Особенности развития экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Особенности экономики Китая - это достаточно актуальная тема в наши дни, так как уже около тридцати лет во всем цивилизованном мире вызывают неподдельный интерес экономические преобразования, происходящие именно в Китае. Постоянно растущее внимание к этой стране отнюдь не случайно. Являясь одним из старейших государств, Китай впервые за время своего существования достиг значительных результатов в реальном экономическом секторе. Специалисты, исходя из ряда характерных признаков, отмечают, что страна и дальше будет развиваться нарастающими темпами.

Работа содержит 1 файл

Особенности экономики Кита1.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

   Введение 

   Особенности экономики Китая - это достаточно актуальная тема в наши дни, так как  уже около тридцати лет во всем цивилизованном мире вызывают неподдельный интерес экономические преобразования, происходящие именно в Китае. Постоянно  растущее внимание к этой стране отнюдь не случайно. Являясь одним из старейших государств, Китай впервые за время своего существования достиг значительных результатов в реальном экономическом секторе. Специалисты, исходя из ряда характерных признаков, отмечают, что страна и дальше будет развиваться нарастающими темпами. По их мнению, Китай обладает всеми шансами повторить успех таких развитых стран, как Япония и Южная Корея. Изменения в экономике Китая привлекают к себе заметное внимание не только со стороны ученых, но и мировой общественности в целом. Начиная с конца 80-х годов прошлого столетия, экономика Китая растет ежегодно в среднем на 10%. К концу 90-х темпы прироста замедляются до 8% в год, но с 2001-го года вновь ускоряются благодаря вступлению Китая во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и, как следствие, значительному притоку иностранных инвестиций и расширению экспортного рынка.

   По  основным экономическим показателям - объемам ВВП, внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, золотовалютных резервов и др. – Китай уже представляет силу, с которой вынуждены считаться все страны мира. В настоящее время Китай занимает 3-е место по объему ВВП - 24,66 трлн юаней (примерно 3,46 трлн дол. США) после США и Японии, что на 65,5% превышает показатель 2002 г., и  3-е место по объему внешней торговли – 2,17 трлн дол. За 2003-2006 гг. среднегодовые темпы роста ВВП КНР составили 10,4%, что на 5,5 процентных пунктов превышает среднемировой показатель-4,9% в год, а за 2007 год –10,6%. В 2007 г. финансовые доходы страны выросли до 5,13 трлн юаней (примерно 0,72 трлн дол.), валютные резервы превысили 1,52 трлн дол.  
 
 
 
 
 
 
 

   Особенности развития экономики  страны

                  Поиск собственной модели развития

 

   ХХ  век изменил облик Китая. Отсталая сельскохозяйственная, голодающая, раздробленная страна, неспособная осуществлять независимую внешнюю политику, превратилась в мощную в экономическом и военном отношении централизованную державу, играющую все более заметную роль на мировой арене.

   Современную китайскую экономическую действительность можно и нужно рассматривать в более широком контексте, потому что реальные  экономические события, происходящие в Китае очень трудно объяснить и проанализировать, основываясь на общих закономерностях, свойственных развивающимся и переходным экономикам.

   В конце 70-х годов ушло в прошлое  представление, согласно которому советский  опыт - это путеводная звезда для  стран, избравших социалистический путь развития. Многие западные ученые задавались вопросом, какие теоретические концепции идейно подготовили реформы в Китае, т.е. откуда исходили правые идеи. Возможно, это были работы 50-60-х годов с предложением реформировать централизованную плановую систему таких экономистов, как Сунь Ефан, Сюэ Муцяо, Сюй Дисиня, Ту Джуня.

   Социально-экономическая ситуация, печальный опыт развития экономики КНР привели руководство к выводу о смене экономической политики. Однако опыта и конкретных рекомендаций для дальнейшего развития не было. Западные экономические теории оказались недостаточными для изучения систем, подобных китайской. Ученые Запада указывали, что переходная экономика Китая - это интригующая аномалия, что Китай добился успехов, потому что игнорировал советы, широко раздаваемые восточноевропейским странам известными экономическими советниками. В соответствии с классической экономической теорией китайские реформы должны были закончиться неминуемым провалом, однако реальность двух десятилетий свидетельствует об успехе, поэтому китайский опыт вносит вклад в растущий скептицизм относительно фундаментальных принципов экономической теории.

   Сравнительные исследования китайской экономики  и зарубежных стран начались с  конца 70-х годов. Азиатская модель, сочетающая сильную государственную власть с развитием рыночных отношений, представлялась китайским экономистам более приемлемой, чем модели западной экономики.

   Экономические реформы

 

   Внушительные  успехи, достигнутые в Китае за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. Большой интерес представляет специфика китайского варианта реформ. В стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Реформы, которые проводятся в КНР уже без малого три десятилетия, направлены не на отказ от социалистической системы, а на изменение хозяйственного механизма при сохранении основ существующего строя. Выдвинутая еще в 80-е годы доктрина "социализм с китайской спецификой" в ее экономической части призвана подменить собой политэкономию социализма.

