Основы качества, прибыльности и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

1.1 Понятие и сущность качества продукции
1.2 Основы прибыльности продукции
1.3 Роль конкурентоспособности продукции на предприятии
Общая характеристика предприятия
Анализ и оценка конкурентоспособности продукции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ

И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ..…………………………8
1.Понятие и сущность качества продукции…………………………….........8
2.Основы прибыльности продукции…………………………………….......14
3.Роль конкурентоспособности продукции на предприятии……………....18

2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА КОНКРЕТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ.……………………………………….……………………….26

2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………….....26

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции…………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........…………………………...41

Работа содержит 1 файл

Эк.анализ, курсовик.docx

— 81.94 Кб (Скачать)
 

     Для того, чтоб как можно больше осветить сущность конкурентоспособности предприятия, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.

     Конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

     “Европейский  форум по проблемам управления”  определил, что конкурентоспособность  – это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на мой взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

     Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень в этой стране

     Конкурентоспособность предприятияэто относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности [5, с. 447]. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

     - конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

     - вид производимого товара;

     - ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

     - лёгкость доступа на рынок;

     - однородность рынка;

     - конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

     - конкурентоспособность отрасли;

     - возможность технических новшеств в отрасли;

     - конкурентоспособность региона и страны.

     Сформулируем  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

     1) нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;

     2) близость предприятия к клиенту;

     3) создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;

     4) рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;

     5) демонстрация важности общих для предприятия ценностей;

     6) умение твёрдо стоять на своём;

     7) простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала;

     8) умение быть одновременно мягким и жёстким; держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

     Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение  этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

     Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками.

     На  мой взгляд, целесообразно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:

     - ценовые показатели;

     - показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

     - показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;

     - показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

     Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной  продукции. И наоборот, более высокий  уровень цены снижает ценовую  конкурентоспособность товаров, сводя  ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров. Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкретном соперничестве с другими товарами на рынке.

     Также напрямую влияет на конкурентоспособность  принимаемые на себя изготовителем  товара гарантии и ответственность  за выполнение обязательств по поставкам  в установленные сроки товаров  высокого качества и надежности.

     Организационные условия приобретения товаров производителями  обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:

     - обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;

     - доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;

     - расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

     В настоящее время покупатель предъявляет  к продавцу товара обязательные требования: сервис должен обеспечить работоспособность  товара в течение всего срока  службы. Продавец со своей стороны  всемерно способствует тому, чтобы  ожидания покупателя оправдались, и  поэтому организация сильной  сервисной службы и ее эффективное  функционирование является первоочередной заботой на рынке.

     Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:

     1) хорошо подготовленная стратегия,  определяющая наиболее оптимальный  уровень сервиса для каждого  сегмента работника;

     2) умелое использование рекламы,  доносящей до покупателя все  преимущества сервиса и гарантирующей  прочную связь клиента с покупателем;

     3) учетная система поставки запасных  частей;

     4) система правил вызова сотрудников  сервисной службы к клиенту;

     5) обучение персонала, связанное  с доведением до каждого исполнителя  стандартов обслуживания.

     Существует группа факторов конкурентной борьбы. Среди них можно выделить следующие:

     Трудовая  этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно.

     Гибкость  и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет.

     Готовность  работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики, в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом.

     Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает, в конечном счете, конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

     Открытость  внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику.

     Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства.

     Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка.

     Конкуренция - необходимое явление при условии, что предложение превышает спрос  и, как правило, возникает между  товарами, а не производителями. Различают  следующие виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, ценовая, незаконная.

     Функциональная - может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному.

     Видовая - выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.

     Предметная - как правило, между аналогичными товарами разных предприятий.

     Ценовая - наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.

     Нельзя  забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств  товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель  сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его  конкурентоспособности.

     Таким образом, рассмотрев понятие о конкурентоспособности  предприятия, можно сделать следующие  выводы:

     1) Под конкурентоспособностью понимают:

     - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;

     - способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;

Информация о работе Основы качества, прибыльности и конкурентоспособности продукции