Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, не обязательные платежи, получение прибыли, с учётом прочих расходов на производство данного вида изделия. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Введение …………………………………………………………………….
3
1. Роль и значение цены в экономике страны……………………………………………………………………….
5
1.1. Понятие, значение и сущность цены в рыночной экономике…..
5
1.2. Функции цены и их характеристика………………………………………………………
7
1.2.1. Учетная функция цены как основа процесса ценообразования…..……………………………………………………….
1.2.2. Стимулирующая функция как двигатель развития производства……………………………………………………………
1.2.3. Распределительная функция цены и ее роль в экономике………………………………………………………………
1.2.4.Функция сбалансирования спроса и предложения……………………………………………………………
1.3.Функция цены как критерий рационального размещения производства………………………………………………………………
8
10
12
14
16
2. Виды и разновидности цен в Российской федерации и их взаимосвязь с экономическими критериями……………………………………………..
18
2.1. Основные виды цен и их характеристика …..……………………………………………………………………
18
2.2. Связь цен с другими экономическими категориями…………………………………………………………
2.2.1. Взаимосвязь с финансово кредитной системой……………..
2.2.2.Взаимосвязь цен и налогов……………………………………
21
21
25
Заключение………………………………………………………………….
27
Список использованных источников и литературы……………………...
ФГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»
по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
Тема: |
Функции цены на современном этапе развития экономики | ||
Ф.И.О. студента |
Зарицкая Ксения Андреевна | ||
Специальность |
«Экономика и бухгалтерский учет» | ||
Курс, группа |
2 Б | ||
Форма обучения |
очная |
Проверил, преподаватель Токарева Т.Л.
Оценка _______________________
_____________________________
Златоуст, 2011/2012 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 | |
1.
Роль и значение цены в |
5 | |
1.1. Понятие, значение и сущность цены в рыночной экономике….. |
5 | |
1.2. Функции цены и их |
7 | |
1.2.1. Учетная функция цены как 1.2.2. Стимулирующая функция
как двигатель развития 1.2.3. Распределительная
функция цены и ее роль в
экономике……………………………………………………… 1.2.4.Функция сбалансирования
спроса и предложения………………………… 1.3.Функция цены как
критерий рационального |
8
10
12
14
16 | |
2. Виды и разновидности цен в Российской федерации и их взаимосвязь с экономическими критериями…………………………………………….. |
18 | |
2.1. Основные виды цен и их |
18 | |
2.2. Связь цен с другими 2.2.1. Взаимосвязь
с финансово кредитной 2.2.2.Взаимосвязь цен и налогов…………………………………… |
21 21 25 | |
Заключение…………………………………………………… |
27 | |
Список использованных источников и литературы……………………... |
30 | |
Приложения…………………………………………………… |
31 |
Введение
Одним из
ключевых элементов рыночной экономики
являются цены, ценообразование, ценовая
политика. Цена – это денежное выражение
стоимости товара. Она относительно
полно или ориентировочно отражает
в денежном выражении затраты
общественного труда, материала, не
обязательные платежи, получение прибыли,
с учётом прочих расходов на производство
данного вида изделия. Цена представляет
собой экономическую категорию,
означающую сумму денег, за которую
продавец хочет продать, а покупатель
готов купить товар. Цена – сложная
экономическая категория. В ней
фокусируются практически все основные
экономические отношения в
Цена
товара является важнейшим элементом
хозяйственного механизма современных
экономических систем. В условиях
развития рыночной экономики ее роль
неизмеримо возрастает. Необоснованное
использование ценового механизма
или отказ от управления ценами в
надежде на его стихийное действие
оборачивались большими или меньшими
негативными последствиями в
развитии общественного производства
во многих странах на тех или иных
этапах их развития. Но ни в одной
стране мира в современных условиях
ошибки в ценообразовании, прежде всего
в ценовой политике, не оказывали
столь разрушительного
Вместо
поставленных целей ускорения темпов
экономического и социального развития,
роста интенсивности
Сложность
заключается в том, что в нашей
стране мировой опыт в области
ценообразования плохо освоен и
применяется недостаточно квалифицированно.
Кроме того, экономика постсоциалистической
России представляет собой уникальное
явление, не имеющее аналогов в других
странах, прошедших длительный эволюционный
путь развития рыночного хозяйства.
Все это требует более
Выход из
кризиса страны и эффективное
функционирование экономики России
во многом будут зависеть от успешности
создания конкурентоспособного производства.
Таким образом, создание механизма
ценообразования и
1.1.Понятие, значение и сущность цены в рыночной экономике
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.
В директивно
управляемой (планово-административной)
экономике цены использовались как
внешний регулятор, инструмент воздействия
на экономические процессы со стороны
государства: они являлись объектом
планирования и устанавливались
централизованно
Цена – элемент, присущий экономике любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному. Так как цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, то она тесным образом связана с типом хозяйствования – методология ценообразования, свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.
В рыночной системе хозяйствования каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободные, поэтому трудовые, материальные и финансовые ресурсы (являясь частью совокупных ресурсов общества) включаются в производственный процесс собственниками предприятий, соответственно они сами несут ответственность за все принимаемые решения и действия. Механизм регулирования деятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких, как финансово-кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная и бюджетная политика, поэтому рыночная экономика требует совершенно иного ценообразования: принципы и модели цен здесь качественно другие – цена играет главную структуроопределяющую роль, является основным звеном системы рыночного саморегулирования.
1.2. Функции цены и их характеристика
Экономическая
сущность цены проявляется в выполняемых
ее функциях. Функции цен тесно
связаны с действием
Функции цен нельзя отождествлять с конкретными задачами, которые решаются с их помощью на различных этапах развития общества. Так в современной России, где происходит перестройка хозяйственного механизма на рыночные основы, с помощью цен решаются многие не свойственные им в обычное время задачи.
Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок присущих цене функций, их проявлений на практике большинство экономистов признает за данной категорией пять основных функций: учетную,
распределительную,
стимулирующую, функцию сбалансирования
спроса и предложения и функцию цены как
критерий рационального размещения производства.
Учетная
функция цены, или функция учета и измерения
затрат общественного труда, определяется
самой сущностью цены, т.е., являясь денежным
выражением стоимости, цены показывают,
во что обходится обществу удовлетворение
конкретной потребности в той или иной
продукции. Цена измеряет, сколько затрачено
труда, сырья, материалов, комплектующих изд
Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.
В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.
В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.
Количественные показатели – валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.
Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
Цена
выступает экономическим
В этой функции
цена выступает одним из главных
показателей эффективности
Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
· научно-технический прогресс;
· экономию затрат ресурсов;
· изменение качества продукции;
Информация о работе Функции цены на современном этапе развития экономики