   Одна  из главных проблем политэкономии  заключалась в вопросе собственности. Характерным явлением тогда была низкая эффективность государственных предприятий, бюрократизм и безответственность их руководителей. В условиях административно-командной системы права собственности отсутствуют, и они подменялись должностными правами. На этой основе создался особый тип экономики - "экономика должностных прав". Уже в начале 80-х годов встал вопрос о неправомерности отождествления государственной и общенародной собственности. Некоторые ученые Китая предлагали расширить права работников предприятий и перейти к "собственности рабочих и служащих". Во второй половине 80-х годов разрабатывается и внедряется подрядная система: государство - собственник, предприятие - хозяйствующий субъект. Договором подряда решались все вопросы между ними: права, обязанности сторон, распределение дохода. Использовался механизм конкуренции, в том числе при выборе руководителя. На конференции 1988 г. в городе Чанчуне эта система рассматривалась в качестве "ключа к оживлению деятельности предприятий". Однако она не сделала предприятия действительно ответственными за убытки. В случае банкротства или убыточности предприятие не имело права использовать для погашения задолженности свое имущество, так как оно считалось государственным. Предприятия зависели от административных органов, не участвовали в конкуренции и вообще не были участниками рынка.

   Итогом 20 лет проведения реформы можно  с полным основанием считать значительные масштабы разгосударствления китайской экономики (табл. 1).

      
 

Изменение структуры  промышленности КНР по форме собственности (в %)

Показатели 1985 г.  
 
 
 

Основные фонды 

Число занятых

Валовая продукция  промышленности 

Показатели 1995 г. 

Основные фонды

Число занятых 

Валовая продукция  промышленности

   Виды  предприятий по форме собственности
 
государственные 

74,6 41,1

64,9 
 
 
 

53,7 31.6

34,0

коллективные 
 

24,0 49,5 32,1 
 
 
 

23,8 39,8 36,6

Частные 
 
 
 
 
 
 
 
 

1,0

3,3

2,6 

   
индивидуальные 

0,5

8,9

1,8 
 
 
 

1,9

17,5 10,5

   
акционерные 
 
 
 
 
 
 
 
 

5,0

1,7

3,5

Прочие 
 

0.9

0,5

1,2 
 
 
 

14,6

6,1

12,8

   Источник: Кондрашова Л. Госсектор КНР: приватизация или модернизация // Пробл. Дальнего Востока. 1998. № 5. С. 83. 
 

   Снижение  доли госсектора происходило за счет опережающего роста предприятий других форм собственности, а не намеренного его урезания или естественной деградации. Если его доля в структуре промышленности снижалась, то в количественном отношении происходил рост. Хотя по валовой продукции госсектор промышленности не занимает главенствующие позиции, он сохраняет приоритет среди других секторов по наличию основных фондов, общему объему капиталовложений и другим показателям.

    При  переходе к рыночной экономике  в условиях неполной легитимности  частной собственности свободное предпринимательство и приватизационный процесс находятся нередко в теневой зависимости от местной бюрократии, что является характерной чертой экономики КНР 90-х годов.

      Другой важной темой дискуссий  периода реформ стал вопрос  о соотношении плана и рынка. В начальный период дискуссий (1979-1984 гг.) использование товарно-денежных отношений рассматривалось как "почва для возникновения капитализма". Предложение отказаться от плановой экономики и перейти к рыночной для большинства экономистов и практиков было просто немыслимым; были отторгнуты идеи, общепризнанные даже в остальном социалистическом мире.

       Начало второго этапа дискуссий  о плане и рынке (1984 -1989 гг.) было  обозначено выдвижением на 3-м  Пленуме ЦК КПК 12-го созыва в октябре 1984 г. концепции "социалистического планового товарного хозяйства". Официально она была изложена в Постановлении ЦК КПК относительно реформы хозяйственной системы, признавшем, что товарное хозяйство является важнейшим этапом развития, который нельзя миновать. При обсуждении вопроса о сочетании плана и рынка китайские экономисты рассмотрели несколько моделей соединения планового и рыночного регулирования. Первая получила в китайской экономической литературе название модели "фрагментарного соединения планового и рыночного механизма". В соответствии с ней экономика механически делилась на две сферы, одна из которых регулировалась планом, а другая рынком. Продукция, имеющая важное значение для народного хозяйства, подлежала централизованному планированию, а в отношении остальных видов продукции должно было проводиться рыночное регулирование. Отличительная особенность второй модели, которую китайские экономисты называли моделью «взаимопроникающего соединения», составляла в том, что в ней плановое рыночное регулирование рассматривались не как изолированное, а как взаимодополняющее. По этой модели плановое регулирование должно было проводиться с учетом требования закона стоимости, а рыночное – направляться и ограничиваться планом. Характерная особенность модели состояла в том, что в ней одновременно использовались директивное планирование и рыночный механизм, причем такое "двухколейное" регулирование проводилось не только в масштабе народного хозяйства в целом, но и по отношению к одному и тому же виду продукции.

