На потребительские  кооперативы приходится 20% продаж товаров  повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермами, входящими в кооперативы, а по некоторым продуктам эта  доля еще выше: 99% молока, 80% (по стоимости) мяса. Большая часть этой продукции  перерабатывается на предприятиях, принадлежащих  крестьянским кооперативам.  
Термин "кооператив" обычно относится к экономическому предприятию, основывающемуся на совместных действиях и самопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов.

Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто  не может быть исключен кроме случаев  нарушения устава; независимость  от политических партий и вероисповедания; демократическое управление - "один член - один голос"; ограничение доходов  на вложенный пай; кооперативное  сообщество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов. 
В любом случае кооперативные предприятия Швеции основываются на принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом, созданным в 1895г. и имеющим 164 члена в 72 странах. 

Итак, кооперативы играют очень важную роль в современном  шведском обществе. Эти организации  попадают под категорию "народные движения". Решающее в развитии кооперативов - мобилизация людей, вовлечение в  их деятельность новых членов и повышение  их влияния. 

Происшедшие в 50-60-е годы сдвиги к укрупнению экономических  предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие на кооперативы, так же как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала  серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное  движение ищет пути усиления влияния  рядовых членов на положение дел  в кооперативах.

 

Глава II

2.1 Социальная политика  Российской федерации

Основополагающим  документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»6. В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Информация о работе Особенности социальной политики в России и Швеции