Особенности финансового контроля в рыночной экономике и основные направления развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретических основ финансового контроля и путей его развития в условиях рыночной экономики.
Задачи курсовой работы: рассмотреть экономическую сущность финансового контроля; описать виды финансового контроля; дать оценку эффективности финансового контроля; определить преимущества и недостатки финансового контроля.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты финансового контроля…………………………….7
1.1 Этапы становления финансового контроля…………………………….......7
1.2 Cодержание, значение, виды, формы, функции, методы, принципы финансового контроля…………………………………………………………..14
2 Особенности финансового контроля на современном этапе на примере Республики Беларусь…………………………………………………………….23
3 Развитие финансового контроля в условиях рыночной экономики………..31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

  Формы финансового контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.

  Финансовый  контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

  Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.[9]

  Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

  Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.

   Финансовый  контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые  принято обозначать понятием «методы».

   Методы  финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.

   К основным методам относятся:

   1) наблюдение

   2) проверка

   3) обследование

   4) анализ

   5) ревизия

   1) Наблюдение- это направленное на  общее ознакомление с состоянием  финансовой деятельности объекты  контроля действия.

   2) Проверка – это исследование  отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.

   3) Обследование – производится  в отношении отдельных сторон  финансовой деятельности. При этом  используют анкетирование и опрос.

   4) Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.

   5) Ревизия – детальное исследование  финансово-хозяйственной деятельности  проверяемого субъекта с целью  выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.

   Ревизии подразделяются на несколько видов:

   1) по содержанию ( доказательные и  фактические)

   2) по способу назначения ( плановые  и внеплановые)

   3) по степени охвата данных ( сплошные  и выборочные)

   4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)

   Проверки  и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.

   Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные  проверки.

   Формальная  проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

   Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается  достоверность расходования и оприходования  материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой  производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.[14]

   Важным  методом установления достоверности  финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

   Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.

   Аналитико-нормативная  проверка заключается в сопоставлении  учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

   Тематическая  ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

   Комплексная ревизия включает все участки  и широкий круг вопросов. Она позволяет  более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.

   Практика показывает, что самым действенным методом финансового контроля является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

   Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полноты  и охвата деятельности ревизуемого  объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

   Полная  документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

   При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности.

   Про тематические и полные ревизии было сказано выше.

   Ревизии могут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумевает проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию ревизора.

   Весь  процесс документальной ревизии  можно разбить на несколько этапов:

   1. Предъявление полномочий. По прибытии  на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание ( приказ ) на проведение ревизии.

   2. Проведение инвентаризации материальных  ценностей и проверка сохранности  денежных средств.

   3. Личное ознакомление с объектом.

   4. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.

   5. Систематизация ревизионных материалов  и составление акта.

   6. Реализация материалов ревизии  на подконтрольном объекте и  информирование органа, назначившего  ревизию, о её результатах.  При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.

   7. Проверка выполнения приказа,  изданного на предприятии, об  устранении причин и условий,  приведших к нарушениям, и наказании  виновных должностных лиц.

   Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:

   - в случае продолжительной неудовлетворительной  работы предприятия, организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению;

   - по указаниям правоохранительных  органов в связи с имеющейся  у них информацией о грубых  нарушениях в финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, злоупотреблениях  должностных лиц;

   - в порядке контроля за выполнением  на ранее обревизованном объекте  решений по устранению недостатков,  приведших к нарушениям финансовой  дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Особенности финансового  контроля на современном  этапе

на  примере  Республики Беларусь

   Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

   Государственный контроль осуществляется органами государственной  власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

   Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

   Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

   Независимый финансовый контроль – это новый  вид финансового контроля. Его  осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

   Общественный  финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

Информация о работе Особенности финансового контроля в рыночной экономике и основные направления развития