Особенности функционирования реального рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА
ТОВАРОВ И УСЛУГ. 5
Понятие рынка товаров и услуг. 5
Рыночный механизм потребительского рынка. 16
Равновесие реального рынка: модель IS. 20
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
РЕАЛЬНОГО РЫНКА РТ. 27
2.1. Динамика поведенческих коэффициентов в РТ 27
2.2. Анализ инвестиционной активности в РТ 31
2.3. Построение модели равновесного состояния реального
рынка РТ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (готовая.).docx

— 130.41 Кб (Скачать)

Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют  частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам  другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.

Возможна и более сложная  конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата  процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости  имущественных прав частного инвестора  в стране должника (например, представление  прав на разработку собственных ресурсов).

Даваемый в законодательных  актах и в международных договорах  перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные  права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации  или любые другие формы участия  в товариществах, предприятиях, в  том числе и в совместных; право  требования по денежным средствам, которые  вкладываются для создания экономических  ценностей, или услугам, имеющим  экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

По срокам размещения заграничные  капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К последним относят вложения более чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся  все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных  инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты).

По характеру использования  зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Ссудные инвестиции означают, предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме  процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных  и вложения из частных источников.

Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с  получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские  капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право  непосредственного распоряжения над  заграничной компанией. Являются вложением  капитала во имя получения долгосрочного  интереса. По определению МВФ, прямыми  иностранные инвестиции являются в  том случае, когда иностранный  собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее 10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии- 50%.

Прямые инвестиции делятся  на две группы:

  1. Трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
  2. Транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для  прямых инвестиций:

  • при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
  • большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
  • более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

  • организация новых предприятий;
  • скупка или поглощение уже существующих компаний.

«Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для  прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы  инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные  корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

  • из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;
  • по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

Повышение роли портфельных  инвестиций в последнее десятилетие  связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию  масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Прочие инвестиции - группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и  банковские депозиты.

Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие  формы инвестиций важнее с точки  зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые  выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.

Россия находится также  на первом месте по вложенным прямым инвестициям в Республику Таджикистан. За период с 2005 по 2010 гг. компании РФ внесли прямых инвестиций в РТ на общую  сумму более 380 млн. долларов США. Всего  же за период после развала Союза  с 1992 г. по 2010 г. по данным Агентства  по статистике Российская Федерация  инвестировала более 766 млн. долларов США в виде прямых инвестиций в  Таджикистан.

Основными сферами для  российских инвестиций в РТ являются энергетика, строительство, горнорудная  промышленность, телекоммуникации и  транспорт. Самым крупным инвестиционным проектом со стороны России пока является гидроэлектростанция «Сангтуда-1» с российскими инвестициями в размере 600 млн. долларов.

Другим крупным российским проектом стало строительство здания гостиничного комплекса компанией  «Созидание», который был передан  в управление американской компании «HYATT»

В области нефтегазодобычи  российская компания «Газпром Зарубежнефтегаз» ведет интенсивную разведку на выделенных участках с планами инвестирования сотни млн. долларов США. Компания «Газпромнефть» инвестировала в Таджикистан  более 40 млн. долларов США и на сегодня  поставляет более 60% от общего объема нефтепродуктов.

Телекоммуникационные компании «Билайн» и «Мегафон» инвестировали  несколько десятков млн. долларов и  достаточно успешно работают в РТ с 2005 года.

Немного более тусклыми выглядят данные по инвестиционной деятельности Китая в Таджикистане, хотя в области  предоставления долгосрочных кредитов Таджикистану в долларовом эквиваленте  Китай находится на первом месте.

За 2007- 2010 гг. китайские компании вложили в Таджикистан прямых инвестиций (FDI) на сумму немногим более 110 млн. долларов США. А цифра за 9 месяцев 2010 года составляет около 25 млн. долларов США.

Всего же за период установления дипломатических отношений с  января 1992 г. по 2010 г. по данным Агентства  по статистике китайские компании вложили  чуть более 138 млн. долларов США прямых инвестиций в Таджикистан.

