Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение теоретических основ финансового контроля и путей его развития в условиях рыночной экономики.
Задачи курсовой работы: рассмотреть экономическую сущность финансового контроля; описать виды финансового контроля; дать оценку эффективности финансового контроля; определить преимущества и недостатки финансового контроля.
Введение …………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты финансового контроля…………………………….7
1.1 Этапы становления финансового контроля…………………………….......7
1.2 Cодержание, значение, виды, формы, функции, методы, принципы финансового контроля…………………………………………………………..14
2 Особенности финансового контроля на современном этапе на примере Республики Беларусь…………………………………………………………….23
3 Развитие финансового контроля в условиях рыночной экономики………..31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
Проводимые различными субъектами финансовой деятельности операции (Финансовая операция - деяния субъектов права со средствами независимо от формы и способа их осуществления, направленные на возникновение, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, а равно удостоверение или регистрация таких деяний. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201)) подергаются особому финансовому контролю ( Финансовая операция, подлежащая особому контролю, - финансовая операция, которая с учетом ее суммы, других условий и иных фактических данных подлежит регистрации в соответствии с настоящим Законом. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201)).
Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в той или иной области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О Кабинете Министров Республики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда РБ и его расходованием.
В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997г. – КГК. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров, Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти и управления в пределах своей компетенции.
Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК. Конституция РБ указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В
системе Министерства финансов исключительно
контрольными функциями занимается
Главное контрольно-
К
специализированным органам государственного
финансового контроля относится
Государственный налоговый
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью.
Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе президента « О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок ( ревизий ) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»
Современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)
Аудиторы оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности.
Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.
Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии бюджетных учреждений – раз в два года.
В целях исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший контрольный орган государства.
Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место проведения, исполнители ( ревизоры).
К
ревизорам предъявляются
Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов; применять все методы документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.
Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемами контроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительность при реализации материалов ревизии.
В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
Правила
определяют аудиторскую деятельность
как предпринимательскую
Аудиторская проверка в полном объёме может проводиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки.
Аудиторская
проверка - необходимый элемент
Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами. Например, в Законе о банках и банковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Национальным банком Беларуси, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона об иностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда. Поручение о проведении аудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.