Особенности интеграции России в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы выявить, какие проблемы встают перед Россией при ее интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1. Международная экономическая интеграция: сущность, условия, этапы 5
1.1 Зона свободной торговли 11
1.2 Таможенный союз 12
1.3 Единый рынок и экономический союз 13
1.4 Об экономическом и валютном союзе 14
2. Особенности интеграции России 17
2.1 Вступление России в ВТО 23
3. О конкурентоспособности российской экономики 26
Заключение 32
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

особенности интеграции России в мировое хозяйство.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

    Также автор в своей статье приводит аргументы, подтверждающие мнение некоторых  специалистов, что в России на сегодняшний  момент «создан только суррогат или  что-то вроде «квазирыночной» экономики». Эти доводы также можно рассматривать как особенности интеграции России в мировое хозяйство:

  • нестабильность отношений собственности, нерыночное поведение реальных частных собственников. Вместо того, чтобы вкладывать полученные доходы в развитие производства, многие собственники предпочитают растаскивать фонды своих предприятий и переводить средства куда-нибудь в укромные места, желательно за границу;
  • недоверие населения и предпринимателей к государству и к большинству существующих институтов, друг к другу. Людей столько раз обманывали денежными пирамидами, разоряли в ходе финансовых кризисов и проч., что они не верят ни во что и вместо того, чтобы помещать свободные средства в кредитные учреждения, держат их "под матрасом" или уводят за рубеж;
  • государственная защита хозяйственных отношений и права частной собственности пока функционирует плохо.6

     Очень интересна книга «Глобализация  экономики и внешнеэкономические  связи России» коллектива авторов, под редакцией И.П. Фаминского, на которую напечатана ретенция к.э.н. В.В. Соколовым в журнале внешнеэкономический бюллетень. Автор книги, в свою очередь, выделяет свои особенности интеграции России в мировое хозяйство. Хочу привести некоторые фрагменты из рецензии.

     В то же время  "до сих пор отсутствует концепция развития реального сектора экономики, не разработана конкретная программа преобразования структуры народного хозяйства,  повышения его конкурентоспособности, программа государственной поддержки наиболее важных отраслей, не определен «критические» отрасли и технологии, от состояния и развития которых зависит экономическая безопасность страны в долгосрочной перспективе.

     Если  рассматривать проводимую Россией  внешнеэкономическую политику в  комплексе, то главным недостатком  этой политики оказывается её "оборонительный характер": она направлена не на завоевание новых рынков, а на удержание старых. В книге отмечается, что меры по стимулированию отечественного экспорта были зафиксированы в Федеральной программе развития экспорта 1996 г., но исчезли в последующих правительственных документах и были вновь упомянуты лишь в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утверждённой в августе 2003 г. Остаётся лишь пожелать, чтобы такие меры не только упоминались в последующих документах, но и реально проводились в жизнь.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1  ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО 

     Присоединение России к ВТО позволяет выделить особенности интеграции России в  мировое хозяйство.

     В последнее время возникает много споров по вопросу вступления России в ВТО.

     Директор  Информационного бюро по присоединению  России к ВТО, к.э.н, А.П. Портанский в  статье «Россия сохраняет шансы  стать членом ВТО в 2007 году» говорит, что страна не сможет в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества и экспортный потенциал, не будучи членом этого универсального клуба - над национальными производителями всегда будет висеть угроза дискриминации на внешних рынках. Более того, в случае неучастия в ВТО в перспективе ущерб может нарастать. Российская экономика весьма зависима от внешней торговли - значительная часть ВВП образуется нынче во внешнеэкономической сфере и этот показатель имеет тенденцию к росту. Это означает, что для России далеко не безразличны устанавливаемые правила мировой торговли. Однако сегодня она лишена возможности влиять на их выработку, т.к. не является членом ВТО. Между тем в обозримом будущем под юрисдикцию ВТО будут попадать новые сферы: торговля и конкуренция, торговля и правила инвестирования, электронная торговля, торговля и экология, регулирование энергетического рынка и пр. Хотелось бы спросить тех отечественных деятелей, которые призывают не спешить в ВТО, - как они представляют себе ситуацию, когда энергетическая, сверхдержава, на роль которой претендует Россия, будет вынуждена подчиняться выработанным в рамках ВТО без ее участия правилам регулирования энергетического рынка?8

     В статье «Россия почти в ВТО: преимущества и некоторые важные проблемы для  эффективного участия» двух авторов  д.э.н., профессора кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России А.Н. Захарова и А.В. Трусенёва указаны самые острые проблемы России при вступлении в ВТО.

