Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:10, контрольная работа
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства.
Введение
1. Экономика России. История развития экономики
2. Экономические реформы 1990-х годов
3. Экономическая программа Б.Н. Ельцина
4. Экономический рост: от восстановительных закономерностей
к структурным реформам
5. Тенденции экономической политики России на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
В 1996-1998
гг. стали наблюдаться первые признаки
экономического роста и в других постсоветских
государствах, но они носили крайне неустойчивый
характер и часто сменялись спадом. Однако
после 1998 года рост наблюдается практически
повсеместно (см. табл. 1).
Таблица 1.
Темпы прироста физического объема ВВП в постсоветских государствах в 1996-2004 годах
1996 | 1997 | 1998 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Азербайджан | 1,3% | 5,8% | 10,0% | 7,4% | 11,1% | 9,9% |
Армения | 5,9% | 3,3% | 7,3% | 3,3% | 5,9% | 9,6% |
Беларусь | 2,8% | 11,4% | 8,4% | 3,4% | 5,8% | 4,1% |
Грузия | 11,4% | 10,6% | 2,9% | 3,0% | 2,0% | 4,5% |
Казахстан | 0,5% | 1,7% | -1,9% | 2,7% | 9,8% | 13,2% |
Кыргызстан | 7,1% | 9,9% | 2,1% | 3,7% | 5,4% | 5,3% |
Молдова | -5,9% | 1,6% | -6,5% | -3,4% | 2,1% | 6,1% |
Россия | 3,4% | 0,9% | -4,9% | 5,4% | 9,0% | 5,0% |
Таджикистан | -16,7% | 1,7% | 5,3% | 3,7% | 8,3% | 10,2% |
Узбекистан | 1,7% | 5,2% | 4,4% | 4,4% | 3,8% | 4,5% |
Украина | -10,0% | -3,0% | -1,9% | -0,2% | 5,9% | 9,1% |
Латвия | 3,3% | 8,6% | 3,9% | 1,1% | 6,6% | 6,5% |
Литва | 4,7% | 7,3% | 5,1% | -3,9% | 3,9% | 4,0% |
Эстония | 4,0% | 10,4% | 5,0% | -0,7% | 6,9% | 4,5% |
Таким образом, наличие роста напрямую не связано ни с политическим режимом (он существенно отличается в перечисленных странах), ни с проведением реформ, напоминающих российские реформы 2000-2001 гг., ни с ценами на нефть (среди упомянутых стран есть как нетто-экспортеры, так и нетто-импортеры нефти и нефтепродуктов). Кроме того, если проследить динамику реального курса национальных валют 1995-2004 гг., видно, что в одних государствах реальный курс существенно упал, а в других - укрепился (см. табл. 2).
Таблица 2.
Реальный курс национальной валюты к доллару США в постсоветских государствах (по ИПЦ), 1995=100
1996 | 1997 | 1998 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Азербайджан | 126% | 135% | 131% | 104% | 99% | 93% |
Армения | 107% | 104% | 106% | 104% | 95% | 93% |
Беларусь | 110% | 89% | 44% | 56% | 39% | 46% |
Грузия | 130% | 134% | 99% | 107% | 105% | 103% |
Казахстан | 118% | 131% | 125% | 80% | 84% | 85% |
Кыргызстан | 86% | 100% | 64% | 55% | 60% | 63% |
Молдова | 113% | 120% | 70% | 72% | 86% | 87% |
Россия | 120% | 125% | 45% | 63% | 71% | 78% |
Украина | 166% | 187% | 113% | 89% | 113% | 134% |
Латвия | 110% | 111% | 118% | 116% | 110% | 104% |
Литва | 121% | 129% | 133% | 131% | 128% | 126% |
Эстония | 110% | 103% | 118% | 102% | 95% | 93% |
Таким образом, у каждого из постсоветских государств есть свои особенности, однако все они проявляются исключительно на фоне экономического роста. Это заставляет предположить, что источники данного роста, как и предшествующего падения экономической активности, надо искать в иных процессах.
Прежде всего, попытаемся проанализировать, с чем было связано падение производства в 1992-1994 гг., которое потом сменилось экономическим ростом.
Феномен постсоциалистической рецессии достаточно хорошо изучен, и основные факторы, которые определяют ее развертывание, понятны. Стоит обратить внимание на природу социалистического валового внутреннего продукта. Традиционная, используемая в рыночной экономике концепция ВВП неприменима для содержательного анализа социалистических экономик. Корректное использование понятия ВВП накладывает известные ограничения, к которым в первую очередь относятся: наличие рыночной экономики, доля государства (бюджета) в которой относительно невелика и присутствует демократический контроль над формированием государственных расходов. Отсюда вытекает фундаментальный принцип, используемый при расчете ВВП: если люди платят за некие товары и услуги, то это означает, что они (товары и услуги) представляют для них ценность. Последнее и является необходимым условием включения данных продуктов в расчет благосостояния.
