Особенности интеграции России в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы выявить, какие проблемы встают перед Россией при ее интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1. Международная экономическая интеграция: сущность, условия, этапы 5
1.1 Зона свободной торговли 11
1.2 Таможенный союз 12
1.3 Единый рынок и экономический союз 13
1.4 Об экономическом и валютном союзе 14
2. Особенности интеграции России 17
2.1 Вступление России в ВТО 23
3. О конкурентоспособности российской экономики 26
Заключение 32
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

особенности интеграции России в мировое хозяйство.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Четвертая задача — создание условий для  свободного движения Капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

     В принципе строительство ЕР должно завершаться  созданием единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Пока теоретических разработок по сути, механизмам и инструментам ЭС немного, практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. и сразу же была поставлена задача создания экономического и валютного союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Стадия экономического союза рассматривается в Евросоюзе как переходная к ЭВС.  Но это не значит, что аналогичным образом ЭС будет выстраиваться в рамках других интеграционных группировок. 

    1. ОБ  ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ВАЛЮТНОМ СОЮЗЕ

     Один  из сложнейших этапов западноевропейской интеграции — плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту — евро.

     Основные  элементы общей экономической политики:

  • выполнение критериев конвергенции;
  • формирование общих целей и направлений экономического развития;
  • мониторинг динамики хозяйственной жизни и национальных программ стабилизации;
  • координация налоговой политики.

     В соответствии с разработанными документами  ЕС право ввести евро имеют не все государства, а только те, которые удовлетворяют так называемым критериям конвергенции. По существу регулируется членство в экономическом и валютном союзе. Эти показатели, или критерии, таковы:

     • планируемый или фактический дефицит госбюджета не дол 
жен превышать 3% ВВП в рыночных ценах;

  • государственный долг не должен превышать 60% ВВП  в рыночных ценах;
  • годовая инфляция не должна быть выше 1,5% по отношению к усредненному уровню инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
  • среднее номинальное значение долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
  • в течение двух лет, предшествующих членству в экономическом и валютном союзе, национальная валюта не должна девальвироваться, ее обменный курс не должен выходить за пределы установленных колебаний, которые составляют ±2,25%.

       Главная цель ЕС в налоговой сфере сегодня — устранение таких форм налоговой конкуренции, которые наносят ущерб функционированию единого внутреннего рынка. ЕС на данном этапе не намерен устранять конкуренцию в налоговой сфере, поскольку последняя признана одним из немногих рычагов, с помощью которых правительства могут приспособить единую политику Европейского Центрального банка к национальным условиям. Основной упор будет сделан на пересмотр уровней прямого и косвенного налогообложения рабочей силы, корпоративных налогов и налогообложения сбережений.

     Общая валютная политика Союза в схематичном  виде представляется следующим образом. По своей структуре ЭВС — двухуровневая система банков — центральных банков стран-членов, во главе которой стоит учрежденный Европейский Центральный банк (ЕЦБ). Предшественник его — Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работу с 1994 г., с 1 января 1999 г. согласно Маастрихтскому договору был трансформирован в ЕЦБ.

     Валютная  политика ЕЦБ проводится при помощи трех основных инструментов: операции на открытом рынке, суточные ссуды и депозиты, нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке призваны регулировать спрос и предложение на ликвидные средства. Подавляющую часть средств банковское сообщество получает через основные операции рефинансирования. Ликвидность предоставляется посредством регулярных еженедельных торгов, сделки заключаются сроком на две недели на стандартных условиях.

     Основные  элементы валютной стратегии — количественное определение показателя инфляции, контроль за объемом денежной массы и прогноз и оценка перспектив ценовой динамики. В связи с тем, что единая валюта пока не введена во всех странах, для взаимодействия между странами (теми, которые ввели евро и теми, которые не ввели) разработан и внедрен с 1 января 1999 г. так называемый механизм ЕВС — II, к которому сразу же присоединились Дания и Греция, а Великобритания и Швеция пока не подключаются к указанной системе.

