Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа
рудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.
Введение 3
Глава I 4
1.1 Зарождение «шведской модели» 4
1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6
1.3 Смешанная экономика 8
Глава II 12
2.1 Социальная политика Российской федерации 12
2.2 Проблемы развития социальной политики России 15
2.3 Социальная справедливость 17
Глава III 22
3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22
Заключение 28
Список литературы: 31
1. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд.
2. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели.
Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою "нишу", выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей.
Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор - распорядитель часто одно и то же лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам, в то время как удельный вес различных институтов и учреждений, таких, как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился. За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров вследствие, прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.
В последние годы к шведским акциям большой интерес проявляют иностранные инвесторы. Кроме того, некоторые шведские компании находятся на Западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.
Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих станах. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40 % рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.
В экономике Швеции очень
высока монополизация производства.
Она наиболее сильна в таких специализированных
отраслях промышленности, как производство
шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение
("ВОЛЬВО" и "СААБ - Скония"), черная
металлургия ("Свенска столь"),
электротехника ("Электролюкс", АББ
и "Эрикссон"), самолетостроение ("СААБ
- Скания"), фармацевтика ("Астра",
"Фармасил"), производство специальных
сталей ("Сандвик", "Авеста").
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый
капитал среди стран Северной Европы.
Он нашел свое организационное выражение
в финансовых группах. В настоящее время
в Швеции можно выделить 3 финансовые группы.
Во главе двух из них (по принятой в шведкой
экономической литературе терминологии,
"сфер банков") стоят ведущие частные
коммерческие банки страны-"Скандинависка
эншильда банкен" и "Свенска хандельсбанкен",
при этом первая по всем показателям существенно
превосходит своего конкурента. В первой
половине 80-х годов началось формирование
третьей финансовой группы ("третьего
блока") во главе с крупнейшей кампанией
страны - автомобильным концерном "Вольво".
Важнейшая роль государственного
сектора в Швеции - аккумуляция
и перераспределение средств
на социальные и экономические цели
согласно концепции шведской модели.
Государственный сектор имеет два
уровня владельцев: центральное правительство
и местные (коммунальные) органы власти.
Нижний уровень иногда выделяется в
коммунальную форму собственности.
Они, вместе составляя по форме единое
целое, различаются по месту в
сфере экономики, так и по масштабам
(в каждом отдельном случае, но не
в совокупности) деятельности.
Государственный сектор и государственная
собственность - разные понятия. Особенностью
Швеции является наибольшая разница в
размерах среди развитых капиталистических
стран.
Под государственной собственностью
принято понимать предприятия, принадлежащие
государству полностью или
Национализированные предприятия
в основном сконцентрированы в сырьевых
отраслях: горнодобывающей, черной металлургии,
а также в судостроении, коммунальных
услугах и на транспорте. В этих
секторах на национализированные или
принадлежащие государству
Государственная собственность
принимает форму либо акционерных
компаний, либо государственных предприятий.
Последние - принадлежащие государству
компании со значительной свободой действия
в вопросах финансов и занятости.
Решения в области цен
Предприятия государственного управления
предназначены для выполнения особых
целей и в некоторых случаях по закону
являются монополиями. На почту и связь
- две крупнейшие государственные монополии
среди этих компаний - приходится свыше
60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские
государственные железные дороги владеют
боле 95% всех железных дорог в стране. Около
половины производства электроэнергии
приходится на государственное управление
"Ваттенфалль".
Центральное правительство
оказывает решающее воздействие
на экономику страны посредством
различных экономических
В Швеции более 50% государственных
расходов составляют трансфертные платежи,
то есть перевод доходов в частный
сектор (домашним хозяйствам и предприятиям),
в том числе пенсии, жилищные субсидии,
пособия на детей, сельскохозяйственные
и промышленные субсидии. Сюда также входят
выплаты государством процентов по государственному
долгу. Они идут в пенсионные фонды и домашним
хозяйствам, а также предприятиям и банкам,
купившим государственные ценные бумаги.
Некоторые из этих переводов имеют целью
удешевить потребление (например, жилищные
субсидии) или непосредственно поддержать
некоторые группы населения, в частности
семьи с детьми и пенсионеров. Оставшиеся
после вычета трансфертных платежей из
общих государственных расходов средства
составляют государственное потребление
и инвестиции. На государственное потребление
приходится порядка 90% оставшейся суммы,
в том числе 2/3 потребляется в коммунах.
Речь идет, например, о здравоохранении,
образовании и государственной администрации.
Большая часть государственного потребления
состоит из зарплаты государственных
служащих - медицинских работников, учителей
и т. д. Остающиеся 10% - государственные
капиталовложения.
Финансирование государственных расходов
в Швеции комплексное. Различные части
государственного сектора имеют собственные
источники доходов. Кроме того, коммуны,
ландстинги и сектор социального страхования
получают дотации, в основном от центрального
правительства. Для последнего основной
источник доходов - косвенные налоги.
Государственный сектор важен
для повышения эффективности
экономики. Этому способствует, например,
хорошее качество и низкие издержки
на такие важные государственные
услуги, как транспорт и связь,
система образования. В этом четко
видно взаимодействие частного и
государственного секторов: рост доходов
от первого используется через налоговые
и другие поступления в государственный
бюджет для увеличения прежде всего
государственных услуг
Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну.
Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тысяч человек доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве остальных продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых 70тысяч человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике
кооперативное движение действует
в качестве "третьей силы", или
"третьей альтернативы", частной
и государственной
На кооперативы в Швеции
приходится 5% промышленного производства
и всех занятых, 7,5% занятости в
промышленности и 14% - в розничной
торговле. По оценке, 2/3 домашних хозяйств
в Швеции каким-либо образом связаны
с кооперативным движением. На потребительские
кооперативы приходится 20% продаж товаров
повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия,
потребляемого в Швеции, производится
фермами, входящими в кооперативы,
а по некоторым продуктам эта
доля еще выше: 99% молока, 80% (по стоимости)
мяса. Большая часть этой продукции
перерабатывается на предприятиях, принадлежащих
крестьянским кооперативам.
Термин "кооператив" обычно относится
к экономическому предприятию, основывающемуся
на совместных действиях и самопомощи.
Кооперативное предприятие должно иметь
прямую связь с нуждами и экономическими
интересами его членов.
Среди принципов кооперативного
движения: свобода членства - никто
не может быть исключен кроме случаев
нарушения устава; независимость
от политических партий и вероисповедания;
демократическое управление - "один
член - один голос"; ограничение доходов
на вложенный пай; кооперативное
сообщество - ассоциация людей, а не
капитала; накопление капитала на развитие
и экономическую
В любом случае кооперативные предприятия
Швеции основываются на принципах, рекомендованных
Международным кооперативным альянсом,
созданным в 1895г. и имеющим 164 члена в 72
странах.
Итак, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Эти организации попадают под категорию "народные движения". Решающее в развитии кооперативов - мобилизация людей, вовлечение в их деятельность новых членов и повышение их влияния.
Происшедшие в 50-60-е годы
сдвиги к укрупнению экономических
предприятий с целью снижения
издержек оказали воздействие на
кооперативы, так же как и на другие
виды бизнеса. Эта тенденция стала
серьезно угрожать демократии в кооперативах.
В настоящее время
Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»6. В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.
Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Информация о работе Особенности социальной политики в России и Швеции