Очевидно, что описанная выше ситуация не соответствует реалиям социалистической экономики, где производство и распределение продукции жестко регулируются, рынок отсутствует, равно как и демократический контроль над государственными расходами. В такой ситуации значительный объем хозяйственной деятельности не является вкладом в рост благосостояния, что во многих случаях превращает рост ВВП в статистическую иллюзию. Применительно к социализму понятие ВВП носит крайне условный характер, потому что далеко не всегда существуют базовые предпосылки, которые позволили бы считать ту или иную экономическую деятельность осмысленной, ориентированной на реальные потребности. Иными словами, потребности и мотивы хозяйственной деятельности в социалистической и рыночной экономиках качественно несопоставимы - то, что осмысленно в первой, может оказаться совершенно бессмысленно во второй, что резко ограничивает возможность сопоставления ВВП, выраженного в стоимостных единицах (деньгах). Когда же социалистическая система рушится, эти качественные различия выходят на поверхность: выясняется, что значительную часть экономической деятельности составляет та, за которую никто и никогда в условиях рынка и демократии платить не будет ни как потребитель, ни как налогоплательщик.
Именно поэтому процесс постсоциалистической трансформации прежде всего состоит в постепенном перераспределении ресурсов из тех видов деятельности и предприятий, которые не могут функционировать в условиях рынка, в те виды деятельности, которые оказываются в условиях рынка востребованными. На первой стадии объем высвобождения ресурсов всегда превышает объем их использования в новых производствах, что и предопределяет спад. Затем экономика проходит через "точку перегиба" - когда объем вовлекаемых в производство ресурсов становится больше, чем объем высвобождаемых из ранее занятых в неэффективных отраслях. В этом и состоит природа постсоциалистического перехода и роста.
Далее возникает проблема модернизации, связанная с крахом старой системы хозяйствования и временем, необходимым для того, чтобы заработали рыночные институты. Это второй важный фактор, определяющий ход постсоциалистической рецессии. После того как рыночные институты возникли и стали функционировать, начинается постсоциалистическое восстановление.
Основными факторами, которые определяют продолжительность и глубину постсоциалистической рецессии, являются:
а) масштабы сектора экономики, продукция и услуги которого не востребованы рынком;
б) масштабы использования рыночных инструментов в условиях социализма;
в) наличие в социальной памяти населения информации о досоциалистических рыночных институтах.
Исходя
из этого можно понять, например,
почему в Восточной Европе и странах
Балтии, в которых жили при социализме
два поколения, рецессия длилась
меньше, чем на большей части постсоветского
пространства, где при социализме
жили три поколения.
Значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России. Однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторах. Согласно предварительным оценкам, темпы роста ВВП и промышленного производства в 2005 г. составили 6,4 и 4,0 процента, соответственно (по сравнению с 7,2 и 8,3 процентами в 2004 г.). Предварительные данные за первые два месяца 2006 г. говорят о том, что снижение темпов роста в промышленности, возможно, продолжается. Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции остаются, сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых обрабатывающих отраслях все еще оставался достаточно сильным, хотя представляется, что это рост в значительной степени был обеспечен за счет снижения занятости в этих отраслях.
Дальнейшее увеличение профицита платежного баланса России способствует укреплению финансового положения страны, но вместе с тем усложняет некоторые задачи экономической политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляционные процессы и реальный валютный курс. Связанное с ним увеличение денежной массы в четвертом квартале 2005 года обусловило более высокие показатели базовой инфляции в начале 2006 года.
В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить более высокие расходы в этих областях со структурными реформами, которые могли бы создать условия для устойчивого развития. Более высокие, чем ожидалось, темпы инфляции в начале 2006 года, обусловили обсуждение в Правительстве и Центральном Банке нового пакета антиинфляционных мер.
Таблица 1.
Основные макроэкономические
показатели за период 2001-2006
г.г.
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |||||
(Январь – Февраль) | ||||||||||
Роста ВВП, % | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 | - | ||||
Рост промышленного производства, % | 4,9 | 3,7 | 7,0 | 8,3 | 4.0 | 2,7 | ||||
Рост инвестиций в основной капитал, % | 8,7 | 2,6 | 12,5 | 10,9 | 10,5 | 1,6 | ||||
Баланс федерального бюджета, % GDP | 3,0 | 2,3 | 1,7 | 4,2 | 7,5 | 11,4 | ||||
Инфляция потребительских цен, % | 18.6 | 15,1 | 12,0 | 11,7 | 10.9 | 4,1 | ||||
Текущий счет платежного баланса, $ млрд. | 35.1 | 32,8 | 35,9 | 60,1 | 86,6 | 28,0 | ||||
Валютные резервы, $ млрд. | 36,6 | 47,8 | 76,9 | 124,5 | 182,2 | 195,9 |
Информация о работе Особенности развития экономики России на современном этапе(с 1989г).