Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа
Капитальные вложения, необходимые для осуществления деятельности любого предприятия, требуют свободных денежных средств, которых чаще всего не хватает. Один из выходов - договор финансовой аренды (лизинга), при заключении которого организации получают во владение и пользование необходимые им автомобили, оборудование, офисную технику. Огромное значение финансового лизинга понимает и государство, которое в законодательном порядке установило в отношении него некоторые налоговые льготы.
Введение 2
Глава 1. Правовая природа лизинга 3
1.2 Особенности налогообложения лизинговых операций. 5
1.2.1 Налог на прибыль, особенности начисление амортизации. 5
1.2.2. НДС 9
1.2.3 Налог на имущество 12
Глава 2 16
Глава 3.Оптимизация налоговой нагрузки с использованием операций лизинга. 29
Заключение 32
Список используемой литературы. 34
Министерство образования Российской Федерации
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
налогообложения предпринимательства
и права
Курсовая работа на тему: «Особенности налогообложения лизинговых операций»
Старцева
Екатерина Алексеевна
Научный руководитель :
Васильева
Л.Б.
Работа защищена …………..
«____»______________2010 г.
Оценка____________________
Кемерово
2010
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Правовая природа лизинга 3
1.2 Особенности налогообложения лизинговых операций. 5
1.2.1 Налог на прибыль, особенности начисление амортизации. 5
1.2.2. НДС 9
1.2.3 Налог на имущество 12
Глава 2 16
Глава 3.Оптимизация налоговой нагрузки с использованием операций лизинга. 29
Заключение 32
Список
используемой литературы. 34
Капитальные вложения, необходимые для осуществления деятельности любого предприятия, требуют свободных денежных средств, которых чаще всего не хватает. Один из выходов - договор финансовой аренды (лизинга), при заключении которого организации получают во владение и пользование необходимые им автомобили, оборудование, офисную технику. Огромное значение финансового лизинга понимает и государство, которое в законодательном порядке установило в отношении него некоторые налоговые льготы.
К сожалению, в Налоговом кодексе законодатель не учел специфику договора лизинга и не предусмотрел механизм налогообложения лизинговых операций, утвердив единый порядок отнесения на расходы в целях исчисления налога на прибыль как арендных, так и лизинговых платежей. Однако структура и порядок их формирования имеют некоторые особенности, связанные с возможностью перехода права собственности на лизинговое имущество от лизингодателя к лизингополучателю.
Реалии сегодняшнего
дня таковы, что налоговые органы используют
эти правовые пробелы исключительно в
фискальных интересах, ставя крест на
попытках законодателя облегчить налоговое
бремя субъектов лизинговых операций.
В современных условиях бизнеса использование кредитных средств является обычной практикой для всех субъектов коммерческой деятельности. Лизинг является альтернативным способом привлечения инвестиций, привлекательным для всех сторон лизинговой сделки. На сегодняшний день широко распространен лизинг движимого имущества - автомобилей, оборудования. Лизинг недвижимости не часто практикуется у лизинговых компаний, связано это с рядом проблем законодательного характера.
Развитие лизинговых отношений в России имеет небольшую историю. Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (1994 год) фактически положил начало развития лизинга в нашей стране. Этот документ определил лизинг как самостоятельный вид договора, дал определение лизинга и его объектов, декларировал важность использования лизинга «в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства». Указ содержал некоторые спорные положения, например, допускалось, что предметом договора лизинга могут быть имущественные права. На следующий год во исполнение указанного нормативного документа было приято Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердившее Временное положение о лизинге. Важнейшим событием в развитии лизинга в России стало принятие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), где договор лизинга декларируется как один из видов договора аренды. Федеральный закон «О лизинге» вступил в силу 04.03.1999 года, а с учетом внесенных в него в 2002 году изменений, он стал менее противоречивым. Далее в 1998 году подписан Федеральный закон № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»», что определило ориентир для разработчиков внутреннего лизингового законодательства, т.к. присоединение к международному документу предполагает приведение национального законодательства в соответствие с нормами ратифицированного документа.
Одним из спорных моментов договора лизинга, является вопрос определения правовой природы договора лизинга, его место в системе гражданско-правовых отношений. Одни считают договор лизинга производным от договора аренды. В пользу этого мнения говорит тот факт, что законодатель не выделил договор лизинга в отдельную главу ГК РФ, что, если рассматривать договор лизинга отдельно от заключаемых для его реализации договора купли-продажи, технического обслуживания, упуская условия о выборе лизингополучателем продавца имущества, договор лизинга очень напоминает договор аренды с правом выкупа. Кроме того, ст. 17 Закона о лизинге обязывает лизингополучателя вернуть лизингодателю имущество при прекращении договора лизинга. Таким образом, лизинговые отношения очень близки к отношениям сторон по договору аренды.
