Особенности функционирования свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Механизм образования и функционирования свободных экономических зон
1.1.Понятие и классификация свободных экономических зон
1.2.Организация и функционирование свободных экономических зон
2. Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в странах Центральной и Восточной Европы
2.1. Практика организации и функционирования свободных экономическихзон в странах Центральной и Восточной Европы
2.2. Особенности становления и развития свободных экономическихзон в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Особенности функционирования свободных экономических зон.docx

— 62.24 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

1. Механизм образования  и функционирования  свободных экономических  зон

1.1.Понятие  и классификация  свободных экономических  зон

1.2.Организация  и функционирование  свободных экономических  зон

2. Особенности создания  и функционирования  свободных экономических  зон в странах  Центральной и  Восточной Европы

2.1. Практика организации  и функционирования  свободных экономическихзон  в странах Центральной  и Восточной Европы

2.2. Особенности становления  и развития свободных  экономическихзон  в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Острая  необходимость во внутренних и внешних  капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций побудили к  поиску новых механизмов привлечения  внешних инвестиций. Создание свободных  экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь. Во многих странах мира они  зарекомендовали себя эффективным  механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для  Беларуси, остро нуждающейся в  инвестициях для проведения экономических  преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен международный опыт организации и развития этих территориальных  образований с особым налоговым  и таможенным режимом, а также  совместные разработки отечественных  и зарубежных специалистов.

Свободные экономические зоны являются относительно новым явлением для правовой системы  Республики Беларусь. Следует отметить, что создание и развитие свободных  экономических зон является одним  из приоритетных направлений государственной  инвестиционной политики. В прошлом  году в республике созданы две  новые СЭЗ, и теперь каждый областной  центр может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору вполне приемлемые условия для инвестирования в организацию производства на территории СЭЗ.

Свободные экономические зоны рассматриваются  также как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения  инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный  характер экономики.

Цель  данной работы: выявить особенности  функционирования свободных экономических  зон.

В связи  с этим можно выделить следующие  задачи:

  • изучение теоретических основ свободных экономических зон;
  • рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
  • анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

В первой части работы будут рассмотрены  теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация  и принципы свободных экономических  зон.

Вторая  часть посвящена рассмотрению опыта  функционирования свободных экономических  зон некоторых стран Центральной  и Восточной Европы и анализу  итогов функционирования СЭЗ на территории нашего государства.

Для написания  данной курсовой работы использовались печатные периодические издания, книжные  издания, интернет-ресурсы. Среди отечественных  исследователей выделяются своими работами Я.С. Друзик, Т.П.Данько, З.М.Окрут, И.Игнатов, В.Бутов

1. Механизм образования и функционирования свободных экономических зон

Понятие и классификация  свободных экономических  зон

Понятие «свободные экономические  зоны»

Ни  в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение  понятия «свободная экономическая  зона» (далее - СЭЗ). В самой общей  форме принято определять СЭЗ  как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный  режим и достигается его некоторая  торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной  экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной  зоны(«зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой  товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому  не подвергаются обычному таможенному  контролю и налогообложению.

Иными словами, территория, где соблюдается  принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части  государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной  эта территория является лишь в том  смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов  контроля за импортом, которые в  соответствии с таможенным законодательством  страны применяются в отношении  импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как  ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают  товаровладельцев и инвесторов от существующего  экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как  верно заметил академик Е.Авдокущин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами».

В то же время профессор К.А.Семенов дает свое определение свободных экономических  зон, понимая их как «географические  территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для  данного государства режим хозяйственной  деятельности. Иными словами, они  являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические  процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется  определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства»

Видно, что такое определение СЭЗ  отражает территориальность, льготность, анклавность и ограниченность влияния  органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее  созвучное теорией М.Фридмана и  требованием рынка. Дважды поясняя  свое определение СЭЗ, профессор  Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется  определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

Авторы  учебного пособия «Свободные экономические  зоны» В.Игнатов и В.Бутов дают свое определение этих экономических  формирований: «Свободные экономические  зоны— ограниченные территории, морские  и авиационные порты, в которых  действуют особые льготные экономические  условия для национальных и иностранных  предпринимателей, способствующие решению  внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических  задач». [3, ст. 5]

В широком  смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ. «Под СЭЗ,- утверждают они- понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где  обеспечивается производство и распределение  общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических  отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ».

Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, его территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ ими  видится как «искусственно созданное  государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее».Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования.

В плане  конкретности формулировки можно сослаться  на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной  территории, на которой действуют  особые льготные экономические условия  для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового  режима и т.д.), что создает условия  для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается  на особые льготные экономические условия  для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это  определение не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.

По  определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной  в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным  образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного  делегирования органами центрального и местного управления прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным  законодательством, бюджетом, налоговой  системой, органами управления.

В указе  Президента Республики Беларусь «О свободных  экономических зонах на территории Республики Беларусь» дается следующее  определение СЭЗ: «свободной экономической  зоной является часть территории Республики Беларусь с точно обозначенными  административными границами и  специальным правовым режимом, включающим льготные условия хозяйственной  и иной деятельности. В СЭЗ государство  обеспечивает инвесторам защиту инвестиций, доходов и гарантирует беспрепятственное  осуществление предусмотренных  законодательством прав и свобод».

Как видно  из вышеизложенного, единого определения  СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам: во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов  контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к  ним подходе, способствуют решению  внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических  задач.

Классификация свободных экономических  зон.

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это  эволюция их развития, становления  и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более  совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических  зон.

1. Торгово-складскиезоны(The Store and trade zones)

В зонах  данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и  продаваться без оплаты обычных  таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так  ее определила Киотская конвенция. Для  этих зон характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка; 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной  территории страны («таможенная экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное  регулирование внешнеэкономических  связей. Торгово-складские зоны создаются  не только для приема, хранения, обработки  товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления  операций, улучшающих их потребительские  свойства. На их территории предприятия  могут заниматься обширной выставочной  деятельностью, организовывать торги  и представлять банковские и страховые  услуги, не взимая торговых пошлин, а  также НДС в результате улучшения  потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров  и пассажиров. [2, ст. 10]

Информация о работе Особенности функционирования свободных экономических зон