     «Сегодня Россия значительно уступает большинству стран по уровню конкурентоспособности, масштабам поддержки АПК, а также по уровню тарифной защиты.

     Современное состояние проблем отечественного АПК можно охарактеризовать следующим образом:

    • высокий износ оборудования в смежных и обслуживающих отраслях;

                и низкий уровень развития лизинга техники;

    • большинство отраслей являются практически не конкурентоспособными по сравнению с основными производителями на мировом рынке;
    • отечественное сельское хозяйство отличается более низким уровнем материально-технического обеспечения по сравнению с развитыми и некоторыми развивающимися странами;
    • аграрный рынок в силу пространственной разбросанности является гетерогенным, направленным на самообеспечение регионов, характеризуется низким уровнем специализации;
    • в отраслях АПК произошла глубокая потеря ранее достигнутых позиций в культуре земледелия и животноводства, а разрушенная система управления и хозяйственных связей сельского хозяйства с промышленностью по сути ничем не была заменена.

     В настоящее время наша пищевая  промышленность неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего по мясным и молочным продуктам, сахару и растительным маслам, а ее крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, плотно завязаны на импорт.

     Сейчас, по оценке министра сельского хозяйства РФ А. Гордеева, порог продовольственной безопасности превышен, доля импортных продуктов в общем объеме продовольствия на внутреннем рынке составляет 33%. При этом внутреннее производство с 2002 г. прирастает не более чем на 1,5% в год, а доля инвестиций в основной капитал составляет всего 4% общего объема инвестиций в экономику.

     По  мнению директора Института проблем глобализации М. Делягина, "мы дожили до того, что перед нами встает вопрос продовольственной безопасности". По его оценкам, доля импорта в общем количестве потребляемого в России продукта составляет свыше 40%. По словам президента Института продовольственной политики А. Чепы, речь идет о национальной безопасности России.

     «…  Депутат Госдумы РФ, министр сельского хозяйства и продовольствия РФ в 1998 - 1999 гг. В. Семенов считал, что правительственная программа развития АПК до 2009 г., которая лежит в основе президентского национального проекта "содержит множество позитивных моментов, однако в ней не наблюдается системного подхода. И это может свести на нет все правильные шаги. По его подсчетам, объем финансирования АПК через госпрограмму, нацпроект, бюджет должен быть в два раза больше, под 100 млрд руб. Тем не менее, по нашему мнению, Правительством РФ все же делаются конкретные шаги по исправлению ситуации в АПК, и это нас обнадеживает. Очевидно, что АПК требует серьезной ресурсной поддержки и здесь особенно актуальна задача усиления контроля за финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных ему средств».9

    Российский  внешнеэкономический вестник приводит следующие слова Германа Грефа, когда тот перечислял «Шесть ключевых вопросов», которые предстоит решить при подготовке к вступлению во всемирный торговый клуб: «Во-первых, это всё, что касается интеллектуальной собственности. Во-вторых, это вопросы применения санитарных и фитосанитарных мер. В-третьих, сельское хозяйство. В-четвертых, пошлины на некоторые виды товаров, включая такую позицию, как самолеты. Далее - всё, что связано с энергетикой. И наконец, финансовые услуги». По последнему пункту, как объяснил Герман Греф, в основном имеется в виду вопрос о «разрешении доступа в Россию прямых филиалов иностранных компаний, в частности банков и страховых организаций».10 
 

  3.    О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

     Д-р  экон. наук, профессор Ю. Кормнов  посвятил теме «О повышении конкурентоспособности экономики» статью, которая была опубликована в журнале «Государство и экономика».

     Хочу  привести некоторые выдержки из этой статьи.