Другие авторы считают договор лизинга
самостоятельным гражданско-
Мне ближе первая позиция экспертов. Договор лизинга, на мой взгляд, разновидность договора аренды и к нему можно применить нормы, предусмотренные для договора аренды. При этом не исключаю возможности применения на практике в спорных ситуациях и второго варианта, всё зависит от вопроса и цели, преследуемой заинтересованными лицами.
Итак, подводя
итог, на сегодняшний день основными
нормативными правовыми актами, которые
составляют правовую основу регулирования
в Российской Федерации лизинговых
отношений, являются Конвенция УНИДРУА
о международном финансовом лизинге
(Оттава, 1988 г.), гл. 34 Гражданского кодекса
РФ и Федеральный закон от 29 октября
1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде
(лизинге)" (далее - Закон о лизинге).
При анализе правового
В случае, когда предмет лизинга
учитывается на балансе лизингодателя,
для лизингополучателя
Лизинговые платежи за полученное по договору лизинга имущество относятся к текущим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если договор лизинга не предусматривает переход права собственности на предмет лизинга, то у лизингополучателя нет препятствий для учета в полном объеме суммы лизинговых платежей. Необходимо отметить, что НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на этот счет при наличии условия о выкупе имущества. Однако налоговые органы настаивают на выделении из состава лизинговых платежей выкупной стоимости. Позиция налоговых органов прослеживается, в частности, в письме Минфина России от 4 марта 2008 г. N 03-03-06/1/138, в котором разъясняется, что, если предмет лизинга переходит к лизингополучателю в собственность, выкупная стоимость имущества является расходом на приобретение амортизируемого имущества. Данные расходы не учитываются в качестве лизинговых платежей, а списываются путем начисления амортизации.
Однако суды придерживаются иного мнения. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. по делу N А29-7407/2006а суд разъяснил, что лизинговые платежи определяются договором и являются расходом того периода, в котором они оплачены, независимо от перехода права собственности на предмет лизинга. Поэтому выкупную стоимость имущества не надо выделять из лизингового платежа. Также можно отметить Постановление ФАС Уральского округа от 9 апреля 2008 г. N Ф09-8603/07-С3 по делу N А76-6551/07, в котором суд указал, что лизинговый платеж, включающий в себя несколько самостоятельных платежей, является единым платежом и производится в рамках единого договора лизинга. Выделение из лизингового платежа части, приходящейся на стоимость имущества, и включение этой части из состава расходов неправомерно.
НК РФ не содержит ответа на вопрос, учитываются ли расходы лизингодателя на приобретение лизингового имущества, если предмет лизинга находится на балансе лизингодателя. Согласно официальной позиции Минфина России стоимость лизингового имущества, которое находится на балансе лизингодателя, не включается в его расходы, а погашается путем начисления амортизации. В частности, данная позиция закреплена в письме Минфина России от 02.03.2007 N 03-03-06/1/145, в котором разъясняется, что расходы лизингодателя на приобретение предмета лизинга учитываются, если лизинговое имущество находится на балансе лизингополучателя. Стоимость лизингового имущества, находящегося на балансе лизингодателя, погашается путем начисления амортизации.
В случае, когда предмет лизинга находится на балансе лизингополучателя, к расходам лизингополучателя относятся лизинговые платежи и амортизационные отчисления по учитываемому у него оборудованию. Лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую прибыль не в полной мере, а за вычетом суммы начисленной по лизинговому имуществу амортизации.
Налоговый кодекс
РФ в главе 25 регулирует вопросы амортизации лизингового
Таким образом,
нелинейный метод начисления амортизации имущества при
Одной из наиболее значимых для лизинга в Налоговом кодексе РФ представляется норма п. 7 ст. 259 НК РФ, закрепляющая право использования налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации при лизинговых операциях - не выше трех. Причем это право можно задействовать как при линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации. Однако при нелинейном методе существует одно ограничение. Право применения коэффициента ускоренной амортизации не распространяется на основные средства, относящиеся к 1 - 3 амортизационным группам (то есть по срокам полезного использования от 1 до 5 лет). По этим группам ускоренная до коэффициента 3 амортизация может начисляться, но только по линейному методу Отметим момент, когда предметом лизинга являются легковые автомобили (имеющие первоначальную стоимость более 600 тыс. руб.) или пассажирские микроавтобусы (имеющие первоначальную стоимость более 800 тыс. руб.), до 01.01.2009 г. норма амортизации рассчитывалась с применением двух коэффициентов: установленного организацией на основе п. 7 ст. 259 НК РФ и специального коэффициента 0,5 (абз. 2 п. 9 ст. 259 НК РФ). С 1 января 2009 года, в ст. 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ установлено, что организации, применявшие понижающий коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью более 600 тыс. и 800 тыс. руб. соответственно, данный понижающий коэффициент больше не применяют.
Информация о работе Особенности налогообложения лизинговых операций