Основы качества, прибыльности и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

1.1 Понятие и сущность качества продукции
1.2 Основы прибыльности продукции
1.3 Роль конкурентоспособности продукции на предприятии
Общая характеристика предприятия
Анализ и оценка конкурентоспособности продукции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ

И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ..…………………………8
1.Понятие и сущность качества продукции…………………………….........8
2.Основы прибыльности продукции…………………………………….......14
3.Роль конкурентоспособности продукции на предприятии……………....18

2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА КОНКРЕТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ.……………………………………….……………………….26

2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………….....26

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции…………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........…………………………...41

Работа содержит 1 файл

Эк.анализ, курсовик.docx

— 81.94 Кб (Скачать)

     4. Ресурсосберегающие показатели  характеризуют свойства продукции,  которые определяют уровень затрачиваемых  ресурсов при ее создании и  применении. Группа ресурсосберегающих  показателей включает подгруппы  технологичности и ресурсопотребления.

     Показатели  технологичности выражают особенности  состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени  для производства (добычи) продукции  и/или ее потребления (эксплуатации).

     Показатели  ресурсопотребления характеризуют  затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.

     5.Природоохранные  показатели качества продукции  характеризуют ее свойства, связанные  с воздействием на человека  и окружающую среду. Они объединяются  в две группы показателей – безопасности и экологичности. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации продукции. Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении и эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации [8, с.24]. 

     Новая стратегия в управлении качеством.

     Управлению  качеством продукции во всех странах  уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством.

     Она характеризуется рядом моментов:

     - обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

     - новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

     - вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

     - качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

     - повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

     - всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

     Все это осуществимо только тогда, когда  действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая  все подразделения и приемлемая для всего персонала.

     Всеобщий  контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и стран Западной Европы, предполагает три обязательных условия.

     1. Качество как основная стратегическая  цель деятельности признается  высшим руководством фирм. При  этом устанавливаются конкретные  задачи и выделяются средства  для их решения. Поскольку требования  к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество - это постоянно меняющаяся цель.

     2. Мероприятия по повышению качества  должны затрагивать все подразделения  без исключения. Опыт показывает, что 80--90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

     3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное  рабочее место) и повышение  мотивации персонала.

     Институт  Гэллапа США провел опрос около 700 фирм, работающих в промышленности и сфере обслуживания. Опрос показал, что руководители стали больше внимания уделять вопросам качества: 57% из них заявили, что вопросы качества предпочтительнее вопросов затрат и прибыли, однако 32% поставили прибыль на первое место. Более половины предпринимателей не верят в то, что повышение качества - один из верных и самых надежных способов уменьшить затраты. Более 70% руководителей показали незнание основ экономики руководимых ими фирм, заявив, что затраты на обеспечение качества составляют от 5 до 10% валового объема продаж, в то время как в действительности они составляют от 20 до 30%. Каждый шестой руководитель вообще ответил, что он понятия не имеет о величине затрат, обеспечивающих качество продукции.

     Только  непониманием проблемы качества можно  объяснить такие заявления руководителей, как «управление качеством продукции означает ужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает более активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемким процессом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отдел приемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукции исключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством не имеет отношения к администрации предприятия или отделу реализации».

     В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время - одна из характерных черт мирового рынка.

     Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:

     - качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;

     - планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;

     - ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.  

     1.2 Основы прибыльности продукции 

      Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них  являются показатели прибыли, которая  в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

      Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности [18, c.144].

      Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

      Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

        Во-вторых, прибыль  обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

        Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой  активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.   Она позволяет  осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его  научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем  эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.

      В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [18, с. 168].

      Многоканальное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства.  Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности  предприятие, получив финансовую самостоятельность  и независимость вправе решать на какие цели и в каких  размерах направлять прибыль, оставшуюся после  уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли  ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

     Свою  роль играют и убытки. Они высвечивают  ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

      Прибыль как главный результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  самого предприятия и государства  в целом.  Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия.

      Цель  предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  В  отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный  показатель и показывает степень  доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

      Показатели  рентабельности измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли и  дохода предприятия.  По этой причине  они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

      Основные  показатели можно объединить в следующие  группы:

- показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;

- показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

- показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

    Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия: 

    

        

       

      Данные  показатели характеризуют прибыльность продукции.  Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.  В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж).  Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции [15, с. 122]. 
 

    1. Роль  конкурентоспособности продукции на предприятии

Информация о работе Основы качества, прибыльности и конкурентоспособности продукции