Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:17, контрольная работа
Цель данной работы выявить, какие проблемы встают перед Россией при ее интеграции в мировое хозяйство.
Введение 3
1. Международная экономическая интеграция: сущность, условия, этапы 5
1.1 Зона свободной торговли 11
1.2 Таможенный союз 12
1.3 Единый рынок и экономический союз 13
1.4 Об экономическом и валютном союзе 14
2. Особенности интеграции России 17
2.1 Вступление России в ВТО 23
3. О конкурентоспособности российской экономики 26
Заключение 32
Список использованной литературы
Возможности и перспективы высоких форм мирохозяйственных отношений, таких, как инвестиционное сотрудничество, совместная производственная и научно-техническая деятельность и, безусловно, международная экономическая интеграция непосредственно связаны и обусловлены формированием однородного хозяйственного пространства.
«Общее экономическое пространство» — необходимая, но не достаточная предпосылка органического взаимоприспособления национальных хозяйств, их международной экономической интеграции. В этом плане уместно говорить об интеграционных хозяйственных объединениях стран с централизованной экономикой (как было в СЭВ ) или интеграции рыночного типа, характерной для современного этапа Мирового экономического развития.
«Общее экономическое пространство» допускает достаточно тесное устойчивое хозяйственное взаимодействие интеграционного типа между странами, находящимися на разных уровнях развития рыночных отношений. Можно предположить формирование подобного пространства в системе экономических связей «Россия — ЕС».
«Единое экономическое пространство» — качественно более высокая ступень, предполагающая наличие следующих обязательных признаков:
В конечном счете это должно привести к использованию единых инструментов и механизмов (валюты, налогообложения, ставок процента и т.д.). «Единое экономическое пространство» может нормально функционировать при одновременном формировании единого правового пространства, а этому в определенной мере должно предшествовать становление единого информационного пространства.
Вместе с тем нельзя не отметить и следующий момент. Интеграция охватывает практически все регионы мира. В этот процесс вовлечены все наиболее развитые страны мира. Кроме того, интеграция вовлекла в свою орбиту среднеразвитые страны и страны третьего мира, динамично развивающие свою экономику. Но несколько особняком стоят Индия и КНР, что во многом объясняется определенными политическими амбициями, особыми подходами к региональным делам вообще. Стоит также подчеркнуть, что на обочине интеграционного пути осталось более 50 стран, экономика которых находится в стадии хронического застоя и даже регресса. Эти страны входят в так называемую группу слаборазвитых стран, их участие в международном разделении труда, развитии товаропотоков, кооперации, в научно-техническом сотрудничестве крайне незначительно, а тенденций к улучшению на современном этапе не просматривается. Это надо иметь в виду при анализе всего комплекса интеграционных процессов, происходящих сегодня в мире.
Условия
и предпосылки
международной интеграции
Вполне естественно возникает вопрос об условиях и предпосылках, которые необходимо достичь или соблюдать или которыми необходимо обладать изначально. Среди в общем известного перечня условий и предпосылок целесообразно выделить следующие, причем трудно в этом перечне какой-то фактор назвать главнейшим, а какой-то — менее значимым:
Переходу
к интеграционному этапу
В современной теории и практике международной экономической интеграции различают пять ступеней, или последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной торговли; таможенный союз; единый, или общий рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.
Строго
говоря, в настоящее время лишь
одна международная интеграционная
группа стран — Европейский союз — прошла
реально первые четыре из указанных этапов.
Другие интеграционные группировки, а
их несколько, пока прошли в своем развитии
первый и отчасти второй уровни.
1.1.
ЗОНА СВОБОДНОЙ
ТОРГОВЛИ
В
современном понимании это
Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин, в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры.
Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие государств — участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц — по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон.
При создании ЗСТ выявился и ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Возникает также опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания».
1.2
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.
В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это, в свою очередь, дает толчок к переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов, внутри ТС производство «рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ».
Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. «Игра» с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.
Функционирование ТС требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже сказано выше, деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создания постоянно действующих органов, а в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Необходимо отметить также и следующее. Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификации таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как определяющую роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию.
Сложнее обстоит дело в валютно-финансовой области. Интеграция идет и в этой сфере, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, а скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.
Как
показывает практика, вне сферы ТС, его
общей таможенно-тарифной политики остаются
такие крупные направления, как оборонная
промышленность, отдельные отрасли энергетики
и др.
1.3.
ЕДИНЫЙ РЫНОК И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
СОЮЗ
Качественно более высокая
Перерастание ТС в ЕР обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими.
Кроме тарифных препятствий обмену, которые в ТС в определенной мере исчезают, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание «действительно единого» внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов — весьма сложное дело и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы внедрение новых подходов в управлении, значительное усиление наднационального начала.
Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Но для создания ЕР этого недостаточно.
Следующая задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Неслучайно в ЕС при переходе к ЕР в Качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.
Информация о работе Особенности интеграции России в мировое хозяйство