Особенности функционирования свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Механизм образования и функционирования свободных экономических зон
1.1.Понятие и классификация свободных экономических зон
1.2.Организация и функционирование свободных экономических зон
2. Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в странах Центральной и Восточной Европы
2.1. Практика организации и функционирования свободных экономическихзон в странах Центральной и Восточной Европы
2.2. Особенности становления и развития свободных экономическихзон в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Особенности функционирования свободных экономических зон.docx

— 62.24 Кб (Скачать)

В Венгрии  успешно функционируютпромышленные  парки. В 1997 - 1999 гг. в республике осуществлялась трехлетняя правительственная программа  развития промышленных парков, создаваемых  с целью использования простаивающих  производственных мощностей, организации  новых рабочих мест, оказания содействия экономическому подъему и подтягивания отдельных отсталых регионов до общего уровня страны.

В 2000 г. число территорий, получивших статус промышленного парка, достигло 112 (в 1997 г. было создано 28 промышленных парков, в 1998 г. - 47 и в 1999 г. - 37), при этом реально  функционируют пока 85 из них. По данным Министерства экономики ВР, число  занятых в действующих промышленных парках приближается к 100 тыс., годовой  объем производства зарегистрированных на их территории предприятий (около 1 тыс.) составляет 1600 млрд. форинтов (около 6 млрд. долл.), причем 80% продукции этих предприятий поставляется на экспорт. Общий объем капиталовложений, направленных на развитие промышленных парков, превысил 1,5 млрд. долл. Производительность труда  на этих территориях в два раза выше, чем в среднем по стране.[12]

Промышленные  парки имеют ряд налоговых  и таможенных льгот, предусмотренных  как для венгерских, так и для  иностранных инвесторов:

  • освобождение от местных налогов на срок 10 лет;
  • освобождение (на 50 - 100%) от таможенных пошлин на ввоз импортного производственного оборудования;
  • освобождение от налога на общества, если прибыль реинвестируется в развитие производства и увеличение числа занятых;
  • сокращение платы за коммунальные услуги или предоставление по ним рассрочки.

Благодаря созданию промышленных парков в Венгрии  начался процесс ускоренного  развития южных и восточных районов  страны и подтягивания их до общего уровня. В настоящее время на эти  районы приходится одна треть существующих промышленных парков.

Значительная  роль в подъеме экономики страны отводится промышленным паркам, создаваемым  на базе венгерских научно-исследовательских  центров, что создает благоприятные  перспективы для развития университетских  городов (Будапешта, Эгера, Мишкольца, Дьера, Дебрецена и др.) и их окрестностей.

Промышленные  парки становятся сегодня движущей силой венгерской экономики, обеспечивая 16% всего промышленного производства страны. В будущем они могут  стать одной из важных форм развития сети субпоставщиков для западных фирм. Кроме того, с завершением приватизации они могут превратиться также  в целевые объекты для зарубежного  капитала и, по мнению экономистов, привлечь иностранные инвестиции в размере 3,5 - 4 млрд. долл.

С целью  стимулирования отсталых в экономическом  отношении районов с высоким  уровнем безработицы в Венгрии  создаютсяпредпринимательские зоны. Первой реально функционирующей предпринимательской  зоной из 11 зарегистрированных является Захоньская предпринимательская зона, которая имеет во многом экспериментальный  характер, в силу чего правительство  ВР уделяет ей особое внимание. Венгерским законодательством для стимулирования капиталовложений в предпринимательских  зонах предусмотрены значительные инвестиционные и региональные льготы. Кроме того, инвесторы могут принять  участие в различных конкурсах  с целью получения поддержки  из государственных или общественных фондов развития.

В Венгрии  используется и такая форма, как  свободные таможенные территории торгового (складского) типаОднако по ряду причин, отчасти под давлением извне, их число сокращается: если в 1995 г. их насчитывалось около 90, то в 2000 г. - уже не более 10. Эти территории, откуда товары вывозятся за рубеж без дополнительной обработки, располагаются в основном в районах речных портов и аэропортов.[12]

Хорошие результаты дала в Венгрии такая  форма привлечения иностранного капитала, как свободные таможенные территории промышленного типа. В  Венгерской Республике статус свободной  таможенной территории этого типа, при условии выполнения ряда простых  таможенных предписаний (огороженная  охраняемая промышленная территория установленной  величины, имеющая таможенно-пропускной пункт), может получить практически  любое иностранное предприятие  или даже цех. Число таких свободных  таможенных территорий в Венгрии  к концу 2000 г. достигло 126, на них были размещены производства 103 предприятий, в основном - субпоставщиков ТНК.

