Особенности банковской системы России. Инструменты денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены особенности и функции Центрального банка России, характерные черты российских коммерческих банков, инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации. Проведен анализ состояния банковской системы России Федерации, ее проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 5
1.Особенности банковской системы России. Инструменты денежно-кредитной политики 6
1.1 Центральный Банк России и его функции 6
1.2. Коммерческие банки 11
1.3 Инструменты денежно кредитной политики 16
1.3.1 Политика учетной ставки(дисконтная политика) и ставки рефенансирования 18
1.3.2 Установление минимальных резервных требований 19
1.3.3 Операции на открытом рынке 21
2.анализ Банковской системы России: состояние, проблемы, перспективы 23
2.1 Банковская система 2004 года. 23
2.2 Денежная программа на 2004 год 23
2.3 Перспективы и планы развития на 2005 год 24
2.4 Сегодняшний день российской банковской систем 27
2.5 Действующие кредитные организации на 1 октября 2005 г. 27
2.6 Основная задача банковской деятельности 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - копия.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Показатели  проекта денежной программы на 2004 год представлены в двух вариантах, составленных исходя из основных сценариев социально-экономического развитии Российской Федерации, рассмотренных выше. Вариантный прогноз платежного баланса разработан с учетом прогнозируемой динамики цен на мировых товарных рынках, объемов иностранных инвестиций, потоков частного капитала и динамики обменного курса российского рубля по отношению к доллару. Параметры денежной программы в части кредита федеральному правительству приняты с учетом проекта федерального бюджета на 2004 год, подготовленного Минфином России.

          2.3  Перспективы и планы развития на 2005 год

     В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы  экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни  населения.

Низкая  инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала   экономического роста и модернизацию структуры экономики.

     В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году, 6,0 - 7,5%  в 2006 году и 5,0 - 6,5%  в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

     В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до  запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

     В настоящее время Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

     По  мере создания необходимых условий  Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем   самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.

     В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной и последующий мониторинг ее показателей.

     Банк  России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его   распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.

     В настоящее время российская экономика  в условиях высокой волатильности  трансграничных потоков капитала в  значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.

     В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной.

     В предстоящий период по мере снижения темпов роста золотовалютных резервов Банк России будет расширять объемы рефинансирования коммерческих банков в целях регулирования денежного предложения. В этих условиях роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.

     Поставленная  в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию задача добиться создания в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны быть пред приняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году.

     Важным  этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной  власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности,  либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке.

     Устойчивость  рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.

     Достижение  фактической конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности в качестве средства международных расчетов достаточно широким кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны

сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политике в целом и денежно-кредитной политике в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.

     Зависимость российской экономики от внешнеэкономической  конъюнктуры и продолжение структурных  преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России

2.4 Сегодняшний день российской банковской систем

     Давно уже стало общим местом, что  для успешного развития реальной экономики банковская система должна быть адекватна ее задачам. Однако не вполне очевидно, что в силу уникальности экономики России (географической, структурной и т. п.) выполнения этого требования недостаточно и система на самом деле должна развиваться опережающими темпами.

     В последнее время развитие российской экономики идет вполне динамично: темп прироста ВВП за истекший год, хотя и снизился в абсолютных величинах до 6,4%, все же весьма высок по сравнению с развитыми и многими развивающимися странами. При этом банковская система в прошедшем году показала гораздо более впечатляющие темпы развития. За 11 месяцев 2006-го капитализация российской банковской системы увеличилась на 33,6% - до 8,5 трлн. руб. Собственный капитал достиг 1,2 трлн. руб., увеличившись с начала года на 27,3%, депозитная база выросла на 27,1% - до 5,1 трлн. руб., а объем выданных кредитов предприятиям и физическим лицам показал 36,5%-ный рост - до 4,9 трлн. руб.