     Вступление  стран — членов ЕС в новую для  себя фазу интеграционного развития ставит перед ними необходимость решения проблемы реальной конвергенции. Следует отметить, что в ходе выполнения маастрихтских критериев страны приложили огромные усилия по их достижению: всем странам пришлось перейти на режим строгой экономии, ограничить социальные расходы и ассигнования государственному сектору, провести антиинфляционные мероприятия.

     К разряду появившихся проблем  следует отнести проблему 
единства и равноскоростной интеграции.

     Другая  проблема, которая обсуждалась и  ранее, но страны к ней подошли сегодня, это дилемма — наднациональные механизмы и национальный суверенитет.  
 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО 

     В статье Особенности интеграции России и стран Восточной Азии в современное мировое хозяйство http://fotokonkurs.studentport.su/referat/cardinfo.php?id_card=11060 автор  сравнивает развитие России и стран Восточной Азии, охватывая период с 1960 года  по девяностые годы.

     «К началу модернизации хозяйственного механизма, обусловленной необходимостью создания условий, стимулирующих НТП, страны находились на разных ступенях технико-экономического и социального развития. Южная Корея, где эти преобразования стали фактически разворачиваться на старте ее современного экономического роста (начало 60-х годов), была еще отсталой аграрной страной, Китай в то время (конец 70-х годов) относился уже к аграрно-индустриальным государствам, а Россия, несмотря на огромное своеобразие ее технико-экономической структуры, входила в клуб индустриальных государств. Самая отсталая южнокорейская экономика являлась тем не менее рыночной, так как основные импульсы к ее развитию исходили от мирового рынка, а продвинутый по пути индустриализации Китай и сверхиндустриализованная Россия пребывали в тенетах командно-разверсточной системы».2

     Далее автор говорит, что развитие страны во многом зависит от международной кооперации.

     Более высокая значимость мирохозяйственных  связей для стран с развивающейся  и переходной экономиками обусловлена  самим состоянием и местом этих экономик в мировой табели о рангах.

     До  начала радикальных реформ статистика национальных счетов в Южной Корее, Китае и России отсутствовала. Поэтому  представление о масштабах встроенности этих стран в МРТ можно получить, опираясь только на сугубо оценочные данные. Российская Федерация, в 1990 г. за ее пределами было реализовано около 19% ВВП. Правда, примерно 2/3 стоимости вывезенных из России товаров приходилось на долю поставок в союзные республики, которые лишь с большой долей условности можно было считать тогда экспортом. Но поскольку после распада Союза межреспубликанское разделение труда оказалось международным, то при оценке исходных позиций России в этой сфере его все-таки нельзя не учитывать. Как бы то ни было, до начала реформ Россия в сравнении с Южной Кореей и Китаем по масштабам включенности в МРТ безусловно находилась в предпочтительном положении. Однако затем ситуация в корне изменилась, и в середине 90-х годов Россия буквально по всем параметрам интегрированности в мировую экономику стала уступать не только совершившей мощный рывок Южной Корее с ее сравнительно небольшим рыночным потенциалом, но и громадному динамично развивающемуся Китаю.

     Говорить о позитивных сдвигах в структуре воспроизводства едва ли уместно. В данном случае наращивание экспорта лишь несколько замедлило динамику общего экономического спада и ослабило его негативные последствия.

     В результате этих изменений Китай  и Южная Корея покинули ряды "заднескамеечников" и в 1995 г. вошли в число лидеров  мировой торговли, передвинувшись по стоимости экспорта соответственно на 10 и 12 места. Россия же, наоборот откатилась на 16 место.

