Особенности функционирования свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Механизм образования и функционирования свободных экономических зон
1.1.Понятие и классификация свободных экономических зон
1.2.Организация и функционирование свободных экономических зон
2. Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в странах Центральной и Восточной Европы
2.1. Практика организации и функционирования свободных экономическихзон в странах Центральной и Восточной Европы
2.2. Особенности становления и развития свободных экономическихзон в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Особенности функционирования свободных экономических зон.docx

— 62.24 Кб (Скачать)

Условия функционирования СЭЗ

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы  при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей  страной. В этом плане назовем  наиболее важные условия для нормального  функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • очень важным условием является природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура- притягательная сила для любого инвестора. [3, ст. 13]

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые  прежде чем вкладывать капитал заинтересованно  изучают предоставляемые им условия  льгот.

Каждая  страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и связана с  реализуемыми на ее территории программами  и проектами. Однако в экономической  литературе называют четыре основные группы льгот:

фискальные  льготы,стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

финансовые  льготыв виде установления низких цен  за пользование землей, производственными  помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы- это и предоставление различных  форм субсидий за счет бюджетных средств  и преференциальных государственных  кредитов;

административные  льготыобычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить  режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан  и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой  бывает решающей в привлечении в  зону иностранного капитала;

внешнеторговые  льготы.Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций,а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные  льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых  различных комбинациях, однако и  они невсегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.

Принципы  организации СЭЗ

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические образования, требуют  формулирования принципов их создания и функционирования. К ним относятся:

Принцип управленческого и предпринимательского рискаСущность этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.

Принцип конкурентных преимуществсоздание таких предпочтений активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

Принцип равноправного партнерстваопределяет  в первую очередь форму отношений  в бизнесе. Данный принцип требует  создания новой системы руководящих  правил ведения бизнеса.

Принцип рефлексивного поведенияопределяет  и корректирует поведение фирмы  на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует  поведение хозяйственных субъектов  на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.

Принцип информативной достаточностиДинамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

Принцип согласования по целямосновываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

Принцип прибыльности и эффективностидля СЭЗ  реализует основную целевую функцию  управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.[2, ст. 96]

Этапы создания СЭЗ

Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет  констатировать, что в наиболее общем  виде весь проект создания СЭЗ может  быть разделен па четыре основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный, период функционирования зоны: операционный период и период развития.

Предынвестиционный  период(продолжительностью до года) состоит  из двух этапов. Первый этап представляет собой время проведения предварительных  исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа - выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор  размера, типа, месторасположения зоны. Существенным для данного этапа  станет подробный анализ специализации  зоны, услуг, которые в ней будут  предложены. Именно на основании собранной  на этом этапе информации и будет  вероятнее всего приниматься  общее решение по конкретной СЭЗ.

Второй  этап предынвестиционного периода  предполагает уточнение данных первого  этапа с упором на экономические  и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности  капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории, предприятий  на ней и в СЭЗ расположенных, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг. Желательно на этом этапе определить хотя бы в общем виде долю валютных средств, направляемых па развитие территории. Для этого этапа необходима опережающая  переговорный процесс кропотливая  работа по территориальному географо-экономическому анализу, определению условий рациональной организации хозяйства.

Инвестиционный  периодпродолжительностью до года может  осуществляться параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен на два этапа, относительно самостоятельных. Первый этап можно условно назвать  «переговорным». В это время требуется  достичь договоренности с местными властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени  участия властей в реализации проекта. Параллельно дол жен  разрабатываться технический проект создания инфраструктуры в зоне.

Второй  этап инвестиционного периода предполагает уже создание конкретных инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как строиться заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными работами на этом этане должны осуществляться рекламная и маркетинговая компании по привлечению потенциальных инвесторов. Они должны проводиться таким образом, чтобы к началу операционного периода уже имелся ряд потенциальных инвесторов, готовых начать свою производственно-хозяйственную деятельность и зоне.

Операционный  период- это, конечно, наиболее трудный  для планирования период. Он зависит  от внутренней динамики зоны как саморазвивающейся  системы, от политической стабильности встране и регионе зоны. В то же время, необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно также выделить два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих этапах физический потенциал зоны используется не полностью. В случае достижения 100-процентного  его использования такая зона должна либо разрастаться в больший  промышленный район, либо переключиться  на новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный  статус. В любом случае, это будет  означать начало четвертого периода  жизненного цикла зоны - периода  развития.

Стартовый этап операционного периода отличается от этапа саморазвития тем, что изменяет систему мотивации со стороны  инвесторов. На первом этапе инвесторы  приходят и зону из-за тех прямых преимуществ и услуг, которые  они могут здесь получить (включая  стоимость рабочей силы, сырья, доступ на рынок основной территории страны, готовые помещения и т.д.). На данном этапе очень важно определить, что «вопросы использования земли, других природных ресурсов решаются с учетом их качества, принадлежности и порядка отчуждения, принятого  действующим законодательством  страны. На втором этапе инвесторов уже привлекает производственно-хозяйственная  деятельность, которая осуществляется в зоне и около нее. Здесь срабатывает  эффект развития, основанный на принципе взаимодействия и дополнения.[2, ст. 107]

Исходя  из всего вышеизложенного, можно  сделать некоторые выводы: для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, предынвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.

 

Особенности создания и функционирования свободных экономических  зон в странах  Центральной и  Восточной Европы

2.1. Практика организации  и функционирования  свободных экономическихзон  в странах Центральной  и Восточной Европы.

Создание  СЭЗ в странах ЦВЕ началось в начале 80-х гг. Главной их целью  было усилить открытость тогда еще  централизованно-планируемых национальных экономик с мировой рыночной экономикой на основе активизации внешнеэкономической  деятельности. При этом они должны были решить целый ряд общегосударственных  задач: повышение конкурентоспособности  национального производства, уменьшение затрат на приобретение импортной продукции, увеличение потока продукции как от экспорта услуг, так и от иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В ряде случаев СЭЗ рассматривались как лаборатории рыночной экономики. Впоследствии эта функция СЭЗ отошла на второй план, а главным стало национальное развитие и интеграция в мирохозяйственные связи на равноправных с рыночными странами условиях.

Общим для создания СЭЗ во всех странах  бывших СЭВ является их анклавность, специфика определяется различиями в применяемом внешнеэкономическом  режиме зон. Создание и функционирование СЭЗ были связаны с несовместимостью двух типов экономик. И это требовало  особо тщательной проработки законодательной  базы. В социалистических странах, на первых этапах создания СЭЗ, регламенты, их регулирующие, были логическим продолжением национального законодательства о  совместном предпринимательстве.

В странах  ЦВЕ инициаторами создания зон выступали  как местные, так и центральные  органы управления. При этом, региональные инициативы были плодотворнее, поскольку  местные органы имели возможность  определить целесообразность создания конкретных предприятий с учетом местных приоритетов, наличия ресурсов и др. [2, ст. 50]

В качестве примера стран ЦВЕ, где создание СЭЗ привело к активизации  производственной деятельности, улучшению  инвестиционного климата и уменьшению социальной напряженности, можно привести Венгрию и Польшу.

СЭЗ в Венгрии.

В настоящее  время в Венгерской Республике (ВР) имеются специальные экономические  зоны нескольких типов - промышленные парки, предпринимательские зоны, свободные  таможенные территории торгового (складского) и промышленного типов.

Информация о работе Особенности функционирования свободных экономических зон