Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Механизм образования и функционирования свободных экономических зон
1.1.Понятие и классификация свободных экономических зон
1.2.Организация и функционирование свободных экономических зон
2. Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в странах Центральной и Восточной Европы
2.1. Практика организации и функционирования свободных экономическихзон в странах Центральной и Восточной Европы
2.2. Особенности становления и развития свободных экономическихзон в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:
СЭЗ в
Республике Беларусь призваны инициировать
деловую и финансовую активность,
в первую очередь, внешних инвесторов,
стать источником новых рабочих
мест для местного населения. По мере
развития зон государство рассчитывает
на оживление экономики регионов
распространение деловой
Создание
и успешное функционирование СЭЗ
может сыграть важную роль в переходе
к рыночной экономике. Процесс разработки
и реализации политики СЭЗ будет
способствовать осознанию тех проблем,
с которыми сталкивается Беларусь в
конкуренции с другими странами
за инвестиции, и поможет повысить
конкурентоспособность
Сегодня перечень СЭЗ ограничивается: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Могилев".
Цели
и задачи каждой из СЭЗ определяются
в зависимости от функционального
типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим
Положением о СЭЗ. В основном это
привлечение и эффективное
Современное состояние
К 2002 гг.
в действующих СЭЗ
С момента образования привлечено USD40,6 млн. иностранных инвестиций из 25 стран мира. Из них USD24,6 млн. (60,6%)– вливания в уставной капитал, 78,5% - в товарной форме.
Общий объем внутренних инвестиций – BYR46,7 млрд., в том числе BYR32,8 млрд. – инвестиции, полученные от других организаций (65,5% - кредиты банков).
Экспорт на 90% ориентирован на Россию, импорт на 80% ориентирован на страны вне СНГ (сырье, станки, машины и оборудования).
В 2001 г. отрицательное сальдо торгового баланса составило USD25 млн.[12, 17]
Доля
СЭЗ в общем объеме промышленного
производства республики не превысила
2%, что свидетельствует о
Несмотря
на льготный режим деятельности резидентов-субъектов
хозяйствования, имеются только единичные
случаи привлечения в СЭЗ
Проводить анализ деятельности всех СЭЗ вместе не имеет смысла, т.к. показатели СЭЗ довольно сильно рознятся из-за различной давности создания зон. Одни из них уже крепко стоят на ногах («Гомель-Ратон», «Брест», «Минск», «Витебск»), другие же только начали свое функционирование («Гродноинвест», «Могилев»). Наиболее актуальным будет рассмотрение деятельности СЭЗ «Минск», «Гомель-Ратон», «Брест», «Витебск».
В 2001 г было зарегистрировано 207 предприятий-резидентов СЭЗ, что более чем в 1,2 раза более числа зарегистрировавшихся в 2000 г.
Наибольшее число зарегистрированных резидентов сосредоточено в СЭЗ "Брест" (40,1% всех резидентов СЭЗ РБ). Активно процесс роста числа резидентов происходил в СЭЗ «Минск» (более чем в 1,6 раза), СЭЗ «Витебск» (в 1,9 раза), СЭЗ «Гомель-Ратон» (почти в 1,3 раза). При общем приросте по все СЭЗ республики 38 резидентов, 25 из них приходится на СЭЗ «Минск» и 10 – на СЭЗ «Гомель-Ратон», в СЭЗ «Брест», напротив, произошло уменьшение количества резидентов (рис. 1)
Действующими в целом по СЭЗ в 2001 г. являлись почти 90% общего количества зарегистрированных резидентов, в том числе в СЭЗ «Брест» - 97,6%, СЭЗ «Минск» - 85,9%, СЭЗ «Гомель-Ратон» - 77,8%. Активно процесс организации производства идет в СЭЗ «Витебск». Все 15 зарегистрированных резидентов начали функционировать.
Важным направлением деятельности резидентов СЭЗ является производство промышленной продукции. В целом по все СЭЗ республики на долю промышленности приходится 86,6% общего числа действующих резидентов. Из 161 резидента почти 89% осуществляют свою деятельность в машиностроении металлообработке, химической и нефтехимической, а также лесной, деревообрабатывающей и пищевых отраслях. Относительно невелика доля сельского хозяйства, всего 2 резидента. Доля предприятий, оказывающих транспортные услуги – 2,7%, строительные услуги – 2,2%. Общей коммерческой деятельностью занимается 4,3% резидентов.
О позитивных структурных изменениях, произошедших в деятельности СЭЗ, свидетельствует количественная характеристика предприятий-резидентов с долевым участием иностранных инвесторов (СП), полностью принадлежащих иностранным инвесторам (ИП) и прочим предприятиям. Активная работа по привлечению иностранных инвесторов способствовала тому, что в 2001 г. количество совместных и иностранных предприятий составило 70,4% общей численности резидентов (рис. 2).
О степени
привлекательности отдельных
Из общего объема иностранных инвестиций, полученных резидентами СЭЗ по состоянию на 1 января 2002 г. взносы иностранных инвесторов в уставной фонд составили 60,7%, кредиты – 8,6%, прочие инвестиции – 30,7%. Важнейшие зарубежные инвесторы – Германия, Кипр, Чехия, Латвия, Польша, Швейцария , Великобритания, США, Россия, Израиль (рис. 3.)
Самые высокие темпы роста объемов производства наблюдались вСЭЗ «Минск» (в 2,4 раза), и СЭЗ «Брест» (почти в 2 раза). Наиболее весомый вклад в общий прирост продукции внесла СЭЗ «Брест», доля которой составила 50,4%. В этой зоне объем производства на одного резидента увеличился в 1,7 раза, в то время как в СЭЗ «Гомель-Ратон» и «Минск» соответственно 1,2 и 1,6 раза.
Более 58% общего прироста объемов производства обеспечила СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск» - 24,1%. Наибольшее его увеличение наблюдалось на совместных предприятиях.
В определенной степени о финансовом состоянии СЭЗ можно судить по рентабельности от реализации продукции. Среди всех СЭЗ наибольший уровень рентабельности (31,1%) в СЭЗ «Брест». Следует отметить, что продолжается тенденция снижения рентабельности. За анализируемый период в целом по всем СЭЗ она снизилась с 32,3 до 20%. В 4 раза уменьшилась рентабельность СЭЗ «Гомель-Ратон», в 1,5 раза в СЭЗ «Брест» и «Минск» (рис. 4.). В целом такое положение обусловлено, во-первых, тем, что затраты на производство и реализацию продукции в 1,5 раза растут быстрее, чем прибыль от ее реализации, во-вторых – в СЭЗ недостаточно внимания уделяется снижению материало- и энергоемкости производства, внедрению новых и высоких технологий.
Итак,
можно выявить некоторые
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт многих стран, а особенно наших соседей Польши, Венгрии, позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень. Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером деятельности СЭЗ для нашей страны.
Процесс создания СЭЗ – процесс требующий тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.
По средствам создания СЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и являются особенностями функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания и опыт деятельности СЭЗ некоторых стран. Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
Информация о работе Особенности функционирования свободных экономических зон