Данные показатели говорят  о том, что на данном этапе не в  интересах Китая и Таджикистана вложения в виде прямых инвестиций в Таджикистан, а Китай и возможно правительство Таджикистана предпочитает работать в сфере предоставления долгосрочных кредитов Таджикистану, путем подписания соглашений на уровне правительств двух государств. Таким  образом, это намного более безопасный механизм для Китая, но никак не для  Таджикистана, потому как говорится  в пословице «Беру чужие деньги и на время, а отдавать придется свои и навсегда».

Основными сферами вложения китайских кредитных ресурсов в  Таджикистане являются строительство  автомобильных дорог, тоннелей, энергетических объектов и линий электропередач.

В плане прямых инвестиций Китай больше всего интересует горнодобывающая  промышленность (золото, серебро и  другие металлы).

Таким образом, даже китайские  предприниматели понимают, что еще  не время для инвестиций, а Таджикистан  будучи партнером Китая в Центральной  Азии все же занимает 139-ое место  в отчете Всемирного Банка по Doing Business. Здесь необходимо отметить, что  система сбора информации постоянно совершенствуется, что оставляет за собой места для некоторых неточностей в докладе.

В сфере долгосрочных кредитов КНР находится на лидирующих позициях в Таджикистане. Так с 2006 года Таджикистан  получил более 600 млн. долларов китайских  кредитов, а в 2009-2010 гг. правительство  Таджикистана ведет интенсивные  переговоры по привлечению еще 1 млрд. долларов США из Китая, которые Таджикистану придется рано или поздно возвращать.

Тут хотелось бы отметить, что  такое направление является достаточно рискованным. Превышение долговых кредитов над прямыми иностранными инвестициями выльется в процесс дальнейшей стратегии правительства Таджикистана возможного постепенного увеличения налоговой базы, и без того уже достаточно обременительной для компаний Таджикистана, но необходимой для обслуживания и выплаты кредитов Китаю.

В заявлении постоянного  представителя Международного валютного  фонда (МВФ) в Таджикистане Арии Айзен  прозвучала достаточно серьезная оценка того, что внешний долг Таджикистана в 2011 году может достичь 60% ВВП. В  то время как по данным министерства финансов Таджикистана, объем внешнего долга республики на данный момент составляет около 1,8 млрд. долларов США (32% к ВВП), а к 2013 году составит не более 36% ВВП республики, и в суммарном выражении он достигнет не более 2 млрд. долларов США.

Есть также и другая сторона вопроса – Таджикистан  пока еще не готов «переваривать» крупные инвестиции. В частности, на одной из встреч с отечественными предпринимателями представители  китайских финансовых кругов отметили, что могут вложить до 3 млрд. долларов в Таджикистан, но при этом коммерческие условия, которые ставят китайцы, пока не приемлемы для таджикских бизнесменов, и самое главное, необходимо время  и знания для ведения серьезных  переговоров.

Иранские бизнесмены рассматривают  Таджикистан, как страну с достаточно высокими инвестиционными рисками. Это также касается вопросов налогообложения, высоких тарифов и таможенных сборов.

Самым крупным проектом Ирана  в Таджикистане можно назвать  проект строительства гидроэлектростанции  «Сангтуда-2», в который Иран по разным оценкам инвестировал 180 млн. долларов США.

Другим примером иранских вложений может служить тоннель  «Истиклол» на Анзобском перевале, в который было вложено около 39 млн. долларов в виде кредитов и  грантов со стороны Ирана. Однако существуют проблемы с его эксплуатацией, так как до сих пор не завершены  все необходимые строительные работы.

Для иранских компаний существует определенный интерес по созданию совместных предприятий в Таджикистане по производству ковров, добыче драгоценных металлов, переработке сельхозпродукции.

Таким образом, экономические, торговые и инвестиционные отношения  между двумя персоязычными государствами  можно охарактеризовать как находящиеся  в поиске взаимных компромиссов.

Динамика инвестиционной деятельности США в Таджикистане показывает, что американские компании не заинтересованы в прямых инвестициях  в Таджикистан. Таджикистан не является привлекательной страной для западного капитала в области прямых инвестиций.

Информация о работе Особенности функционирования реального рынка