       В соответствии с третьей моделью "органического соединения планового и рыночного регулирования" план и рынок составляют единое целое и регулируют функционирование народного хозяйства на различных уровнях. Плановое регулирование осуществляется, главным образом, на макроуровне, а рыночное - распространяется на микроэкономическую деятельность. При этом основой для планового макроэкономического регулирования служат тенденции изменения рыночного спроса и предложения, а микроэкономическая деятельность направляется макроэкономическим планом. Такая модель, органически и "диалектически" сочетающая в себе плановое и рыночное регулирование, нашла концентрированное выражение в формуле "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия" и была официально закреплена в материалах XIII съезда КПК (октябрь 1987 г.). Как отмечалось в докладе Чжао Цзыяна, "механизм социалистического планового товарного хозяйства должен воплощать в себе органическое единство планирования и рынка". В ходе исследований плана и рынка китайские ученые стремились обобщить не только опыт Советского Союза и стран Восточной Европы, но и ряда развитых и развивающихся государств. По их мнению, в СССР и странах Восточной Европы рынок не получил должного развития; даже в годы реформ там не была создана рыночная система, не сформировался эффективный механизм макроконтроля, не была решена проблема соединения плана и рынка. Среди стран Западной Европы особое внимание привлек опыт Франции, где на основе развитого рынка для обеспечения сбалансированного развития государство руководствовалось плановыми методами регулирования. Крайне важным исследователи из Китая считали опыт Японии, особенно Южной Кореи. «Азиатская модель», предполагающая развитие рыночных отношений при ведущей роли государства, представлялась китайским ученым наиболее привлекательной. В качестве неудачного примера соединения плана и рынка рассматривалась индийская "смешанная экономика", сочетающая директивное планирование и рынок. В условиях Китая "необходимо создать систему, где при плановом управлении и при вмешательстве государства в распределение ресурсов осуществляется главным образом с помощью рынка". Вмешательство государства должно заключаться, прежде всего, в том, чтобы создать здоровую макроэкономическую среду, предотвратить монополизм и смягчить последствия несправедливого распределения. Многие китайские ученые пришли к выводу о том, что жесткие рамки классических моделей слишком узки для описании того уникального, неповторимого опыта, который сложился в Китае в годы рыночных реформ.

   Госплан разрабатывал стратегию социально-экономического развития, составлял перспективные  планы и регулировал общие  народнохозяйственные балансы. Важнейшие  вопросы экономической политики разрабатывались под руководством ЦК КПК, принимались на съездах и пленумах. ВСНП издавало законы, а Госсовет (Правительство) готовил основную массу нормативных документов, требующих оперативного внедрения в практику хозяйственного строительства. Подобная система копировалась на уровне низовых административных звеньев: провинций, областей и, в определенной степени, уездов и волостей.

   Преодолев ограничения "плана", китайские  ученые начали осваивать ограничения "рынка", стремясь построить теоретическую  модель, которая максимально соответствовала бы потребностям развития страны.

   В новых  условиях перед учеными-экономистами стояли три задачи: "китаизация", "стандартизация" и "интернационализация".

   Под "китаизацией" подразумевалось создание собственной  экономической теории и ее изложение  на профессиональном языке современной экономической науки. "Стандартизация" включала два аспекта: содержательный и формальный. Первый аспект обращал внимание на "стандартизацию методологии" и соблюдение общепринятых правил ведения дискуссий, второй - на "состыковку" китайской экономической науки с мировой. Мировое признание результатов китайской экономической науки позволяет интернационализировать ее.

   1985 год  в Китае связывают со вступлением  страны в новый этап развития. 3-й Пленум ЦК КПК 12-го созыва  принял Постановление "О реформе экономической системы". Реформа охватила промышленность, строительство, торговлю, сельское хозяйство. В стране разворачивался процесс разгосударствления экономики и создания многоукладной социально-экономической структуры. Начали складываться элементы рыночной системы хозяйства. Китай вступил на путь форсированного развития внешнеэкономических связей.

   Наметившийся  застой в сельском хозяйстве, прежде всего в зерновом производстве, неизбежно отражался на уровне жизни населения, на перспективах развития всего народнохозяйственного комплекса. К вопросам сельского хозяйства было привлечено повышенное внимание, как государственных органов, так и ученых. Стали возрастать суммы кредитов, выделяемых селу. Госсовет КНР образовал фонд развития сельского хозяйства из налогов, уплачиваемых несельскохозяйственными пользователями земельными угодьями. Главный упор был сделан на рост продуктивности земледелия, в основном за счет умелого использования агротехнических средств.

Информация о работе Особенности развития экономики страны