Основы качества, прибыльности и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

1.1 Понятие и сущность качества продукции
1.2 Основы прибыльности продукции
1.3 Роль конкурентоспособности продукции на предприятии
Общая характеристика предприятия
Анализ и оценка конкурентоспособности продукции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ

И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ..…………………………8
1.Понятие и сущность качества продукции…………………………….........8
2.Основы прибыльности продукции…………………………………….......14
3.Роль конкурентоспособности продукции на предприятии……………....18

2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА КОНКРЕТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ.……………………………………….……………………….26

2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………….....26

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции…………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........…………………………...41

Работа содержит 1 файл

Эк.анализ, курсовик.docx

— 81.94 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

С.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ

И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ..…………………………8

    1. Понятие и сущность качества продукции…………………………….........8
    2. Основы прибыльности продукции…………………………………….......14
    3. Роль конкурентоспособности продукции на предприятии……………....18

2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА КОНКРЕТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ.……………………………………….……………………….26

2.1 Общая характеристика  предприятия…………………………………….....26

2.2 Анализ и  оценка конкурентоспособности продукции…………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........…………………………...41

 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас  огромное  количество.  Между ними существует  жесткая  конкуренция.  И  выпуск  качественной,  недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению  с  аналогами  –  главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая  фирма  стремится  сделать  все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной [1, с. 19].

      Готовая  продукция  —  конечный  продукт  производственного   процесса предприятия.

      Выпуск  конкурентоспособной  продукции  и  ее   реализация   завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет  ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам,  рабочими  и служащими, поставщиками и  возмещать  производственные  затраты.  Достижение конкурентоспособности своей продукции  и  увеличение  объема  ее  реализации является важной задачей для каждого предприятия.

      Промышленные  предприятия  не  только  производят  продукцию  в  нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую  запросам  потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту  готовой  продукции.  В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

      Предприятиям  необходимо знать области  сбыта,  потребности,  спрос  на данную продукцию, цены на  данную  продукцию,  исследование  емкости  рынка, определение доли  предприятия  в  общем  объеме  продажи  продукции  данного ассортимента,  анализ  рыночной  ситуации,  исследование   динамики   объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и  потребительских предпочтений.

      Россия  -  часть  мировой  экономики,   и   это   свершившийся   факт. Промышленность   –   основа   экономического   потенциала   страны.   Только конкурентоспособная     промышленность      в      состоянии      обеспечить конкурентоспособность  экономики страны  в целом. Промышленная   политика Правительства РФ  должна  быть  подчинена  главной  и  приоритетной  цели  - созданию   условий   для   обеспечения   конкурентоспособности    российских предприятий, а,  следовательно, конкурентоспособности  экономики  страны  в целом [11, с.121].

      Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может  объединить  людей,  независимо  от  их  политических  предпочтений  и положения в обществе.

      Результатом создания конкурентоспособной промышленности будет:

      - развитие внутреннего рынка и рост ВВП;

      - рост  экспорта  и  валютных  поступлений  в   независимости   от   состояния международных сырьевых рынков;

      - стабильные налоговые поступления в бюджет;

      - рациональное  использование  природных  ресурсов,   вследствие   обеспечения глубокой переработки сырья;

      - сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

      - занятость населения;

      - социальная и политическая стабильность;

      - заслуженное  положение   России   на   международной   арене   как   великой экономической державы.

      После  экономического  кризиса  многие   российские предприятия, выпускающие недорогую и качественную  продукцию,  обанкротились сразу, либо постепенно становились  неплатежеспособными  и  далее  не  имели средств и возможностей для выпуска конкурентоспособной продукции.

      В  настоящее  время  в  России  далеко  не  все  предприятия  способны выпускать конкурентоспособную продукцию.

      Самое главное в экономике любой  страны – это малый бизнес.  Во  многих экономически развитых странах, по словам электронных  СМИ,  доля  продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП,  доходит  до  60%.  В  этих странах на малых предприятиях работает  минимум  половина  всего  населения. Новые   предприятия   успешно   создаются   и   функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию.

      В России сейчас доля продукции, производимой  малыми  предприятиями  в годовом ВВП, не превышает 12%, а это очень мало. Возникает вопрос: почему  в России так мало  малых  предприятий?  Дело  в  том,  что  малые  предприятия составляют основу экономики любой страны. Поэтому, в  экономически  развитых странах существует четко сформированная государственная  политика  поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система  налогообложения,  а  в некоторых странах (например, в Объединенных Арабских Эмиратах) малый  бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы  оценки  качества  и конкурентоспособности продукции, единые государственные стандарты [12, с.114].

      Для развития и успешного  функционирования  малых  предприятий  России необходима  такая  же  государственная  политика,  которая  функционирует  в экономически развитых странах, Только  в  этом  случае  малый  бизнес  будет успешно  развиваться,  функционировать  и  производить   конкурентоспособную продукцию.

      Что касается крупных промышленных предприятий, то для  их  развития  и успешного функционирования тоже необходима соответствующая  государственная программа поддержки: государственное финансирование, как через кредиты,  так и через государственные  заказы,  внедрение  новых  технологий,  привлечение высококвалифицированных специалистов.

      Целью данной работы является определение  и анализ основных факторов  и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке. 
 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ КАЧЕСТВА, ПРИБЫЛЬНОСТИ И  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

    1. Понятие и сущность качества продукции
 

     Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями: уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

     Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия  в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны  развертываются главным образом  на поле качества выпускаемой продукции.

     В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую  роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков  стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий [23, с.213].

     Под качеством продукции понимают целостную совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления. Вообще, существует огромное количество определений качества продукции. Приведу еще одно из них: «Качество продукции - это определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той ли иной мере удовлетворять требуемые потребности при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение» [8, с. 12]. Качество продукции формируется на этапе разработки и обеспечивается в процессе производства, т.е. непосредственно не связано с конкретными условиями использования. Вместе с тем качество как мера полезности потребительской стоимости может быть реально оценено лишь в конкретных условиях потребления.

     Качество  продукции формируется на всех этапах жизненного цикла. Свойства продукции  выражаются показателями качества, т.е. количественными характеристиками. Отмечу также, что качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким- либо «эталоном», которым могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. Тут имеет место термин уровень качества (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции занимает потребитель, а стандарты, законы и правила  лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный  опыт, накопленный в области качества.

     То  есть, качество - это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

     Показатели  качества продукции.

     Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке  и потреблении (эксплуатации) используются показатели качества.

     1.Классификационные показатели характеризуют «принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП)». Классификационные показатели используются на начальных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества эти показатели, как правило, не участвуют.

     2.Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.

     3.Функциональные  показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность  продукции удовлетворять заданные  потребности. Они объединяют показатели  функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности.

     Показатели  функциональной пригодности характеризуют  техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции  выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Например, к ним относятся единичные  показатели - грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость, комплексные - калорийность, производительность и т.д. Показатели надежность продукции характеризуют  ее способность сохранять во времени  в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов  и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Единичным показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости, восстанавливаемости. Показатели энергомичности продукции характеризуют удобства и комфорт потребления продукции в производительных и бытовых процессах системы «человек-предмет-среда».

Информация о работе Основы качества, прибыльности и конкурентоспособности продукции