     Кажется, что успехи в данной области неоспоримы. К сожалению, несмотря на перечисленные достижения, отечественная банковская система все еще остается слаборазвитой. Так, суммарные активы всех действующих российских кредитных организаций на 1 октября 2006 года составляли 313 млрд. долл., что приблизительно равно половине внутреннего валового продукта. Для сравнения: в ряде стран с аналогичным уровнем развития экономики они достигают 60-70% ВВП, а в некоторых случаях даже превышают этот показатель. В то же время средний размер активов российского коммерческого банка отличается от аналогичных характеристик развитых западных банков на один, а то и на два порядка. Очень низка и капитализация наших банков (кредитные учреждения вообще весьма чувствительны к этой характеристике).

2.5 Действующие кредитные организации на 1 октября 2005 г

     Всего на сегодняшний день в России действует 1259 кредитных организаций (в том  числе 1212 банков), больше половины которых  находится в Москве. Интересно, что кредитные организации, зарегистрированные в московском регионе, содержат 85% всех активов банковской системы страны .

     Степень концентрации банковской системы России очень высока: на 200 крупнейших банков приходится от 84 до 93% совокупных активов, кредитов, депозитов и средств компаний на расчетных счетах. Причина этого кроется в существовании очень крупных государственных банковских учреждений: на долю Сбербанка и Внешторгбанка приходится более 30% всех работающих банковских активов, более 60% вкладов населения и до 30-40% банковской прибыли. Тем не менее количество банков в России неуклонно снижается. После кризиса ликвидности в 2004 году ЦБ РФ принялся за активную зачистку банковского сообщества: за это время было отозвано более 30 лицензий у банков, обнаруживших несовместимые с требованиями ЦБ РФ и федерального законодательства проблемы.

     Судя  по всему, это далеко не предел: уже  давно раздается призыв сократить  количество банков практически до двух сотен. Это вряд ли произойдет в ближайшем будущем - прежде всего из-за географических особенностей страны: жесткое отсеивание банков может привести к серьезным нарушениям доступа населения и организаций к банковским услугам в целых регионах.

     В ракурсе собственности в российской банковской системе в первом приближении принято выделять четыре наиболее очевидных кластера: государственные и квазигосударственные банки (например, Сбербанк России, Внешторгбанк), банки с участием иностранного капитала (такие, как Ситибанк, Райфайзенбанк), банки в составе финансово-промышленных групп (МДМ-банк, Альфа-банк и др.) и прочие частные коммерческие банки. В последние годы наибольшую динамику развития показывают банки именно первых двух кластеров - для них характерно наличие мощных источников пополнения ресурсов. Для остальных банков существенным препятствием является довольно низкая средняя рентабельность банковского бизнеса (порядка 20%), в результате чего полученная прибыль не капитализируется, а перенаправляется в более доходные реальные проекты.

2.6 Основная задача банковской деятельности

     В России кредитование населения и  коммерческих организаций приобрело  массовый характер совсем недавно - фактически в течение последних пяти лет. Понятно, что рост этого рынка в основном обусловлен достаточно бурным развитием экономики страны и одновременно является, что интересно, его катализатором. За последние пять лет темпы роста объемов выданных кредитов намного опережали скорость роста ВВП, достигнув к сегодняшнему дню относительного уровня, характерного для банковских систем Восточной Европы.

     Не  удивительно, что объем кредитов, выданных предприятиям, более чем  в четыре раза превышает аналогичный  показатель для физических лиц. Юридические  лица используют кредиты для различных  целей: обновление или создание новых  основных производственных фондов, реконструкция или возведение помещений различного назначения, финансирование различных долгосрочных проектов.

     Наиболее  высокий спрос со стороны растущего  российского бизнеса предъявляется на долгосрочные кредитные ресурсы, что ставит кредитную деятельность в прямую зависимость от возможности привлечения пассивов требуемого качества. Российские банки используют все доступные средства для этих целей: увеличение собственного капитала, депозиты, выпуск облигаций, получение синдицированных кредитов от западных банков, привлечение ресурсов от кэптивных пенсионных фондов и страховых компаний. Несмотря на широкий спектр применяемых инструментов российская банковская система в целом ощущает нехватку длинных пассивов, необходимых для активной выдачи кредитов на долгосрочные цели.

Информация о работе Особенности банковской системы России. Инструменты денежно-кредитной политики