В последние  годы объемы производства этих предприятий  увеличиваются примерно на 50 % в год. Экономический рост в стране, начавшийся с 1997 г., во многом связан с успешным развитием производства именно на свободных  таможенных территориях, где разместили свои производства такие всемирно известные  корпорации, как "Sony", "Nokia", "IBM", "Phillips", "TDK", "GeneralMotors", "Opel", "Audi", "Ford". Привлекательность  свободных таможенных территорий промышленного  типа для иностранных инвесторов объясняется тем, что здесь не взимаются таможенная пошлина и НДС за ввоз оборудования, а также предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, НДС, потребительского налога и экологического налога за используемые в производственном процессе сырье, узлы и детали.

В настоящее  время на свободные таможенные территории приходится выпуск 25% валовой промышленной продукции Венгрии и почти 70% экспорта промышленных товаров. В последние  годы предприятия, расположенные на свободных таможенных территориях, играют важную роль в формировании внешней торговли страны: в 1999 - 2000 гг. их доля в общем экспорте Венгрии  превысила 43%, а в импорте - 30%, при  этом сальдо внешнеторгового баланса  рассматриваемых территорий является постоянно положительным. Около 90% экспорта свободных таможенных территорий и 3/4 импорта ориентированы на страны ЕС.

Промышленные  предприятия, созданные на свободных  территориях (в основном новые производства, построенные «под ключ»), принесли в  страну высокую технологическую  культуру. В то же время возросло и использование венгерских подрядных  работ и услуг (проектировщиков, строителей), а также сырья и  материалов венгерского производства, чему способствует возможность без  особого разрешения вывозить сырье  и материалы со свободных таможенных территорий для переработки на венгерских предприятиях. В результате доля венгерского  труда и материалов в общей  стоимости продукции, произведенной  предприятиями на свободной таможенной территории промышленного типа, достигает 1/З.

Пример  Венгрии – это пример наиболее эффективной организации СЭЗ. Благодаря  продуманной политике правительства  в отношении СЭЗ экономика  Венгрии получила огромную подпитку в виде иностранного капитала, были активизированы до этого не использованные ресурсы, улучшилось благосостояние населения, предприятия начали работать на полную мощность, многие крупные ТНК предпочли  Венгрию для места базирования  своего производства. Все это, несомненно, улучшило инвестиционный имидж страны и в 2001 гг. Венгрия привлекла USD2,4 млрд.

СЭЗ в Польше

В 1989 г. в Польше произошло изменение  хозяйственной системы. Возникла необходимость  радикальной экономической трансформации, отвечающей потребностям общества. Внедрение  принципов рыночной экономики выявило  размер скрытой безработицы, характерной  для предыдущего периода. Многие предприятия, являвшиеся важными работодателями в своих регионах, оказались банкротами. Необходимость закрытия ключевых, с  точки зрения обеспечения занятости, предприятий вынудило правительство  активизировать экономическую жизнь  и начать создавать новые рабочие  места.

Важную  роль в процессе изменений могли  сыграть СЭЗ, которые государство  имело возможность создавать  с целью хозяйственной активизации  отдельных регионов, нуждающихся  в реструктуризации с помощью  не только отечественных институтов и финансов, но и внешних стратегических инвесторов, особенно их капитала и  технологий. Именно так и поступило  польское правительство, предложив  иностранным инвесторам вложить  свой капитал в экономику Польши посредствам СЭЗ.

К основным целям функционирования относятся:

  • развитие определенных сфер хозяйственной деятельности;
  • создание новых рабочих мест;
  • развитие новых технических и технологических решений и их использование в народном хозяйстве;
  • развитие экспорта;
  • использование имеющегося промышленного имущества и хозяйственной инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособности производимых товаров и продаваемых услуг;
  • введение в оборот неиспользованных природных ресурсов при сохранении принципов экологического равновесия. [9, ст. 79]

Особенностью  польских СЭЗ было то, что, зачастую, право стать резидентом СЭЗ предоставлялось  на определенных условиях, таких как: coздание oпpеделеннoгoчиcла pабoчиxмеcт, дoлгocpoчный xаpактеpа пpoизвoдcтва, дocтижение oпpеделеннoгoуpoвня  дoxoдoв oт пpoдажи в целoм или  тoлькooт экcпopта и др.