     «Исходя из общей долгосрочной цели повышения уровня жизни оценка той или иной страны требует сочетания следующих четырех составляющих конкурентоспособности: производительность, ее повышение - предпосылка устойчивого роста доходов населения; ценовая конкурентоспособность (с учетом реального обменного курса) - один из факторов, влияющих на способность страны вести конкурентную борьбу на мировом рынке и создавать рабочие места в стране; инновационная деятельность и технологическая специализация формируют новые идеи и технологии, способствующие развитию процессов, ведущих к международной специализации в секторах высокого роста и повышению уровня жизни; инвестиционная привлекательность, ее основа -благоприятный инвестиционный климат, оказывающий решающее влияние на производительность и инновационную деятельность».11

     «Состояние и пути повышения конкурентоспособности экономики России. Прежде всего, требуется уяснить особенности формирования ее экономики. Одна из них состоит в том, что Россия имеет богатейший природно-ресурсный потенциал, который используется при сравнительно низкой динамике научно-технического прогресса и малых масштабах применения наукоемких, инновационных технологий.

     Затраты на исследования и разработки непосредственно  связаны с численностью и квалификацией ученых, инженерно-технических работников в сферах производственной, инфраструктурной и бизнес-услуг, а также с числом предприятий, ведущих инновационную деятельность.

     За 1991-2003 гг. число предприятий, осуществлявших инновации в России, сократилось на 18%, промышленных предприятий с подразделениями, ведущими научно-исследовательские работы - на 45, вузов - на 13%, конструкторских бюро - в 4 раза, проектных и изыскательских организаций - в 9 раз, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, - на 56%.

     По  фактору человеческого и ресурсного потенциала ("подлинным накоплениям") отставание России еще больше.

     В 2004 г. "подлинные накопления" всех стран мира вместе взятых составили 8,7% суммы мирового национального дохода, в Китае - 28, Норвегии -14,8%, а в России этот показатель был отрицательным (- 4,4%).

     Конкурентоспособность экономики страны и ее хозяйствующих  субъектов во многом зависит от их восприимчивости к инновациям. Технически совершенный продукт или технология при их внедрении в малых масштабах могут не дать достаточного эффекта, поскольку затраты на их создание распределяются на малый, а не оптимальный объем выпуска продукции, предопределяемый новыми знаниями, созданными новыми продуктами и технологиями.

     Число впервые освоенных новых видов  продукции в промышленности нашей страны сократилось с 2400 в 1990 г. до 987 в 1997 г. Было снято с производства устаревших видов продукции соответственно 1300 и 112. В 2004 г. создано 569 передовых производственных технологий, что намного меньше, чем в 1997 г.4

     Одна  из причин инновационной пассивности - отсутствие гарантий стабильности.

     Ныне  стала очевидной необходимость  повышения регулирующей макроэкономической роли государства, что отнюдь не означает возвращения к директивной плановой системе управления. Регулирующая роль государства прямо или опосредованно распространяется на совокупность факторов, которые влияют на уровень и динамику конкурентоспособности, на деятельность хозяйствующих субъектов и структур управления.

     Государство, как показывает мировой опыт, поддерживает бизнес: законом и другими правовыми нормами, регулирующими хозяйственную деятельность корпораций в различных формах, в частности предоставлением кредитов, страхованием от политических рисков операций, связанных с экспортно-импортными отношениями национальных и зарубежных партнеров; регулирует ставки налогов, акцизов, таможенных пошлин и др.

     В современных условиях усилилась  роль политики государства в повышении конкурентоспособности на всех уровнях стимулированием инноваций, созданием благоприятных условий для НИОКР и внедрения новшеств на приоритетных направлениях экономической, научно-технической и внешнеэкономической политики страны. А это в свою очередь требует снижения фискального бремени на товаропроизводителей,  оптимального увеличения государственных ассигнований на поддержку инновационного процесса. Необходимы также действенные меры по торможению инфляции: снижение или прекращение роста цен, регулируемых государством; снижение ставки рефинансирования (12%), при которой банковские кредиты становятся недоступными для производителей и тормозят инвестиционный процесс; осуществление мероприятий по повышению конкурентоспособности их товаров и услуг, а с этим и деятельности компаний в целом.

Информация о работе Особенности интеграции России в мировое хозяйство