Особенности функционирования реального рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА
ТОВАРОВ И УСЛУГ. 5
Понятие рынка товаров и услуг. 5
Рыночный механизм потребительского рынка. 16
Равновесие реального рынка: модель IS. 20
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
РЕАЛЬНОГО РЫНКА РТ. 27
2.1. Динамика поведенческих коэффициентов в РТ 27
2.2. Анализ инвестиционной активности в РТ 31
2.3. Построение модели равновесного состояния реального
рынка РТ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (готовая.).docx

— 130.41 Кб (Скачать)

Второй закон – закон  приоритетности предложения – гласит: предложение определяет спрос. Если первый закон отвечает на вопрос, почему и при каких условиях осуществляется обмен, то второй рассматривает движущие силы этого обмена, координацию и  субординацию элементов рынка. Он устанавливает  приоритетность предложения по отношению  к спросу. Поэтому продажа важнее купли, ибо товар получает общественное признание, и при этом возмещаются  издержки его производства и обращения.

Из закона приоритетности предложения вытекает два следствия. Первое обусловливает наличие в продаже широкого ассортимента товаров, которые самой своей широтой активно воздействуют на спрос, на покупателя, в ненавязчивой, как бы в завуалированной форме побуждают его к покупке.

Проявление второго следствия  закона приоритетности предложения  ведет к ограничению ассортимента товаров. В этих условиях покупатель покупает лишь то, что имеется в  продаже, и по тем ценам, которые  диктует и устанавливает монополизированный рынок. На практике второе следствие  проявляется как принудительная покупка товаров.

Третий закон – закон  постоянного выравнивания постоянно  возникающих неравенств в соотношении  спроса и предложения – отвечает на вопрос, каким образом развиваются элементы рынка и что делать, чтобы обеспечивать надлежащий обмен. Он определяет сущность действий участников рынка и требует постоянно выравнивать постоянно возникающие неравенства в соотношении спроса и предложения. Для этого следует:

1) обеспечить подвижность  капиталовложений, что значит прежде всего вкладывать прибыль в новые производства и в расширение производства тех товаров, которых нет или их недостает на рынке. Необходимо закрывать или перепрофилировать убыточные предприятия, годами вырабатывающие одну и ту же продукцию, которая пользуется ограниченным спросом;

2) снимать препятствия  для перемещения рабочих из  одной сферы производства в  другую или из одного центра  производства данной местности  в другой;

3) развивать кредитную  систему, которая концентрирует  распыленную массу свободных  денежных средств и оперативно  наделяет ими тех, кто способен  решать вопросы развития производства  товаров;

4) способствовать разделению  труда и его специализации,  то есть обеспечивать внедрение  достижений научно-технического  прогресса;

5) обеспечивать и постоянно  поддерживать стабильное денежное  обращение со свободно конвертируемой  валютой;

6) оперативно менять цену  товара, так как существует обратная  зависимость между ценой товара  и величиной спроса на этот товар, ибо в каждый конкретный момент времени рынок пребывает в состоянии так называемого динамического равновесия. Это означает, что если по состоянию на определенную дату на рынке имеется определенное количество товаров – «Р», которому противостоит некоторая платежеспособная потребность покупателей (спрос) на сумму – «S» руб., то сбалансировать предложение товаров со спросом может лишь одна-единственная цена, равная – S/P. Эта цена и устанавливается на рынке в конечном итоге. В реальной действительности под воздействием самых различных экономических факторов соотношение S/P в каждый последующий момент отклоняется от предыдущей цены динамического равновесия. Графически положение, характеризующее проявления цены товара при динамическом равновесии элементов рынка, представлено на рисунке 1.1.

Точка О отражает состояние динамического равновесия рынка, то есть тот уровень цены, при котором достигается соответствие спроса (S) и предложения (Р). Облачко точек отражает фактические цены, которые не совпадают с ценой динамического равновесия рынка из-за воздействия на спрос и предложение различных факторов.

 

 

Рисунок.1.1. - Динамика взаимодействия спроса и предложения.

 

Чтобы учесть изменения в  соотношении спроса и предложения, на практике используется индексный  метод. Индекс спроса (Is) характеризует отношение продажи (R) товаров в различных предприятиях оптовой и розничной торговли к их покупке или поступлению (T) в эти предприятия, то есть Is = R/T.1

Оптимальное значение индекса  спроса (Is), если созданы и обновляются оптимальные товарные запасы, и цена товаров соответствует цене динамического равновесия рынка, равно 1 или близко к ней. Отклонение индекса от оптимальной величины сигнализирует об изменениях в соотношении спроса и предложения, требует принятия мер по их сбалансированию. Если значение индекса меньше единицы, это значит, что идет необоснованное накопление товарных запасов, если превышает ее, следовательно, запасы товаров снижаются, спрос превышает предложение.

Индексы спроса, если рассматривать  их во времени, располагаются в виде синусоиды вокруг некоторой идеальной  линии, отражающей динамическое равновесие спроса и предложения (рисунок 1.2).

 

 

Рисунок. 1.2. - Динамика индекса  спроса.

