Особенности развития франчайзинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Современное развития малого предпринимателя требует решения ряда проблем, которые существенно снижают его экономическую эффективность. Например, необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком рынке; потребность привлечения специалистов в сеть крупных фирм; сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса; снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса и многие другие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА………………4
1.1 История франчайзинга……………………………………………..4
1.2 Сущность франчайзинга. Его формы и виды…………………….6
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга……………………10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ…………………….15
2.1 Возникновения франчайзинга в России и его функционирование на отечественном рынке..………………………………………….15
2.2 Основные проблемы российского франчайзинга и их типология…………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 

КЛОШИНСКАЯ  АННА НИКОЛАЕВНА

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФРАНЧАЙЗИНГА

(курсовая  работа) 
 
 
 
 

Научный руководитель: к.э.н., доцент

___________________Обухович  Н.В.

Автор работы: 1 курс, группа 25э04

_________________ Клошинская А.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень – 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА………………4

         1.1 История франчайзинга……………………………………………..4

         1.2 Сущность франчайзинга. Его формы  и виды…………………….6

           1.3 Преимущества и недостатки   франчайзинга……………………10

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ…………………….15

                2.1  Возникновения франчайзинга в России и его функционирование на отечественном рынке..………………………………………….15

                   2.2 Основные проблемы российского  франчайзинга и их типология…………………………………………………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...25

ПРИЛОЖЕНИЕ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Формирование  цивилизованного рынка в России невозможно без увеличения малого бизнеса, так как именно этот сектор наиболее динамично реагируют на рыночную ситуацию.

     Развитию  малого бизнеса способствует  его объединение  в

производственные сети более мощных экономических систем, и одной из организованных форм таких объединений является франчайзинг.

     Современное развития малого предпринимателя требует решения ряда проблем, которые существенно снижают его экономическую эффективность. Например, необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком рынке; потребность привлечения специалистов в сеть крупных фирм; сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса; снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса и многие другие.

     Для решения перечисленных проблем  требуются новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов,  позволяющим повысить эффективность предпринимательства, является франчайзинг. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства. Малые  предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более

конкурентоспособными.

       И на основе выше сказанного можно сказать, что  тема данной работы очень актуальна в наше время, так как имеет недостаточную разработанность.

     Цель  курсовой работы заключается  в том, что чтобы раскрыть сущность франчайзинга, исследовать деятельность франчайзинга на российском рынке, выявить особенности развития франчайзинга в России, а также рассмотреть возможные тенденции и перспективы в продвижении франчайзинга в нашей стране.

     Для достижение поставленных целей необходимо решения следущих задач: исследовать сущность и основные характеристики франчайзинга; дать классификацию франчайзинга по видам и формам; проанализировать особенности франчайзинга в России; выявить основные проблемы развития франчайзинга в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

    1. История возникновения  франчайзинга.
 

     Что касается современности то первым прототипом  системы франчайзинга принято считать  систему продаж и обслуживание швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Иссак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключила с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок. На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее  поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая представляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы ,по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи обслуживать машины.

     Современный  франчайзинг испытал настоящий подъем в 1989, когда компания «Дженерал моторс» начал применять франчайзинговое дилерство.

     После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие  компании. Так появились первые сетевые  бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передовались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

     Классический  товарный франчайзинг, распределяющий в системы франчайзер – франчайзи  товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.

     В 1945 году Рей Крок, будущий основатель компании McDonald’s, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию McDonald’s System, которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата ( Business Format Franchisings), то есть франчайзинг в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

     В России франчайзинг начинает получать широкое распространение  лишь в  последние годы. В частности по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольчтвенных  магазинов – дискаунтеров «Пятерочка», часть солон связи компании «Евросеть», электронная карта – справочник «ДубльГИС» и многие другие. 

   1.2 Сущность франчайзинга. Его формы и виды. 

     Слово франчайзинг произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождения от налога взноса». Франчайзинг – эта такая организация бизнеса, в которой компания (франчазор) передает независимому человеку иди компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законом и правилам введения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. В ГК РФ (ст.1027) этот термин получил название «коммерческая концессия» и « договор коммерческой концессии» и ему дается следующие определение: « По договору коммерческой концессии одно сторона  (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и т.д»

     Для франчайзинга характерны следующие  основные черты и признаки:

  • Франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения

    (договора) – фпанчайзера и франчайзи; 

  • франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного

    знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав;

  • франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи

    на  определенных условиях.

       Франчайзи  осуществляет свою  деятельность под товарным знаком  франчайзера, используя его репутацию  на рынке товаров (услуг), и  по своему фирменному стилю  идентифицируется с франчайзером. Цель франчайзинга – введение своего бизнеса, цель сетей – продажа большого количества товара (услуг) и привлечение как много большего числа участников; для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правами регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности; за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.

     Следует ввести такое понятие как франшиза. Франшиза – это, прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзора. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйств, в которых можно использовать методы франчайзинга.

     Выделяют  следующие виды франчайзинга:

    • Товарный (селективное распределение). Франчайзер

реализует свою продукцию не через оптово-розничную торговлю, а в основном через предприятие–франчайзи, которое не продает аналогичный товар конкурентов. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

     В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг  в большей степени выгоден  франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака  и расширение сети сбыта при минимальных  капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.

    • Производственный. Производственный франчайзинг имеет

много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).

    • Сервисный франчайзинг. В целом, сервисный франчайзинг

представляет  собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется  право на осуществление определенного  вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

     Знакомая всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

    • Субфранчайзинг. Форма организации франчайзингового бизнеса,

     при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над  определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи  субфраншиз компании–франчайзера.

    • Районный. Франчайзер получает право на освоение

определенного района, т.е. создание франчайзинговой системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

     Франчайзинговые системы принимают многие формы и могут объединяться:

Производителя с производителем; производителя  с оптовым торговцем;

производителя с розничным торговцем; оптового торговца с оптовым торговцем; оптового торговца с розничным торговцем; розничного торговца с розничным торговцем; предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

Информация о работе Особенности развития франчайзинга в России