Особенности интеграции России в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы выявить, какие проблемы встают перед Россией при ее интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1. Международная экономическая интеграция: сущность, условия, этапы 5
1.1 Зона свободной торговли 11
1.2 Таможенный союз 12
1.3 Единый рынок и экономический союз 13
1.4 Об экономическом и валютном союзе 14
2. Особенности интеграции России 17
2.1 Вступление России в ВТО 23
3. О конкурентоспособности российской экономики 26
Заключение 32
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

особенности интеграции России в мировое хозяйство.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

  Международная конкурентоспособность страны и  ее хозяйствующих субъектов, функционирующих в регионах и городах, разноудаленных от морских и речных портов, пограничных пунктов пересечения границ страны экспортируемыми отечественными и прибывающим импортными товарами, во многом зависит от дорожно-транспортной инфраструктуры. Россия отстает от развитых стран мира по ее развитию. Низкий технический уровень и состояние дорог оборачиваются увеличением себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расходов горючего - на 30% в сравнении с показателями развитых зарубежных стран. Это бьет по конкурентоспособности страны и ее хозяйствующих субъектов.

  Современная инновационная экономика, как позволяет  судить опыт Западной Европы, требует  усиления прогнозной работы. В России это касается органов исполнительной власти на всех уровнях, хозяйствующих субъектов и научно-исследовательских организаций.

  Чтобы превратить рубль в резервную  валюту, потребуется немало времени. Дело не в номинальной конвертируемости рубля, а в том, чтобы он стал мировой резервной валютой. А для этого понадобится столько же времени, если не больше, чем ушло на становление евро.

  Развитие  науки - первооснова  решения проблем  повышения конкурентоспособности экономики страны.

  Прямое  отношение к решению проблем  повышения международной конкурентоспособности  российских товаров и услуг имеет  реформа технического регулирования в нашей стране. По своему замыслу она нацелена на переход к новым стандартам качества производства продукции и модернизацию сферы услуг. Реформа развертывается, однако, медленно. За три года после принятия в 2003 г. закона "О техническом регулировании" и до апреля 2006 г. постановлением правительства утвержден только один технический регламент по введению стандартов "евро 2" и "евро 3" для автомобилей.

  Повышение качества профессионального образования - важный фактор роста конкурентоспособности. Опыт большей части XX в. показывает, что лидерами в социально-экономическом развитии мира были страны, имевшие наиболее высокий уровень образования населения, науки, здравоохранения, культуры и духовности.

  В нашей стране властями осознается необходимость создания конкурентоспособной образовательной системы, поддержки тех высших учебных заведений, которые реализуют инновационные программы, а также финансирования крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования системы образовательных кредитов. Со своей стороны мировое  сообщество должно  направить усилия  на  повышение качества профессионального образования, обеспечение открытости образовательных институтов к запросам высокотехнологичных секторов.

  Российская  система образования долгое время была изолирована от остальной части Европы. В вузах России дают зачастую информацию, которая была актуальна 10-20 лет назад. Многие университеты выпускают молодых образованных безработных. Потенциал российских вузов следовало бы открыть для сотрудничества с образовательными учреждениями других стран, особенно европейских.

  Мировой опыт показывает тесную взаимосвязь  между повышением конкурентоспособности  экономики стран и увеличением  в них численности квалифицированных кадров, между уровнем принятого общеобразовательного стандарта и улучшением качества жизни в стране.

  Инновационная система России, призванная служить  повышению конкурентоспособности страны, находится в стадии становления. Создаются такие ее элементы, как технопарки, технологические центры, технополисы и др. Сейчас насчитывается около 200 подобных объектов. Правда, результаты их деятельности пока не заметны. Одна из наиболее существенных причин такого положения - слабый спрос крупного бизнеса нашей страны на отечественные новации. В этих условиях следовало бы, на наш взгляд, активнее при содействии государства использовать инновационный потенциал средних, малых, и особенно венчурных, компаний, потенциал ученых и инженеров.

  Малый и средний бизнес России развивается, хотя робко и однобоко. Доля малых и средних предприятий, работающих в научно-технической и инновационной сферах, составляет всего 1,4% общего количества таких предприятий. Они слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые товарные рынки со своей продукцией, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Наши ученые зачастую даже не регистрируют авторские права на свои изобретения за рубежом.