Индексы спроса следует рассчитывать для различных рынков: региональных, отраслевых, для отдельных предприятий  промышленности, оптовой и розничной  торговли, товарных групп и товаров. Особенно важны они при анализе  соотношения спроса и предложения  для предприятий оптовой торговли. Это обусловлено тем, что первоначальные колебания спроса сложно установить в предприятиях розничной торговли, так как в них не создаются  значительные товарные запасы, и их изменение может быть вызвано  не изменением спроса, а случайными причинами. Например, нарушением графика  завоза товаров.2

 

1.2. Рыночный механизм потребительского рынка

 

Изучение  факторов, влияющих на величину потребительских  расходов, дает возможность вывести  функцию потребления.

Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках:

  • уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако
  • в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода,  но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения: Yd = С + S,то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».

Предельная склонность к  потреблению  (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу и рассчитывается по формуле:

 

,  (1)

 

где  mpc – предельная склонность к потреблению,

ΔC – совокупное потребление,

ΔY – совокупный доход.

Очевидно, что     0<mpc<1.

Предельная склонность к  сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает,  на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:

 

, (2) 

где  mps – предельная склонность к сбережению,

ΔS – совокупное сбережение,

ΔY – совокупный доход.

Очевидно, что   (0<mps<1)

Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:                                                               (3)

  • часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением –С

Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:

, (4)

На рисунке представлен  график функции потребления Кейнса:


 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – График функции  потребления Кейнса.

 

Тангенс угла наклона функции  потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном  периоде является постоянной величиной  и определяется национальными особенностями  страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может  быть обусловлен изменением величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вверх.

Функция сбережений Кейнса имеет вид:

 

          

,   (5)

 

В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента

По графику функции  сбережений, представленному на рисунке  тангенс угла наклона функции  сбережений  равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем  наклон функции сбережений  больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вниз.

Из функции потребления  Кейнса следовало, что по мере роста  дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет. Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал средней склонностью к потреблению (average propensity to consume – apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) – средней склонностью к сбережению (average propensity to save – aps):

(0<apc< 1); (0<aps< 1). (6)

Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1:

. (7)

 

1.3.Равновесие реального рынка: модель IS

 

Модель IS представляет собой  модель совместного равновесия товарного  рынка. Она является моделью кейнсианского  типа (demand-side), описывает экономику  в краткосрочном периоде и  служит основой современной теории совокупного спроса.

Модель IS получила свое название от аббревиатуры Investment-Savings (инвестиции-сбережения), что связано с отражением равновесия на рынках заемных средств, а также товаров и услуг, которые достигаются одновременно.

Модель IS представляет собой  формализованное отражение всех возможных состояний равновесия на рынке товаров и услуг (рынке  заемных средств), т.е. описывает  связь равновесных уровней дохода (выпуска) и ставки процента. Эта  связь может быть объяснена несколькими  альтернативными способами.

В закрытой экономике рынок  товаров и услуг может быть описан основным тождеством национальных счетов (8), функцией потребления, зависящей  от располагаемого дохода Yd = (Y - Т) (с  постоянной предельной склонностью  к потреблению МРС) (9), функцией инвестиций (10) и заданной фискальной политикой  государства(11)—(12).

                            Y=C+I+C,         (8)

                              C=f(Y-T),    0<MPS<1, (9)

                             I=I(r), (10)

                            G=Ğ, (11)

T=Ť, (12)

Это описание в отличие  от предложенного ранее допускаем  изменение в совокупном доходе (выпуске) Y в связи с изменениями совокупного  спроса. Поэтому решением системы  уравнений (8)—(12) является множество  комбинаций уровня выпуска Y и реальной ставки процента r, при которых достигается равновесие на рынке товаров и услуг. Это множество и описывается моделью IS.

В связи с тем, что равновесие на рынке товаров и услуг автоматически  предполагает и равновесие на рынке  заемных средств (и наоборот), при  описании краткосрочного макроэкономического  равновесия достаточно рассматривать  только один из рынков. Поэтому проинтерпретируем  связь между равновесным доходом  и равновесной ставкой процента (модель IS) различными способами.

В терминах рынка заемных  средств равновесие на рынке товаров  и услуг достигается при совпадении объемов национальных сбережений и  валовых инвестиций:

 

SНАЦ=I(r),                                                         (13)

Как следует из (8) и (9), национальные сбережения в отличие от классической модели изменяются вместе с изменением дохода:

 

                                             S=Y-f(Y-T)-G=S(Y) (14)

Рост дохода на дельта Y увеличивает  сбережения на:

 

                                             ΔS=(1-MPC)ΔY>0, (15)

 

Отсюда возрастание дохода приводит к падению ставки процента на рынке заемных средств. Значит, чтобы на рынке товаров и услуг  сохранялось равновесие, более высокому уровню выпуска должна соответствовать  более низкая ставка процента. Таким образом, зависимость r = r( Y) отрицательна. 3

Поскольку  величина планируемых  автономных расходов зависит от ставки процента, а общий уровень реального  выпуска и реального дохода зависит  от величины автономных планируемых  расходов, то если объединить вместе эти  зависимости,  можно придти к выводу, что реальный доход должен зависеть от ставки процента. Изобразив это  соотношение графически, мы получим  кривую IS. Выведем график кривой IS.

На рисунке 1.3 кривая IS выводится из принципа равенства инъекций (инвестиций) и изъятий (сбережений) (что является условием равновесия товарного рынка), который следует из основного макроэкономического тождества:

Информация о работе Особенности функционирования реального рынка