     В России отсталая структура экспорта, сложившаяся в советское время, не улучшилась, а фактически деградировала. Причем вирус деградации затронул оба его потока, направляемых и в страны традиционного зарубежья, и в бывшие союзные республики. Относительный оптимизм внушает лишь торговля военной техникой, в производстве которой пока и задействована преобладающая часть высоких технологий. Ибо снижение ее общего объема в сравнении с советским периодом компенсируется изменениями в географии и формах организации экспорта, открывшими в отличие от прежних времен возможность получения реальной валютной выручки.3

     В.В. Путин в статье «Об экономике  и внешнеэкономических  связях России»  говорит, что необходимо «подчеркнуть: несмотря на весь масштаб перемен, мы лишь создали плацдарм для решительного поворота в экономическом развитии страны, поворота, ведущего к качеству жизни, сопоставимому с развитыми странами, и уже через это - к такому авторитету и к такому влиянию России, которые будут достойны и нашей тысячелетней истории, и наших интеллектуальных ресурсов, и наших возможностей для полноценного участия в мировом разделении труда.

     Наша  экономика до сих пор сохраняет очевидную сырьевую направленность. Конечно, природные богатства - это естественное конкурентное преимущество России, и этого не надо стесняться. Но не меньшее, а значительно большее наше естественное преимущество - это высокий интеллектуальный потенциал нации. И он должен быть использован для продвижения российской экономики в высокотехнологичные, высокодоходные сферы.

     Трудно  и медленно формируется у нас  рынок услуг. А ведь именно этот рынок вносит в развитых странах основной вклад в рост ВВП. У нас, напротив, всё ещё сохраняется монополия государства на предоставление услуг в значимых для граждан сферах, таких как ЖКХ и ряде других. В результате качество услуг низкое, плата за них растёт, вместе с этим растёт и недовольство граждан. Человек, по сути, платит дважды, а то и трижды: сначала налоги, затем за услуги, а лотом ещё и взятки.

     Избыточное  присутствие государства в экономике имеет своим следствием и ряд других негативных факторов. Прежде всего, чиновники от имени государства продолжают выполнять множество не заказанных и не нужных налогоплательщику функций - разрешительных, лицензионных, надзорных. И следствием этого становятся удушение деловой инициативы, мздоимство, злоупотребление властью.

     Российская  экономика должна твёрдо занять достойное  место на мировых рынках, а для этого нужно прежде всего активно развивать свой, национальный рынок.

     Надо  быстрее модернизировать отживающие свой век производства и создавать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны.

     Надо  прекратить разбазаривание национальных природных ресурсов и навести порядок в их использовании. И это необходимо делать на систематизированной правовой базе - через обновление водного и лесного законодательства, актов о недропользовании.

     Нам нужны прозрачные условия доступа к природным ресурсам и справедливая плата за пользование ими. Вместо действующих сейчас псевдоконкурсов, где главным условием победы стала близость предпринимателей к органам власти, надо внедрять аукционы. А разрешительно-административная система должна быть заменена полноценными гражданско-правовыми договорами с чётким определением прав и обязанностей и государства, и бизнеса.

     Необходимо  решить задачу полной конвертируемости рубля, тем более что доверие  к национальной валюте возрастает.»4

     Статья  «Статус России как страны с рыночной экономикой» д.э.н., профессора А.И. Бельчука: «Формирование развитой рыночной экономики в условиях России и других стран СНГ не могло быть завершено даже в самых основных чертах в течение нескольких лет. Для этого потребуется довольно длительный период, сейчас еще трудно сказать - какой. Надежды ранних реформаторов перейти в новое качество "одним прыжком" - иллюзия. Можно, конечно, очень быстро принять какие угодно "продвинутые" рыночные законы, но обеспечить создание и функционирование стабильных рыночных институтов и изменить соответствующим образом массовое сознание - невозможно за несколько лет. Для этого и одного десятилетия мало. Это - переходная эпоха, когда, помимо "правильных" рыночных, действуют и специфические закономерности переходного периода, которые не могут быть описаны в канонических категориях "экономике". Ныне действует, так сказать, политэкономия переходного периода».5

Информация о работе Особенности интеграции России в мировое хозяйство