Ocнoвные  льгoты для инвеcтopoв в польских  СЭЗ были: пoлнoе ocвoбoждение oт  уплаты налoгoв на cpoк, pавный пoлoвине  пеpиoда, указаннoгoкак cpoк дейcтвия  зoны; налoгoвая льгoта в 50% вoвpемя  втopoгoпеpиoда; зачет инвеcтициoнныxpаcxoдoв,  не oxваченныxиными льгoтами, в cтoимocть  пoлучения дoxoда; упpoщенные пpoцедуpы  пpoдажи coбcтвеннocти и вcтупления  в пpава наcледия; ocвoбoждение на 10 лет oт уплаты налoга на coбcтвеннocть. Кроме того, каждая СЭЗ предлагает  дополнительные льготы, которые  были направлены на привлечение  определенных инвесторов.[16]

Функционирование  СЭЗ в Польше никак, кроме как  удачным назвать нельзя. Так, первая СЭЗ Польши Евро-Парк «Мелец» (созданная 5 сентября 1995 г. на период 20 лет), только за первых 6 лет своего существования  привлекла более 445 млн. долл., а количество вновьсозданных рабочих мест – 8020.

Из  таблицы видно, что сумма инвестиций составляет 2 млрд. 258 млн. долл., что  просто гигантская цифра по сравнению  с инвестициями в СЭЗ нашей  страны. Кроме того, СЭЗ создали  более 35,5 тыс. рабочих мест.

Первое  место среди СЭЗ Польши, с точки  зрения количества выданных разрешений, размера реализованных инвестиций (Табл. 1.), создания новых рабочих мест занимает Катовицкая СЭЗ¸ созданная на 20 лет.

Итак, важно отметить, что ведение бизнеса  в польских СЭЗ доказало свою большую  прибыльность для инвесторов. Тем  не менее, поскольку разные СЭЗ предлагают разные конкретные условия деятельности, детальное знание постановлений, относящихся  к каждой СЭЗ в отдельности, и  внимательный подход к налоговой  теме являются необходимыми условиями  для получения налоговых льгот  и их использования. кроме того, даже если в будущем налоговые льготы будут сокращены, специальные экономические  зоны в Польше будут и впредь привлекать иностранных инвесторов благодаря  разнообразным формам государственной  поддержки.

2.2. Особенности становления  и развития свободных  экономических зон  в Республике Беларусь

В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался  лишь декабре 1996 года, когда были выделены средства и начала формироваться  администрация СЭЗ “Брест”. Создание СЭЗ рассматривается в нашей  республике как важное звено в  реализации принципов открытой экономики  государства. Их функционирование связывается  с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Вряд ли можно говорить о неких устоявшихся тенденциях функционирования СЭЗ в Беларуси по прошествии столь короткого периода. Но все же.

В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен международный опыт организации и развития этих территориальных  образований с особым налоговым  и таможенным режимом, а также  совместные разработки отечественных  и зарубежных специалистов. В этой работе самое активное участие принимали  немецкие и китайские практики.[13]

Правовые  и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены  Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических  зонах на территории Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических  зонах" с последующими изменениями  и дополнениями.

В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории республики с точно определенными  границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более  благоприятные, чем обычные, условия  осуществления предпринимательской  и иной хозяйственной деятельности. Резидентом СЭЗ признается зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое  лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей  деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться  Законом, положением о СЭЗ, другими  нормативными актами, а также договором  с администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст. 6. Закона резидентСЭЗ  также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью  за пределами СЭЗ.

Решение о создании СЭЗ принимается Президентом  Республики Беларусь на основе предложения  Совета Министров. Президент также  вправе продлить срок действия СЭЗ  либо принять решение о досрочной  ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экономическим  и другим государственным интересам  Республики Беларусь.

Информация о работе Особенности функционирования свободных экономических зон