  Думается, что в отношении инновационной  деятельности наших предприятий господствующий в стране фискальный подход должен быть дополнен (или замешен) соображениями стратегического порядка, а не сиюминутными предписаниями - взять налог как можно быстрее и все забыть.

  Инновационная деятельность российских хозяйствующих  субъектов, особенно на прорывных и приоритетных направлениях, требует поддержки государства, федеральных и региональных органов власти в разных формах.

  В конечном счете все сказанное  выше кристаллизуется в росте конкурентоспособности и повышении эффективности экономики страны, ее хозяйствующих субъектов, производимых ими товаров и услуг. Взаимосвязанные процессы во многих случаях объективно требуют взаимодействия государства, бизнеса, учреждений научной и образовательной сфер.

  Бизнес, особенно крупный, все больше осознает, что его конкурентоспособность напрямую зависит от интеллектуального и культурного уровня развития общества, его способности опережающего освоения и использования достижений науки, возможности участия страны в новой волне научно-технической революции на передовых позициях лидеров в соответствующих отраслях знаний, технологий, производства товаров и услуг. И сейчас немало российских предпринимателей оказывают финансовую поддержку многим техникумам и колледжам, выступают в качестве их соучредителей.».12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В условиях дальнейшей интернационализации  национально-государственная организация хозяйственной жизни и деятельности все в меньшей степени удовлетворяет интересам экономического развития. Идет постепенный процесс формирования региональных хозяйственных комплексов, включающих ряд стран, географически близко расположенных, имеющих приблизительно одинаковый уровень экономического и социального развития, тип хозяйствования.

      В настоящее время нет единой общей  теории интеграции, однако существующие теоретические концепции в целом  позволяют объяснить интеграционные явления и выработать приемлемый алгоритм действий. Так, в качестве предпосылок и условий развития интеграционных процессов существенно важно, чтобы страны-участницы были примерно на одинаковом уровне экономического развития, интеграция продвигается более успешно, когда экономика стран находится на подъеме, ей способствует и географическая близость стран-участниц. Одним из важных императивов является наличие политической воли со стороны руководства интегрирующихся стран. Важно создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления. Необходим инициирующий центр, который должен сплачивать страны-партнеры.

      В заключении хочу ещё раз привести слова премьер-министра РФ В.В. Путина: «смотря на весь масштаб перемен, мы лишь создали плацдарм для решительного поворота в экономическом развитии страны, поворота, ведущего к качеству жизни, сопоставимому с развитыми странами, и уже через это - к такому авторитету и к такому влиянию России, которые будут достойны и нашей тысячелетней истории, и наших интеллектуальных ресурсов, и наших возможностей для полноценного участия в мировом разделении труда».13 Но не стоит делать тот самый «решительный поворот» краткосрочно. Всегда нужно помнить об особенностях интеграции России в мировое хозяйство

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

    1.  Особенности интеграции России и стран Восточной Азии в современное мировое хозяйство: [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://fotokonkurs.studentport.su/referat/cardinfo.php?id_card=11060.- 01.03.07

     2. Путин В.В. Об экономике и внешнеэкономических связях России [Текст] /    В.В. Путин // Внешнеэкономический бюллетень.-2004.-№ 4.-С.3-4

    3. Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой [Текст] / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень.- 2003.- №5.- С.32-34

    4.  Глобализация  экономики и внешнеэкономические  связи России. // Колл.авторов, под  ред. Фаминского. – М.:Республика, 2004. – 448с.

    5. Соколов  В.В. Как включиться в мировую экономику и при этом не потерять государственность? [Текст] / В.В. Соколов // Внешнеэкономический бюллетень.- 2004.- №9.- С.75-80

    6. Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности экономики [Текст] / Ю. Кормнов // Экономист.- 2006.- №8.- С13-20.

    7. Россия  и проблемы ее присоединения к ВТО [Текст] /Российский внешнеэкономический вестник.- 2006.- №1.- С.26-28.

    8.  Портанский А.П. Россия сохраняет шансы стать членом ВТО в 2007 году [Текст] / А.П. Портанский  // Российский внешнеэкономический вестник.- 2006.- №9.- С.3-7.

9.   Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов,        обучающихся по экономическим специальностям /[В.Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина.-6-6 изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-596с. – (Серия «Золотой фонд учебников») 
 
 

Информация о работе Особенности интеграции России в мировое хозяйство