Основы экономического развития и экономического роста предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование факторов экономического развития и роста предприятия.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятия, типы и модели экономического роста предприятия;
- рассмотреть устойчивость развития предприятия;
- проанализировать классификацию факторов, повышающих эффективность деятельности предприятия;
- выявить экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятия.

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие, типы и модели экономического роста 5
1.2. Экономическое измерение устойчивого развития предприятия 10
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2.1. Классификация факторов повышения эффективности деятельности предприятия 15
2.2.Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятия 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
ЗАДАЧА 1. 27
ЗАДАЧА 2 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 50

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА вариант 5, 2010.doc

— 589.00 Кб (Скачать)

      Текущие затраты связаны с производством  и реализацией продукции. Они  занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплате труда и т.д.

      Текущие затраты возвращаются предприятию  по завершении цикла производства и  реализации продукции в составе  выручки от реализации продукции.

      Все затраты предприятия можно разделить  на две категории:

- переменные (или пропорциональные) затраты возрастают  или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы; они составляют постоянную величину в расчете на единицу продукции;

- постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не зависят от динамики объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оплата коммунальных услуг, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.; уровень постоянных затрат в расчете на единицу продукции имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства, и наоборот.

      На  практике зависимость переменных затрат от реализации выражена не так жестко, поскольку, например, при увеличении закупок сырья его поставщики могут предоставлять скидки с цены, и тогда затраты на сырье растут медленнее объема производства. В то же время постоянные затраты не зависят от реализации лишь до тех пор, пока интересы дальнейшего ее наращивания не потребуют увеличения производственных мощностей, численности работников, а также роста аппарата управления.

      Кроме того, некоторые виды расходов для  одних предприятий являются переменными, а для других - постоянными затратами, например, затраты на оплату труда: при сдельной оплате - это переменные затраты, при твердом окладе - постоянные.

      Изменяя соотношение между постоянными  и переменными затратами в  пределах возможностей предприятия, можно  регулировать величину прибыли. Финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек называется «операционным рычагом» («операционный леверидж»).

     Пример: в данной задаче (приложение 5) переменная часть расходов совпадает с суммой прямых расходов и равна 9428,3 тыс.руб. Остальные 11584,1-9428,3=2155,9 тыс.руб. не зависят от количества изделий и являются условно-постоянными.

Условно-постоянные 2922,3 тыс.руб.
условно-переменные 13829,3 тыс.руб.
 

Общая сумма  расходов при увеличении выпуска  продукции на 11% составит 13829,3+13829,3*14%+2922,3=18687,7 тыс.руб.

2. Калькулирование себестоимости и определение цен на товары и услуги

    Себестоимость продукции (работ, услуг)— стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость, по экономическому содержанию можно сгруппировать по следующим элементам:

  1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  2. затраты на оплату труда;
  3. отчисления на социальные нужды;
  4. амортизация основных фондов;
  5. прочие затраты.

      Процесс ценообразования проходит через  несколько этапов, среди которых: определение целей и задач ценообразования, оценка спроса и издержек, анализ цен и товаров конкурентов - после чего выбирается метод ценообразования и устанавливается окончательная цена.

      Предприятие устанавливает исходную цену и затем  корректирует ее с учетом различных  факторов, действующих в рыночной среде.

 

    Таблица 10

Калькуляция на условное изделие

Статьи  калькуляции Годовая программа, тыс.руб. Калькуляция на 1 усл.изд (руб) Пересчет себестоимости  по плановому выпуску на 8550 шт
сырье 3825,0 510,0 4360,5
комплектующие 6075,0 810,0 6925,5
основная  зарплата 3750,0 500,0 4275,0
дополнительная  зарплата 750,0 100,0 855,0
ЕСН 1170,0 156,0 1333,8
обяз.страхование 45,0 6,0 51,3
Итого прямых 15615,0 2082,0 17801,1
РСЭО 291,6 38,9 291,6
цеховые расходы 644,2 85,9 644,2
управленческие расходы 592,2 79,0 592,2
коммерческие  расходы 1394,3 185,9 1394,3
Итого косвенных 2922,3 389,6 2922,3
Всего 18537,3 2471,6 20723,4
 

      Из  данных таблицы 10 следует, что прямые затраты в год составят 15615 тыс. руб., прямые затраты на 1 усл. изделие составят 2082 руб., себестоимость по плановому выпуску на 8550 шт. составит 17801,1 руб. Косвенные затраты в год составят 2922,3 тыс. руб., косвенные затраты на 1 усл. изделие составят 389,6 руб., себестоимость по плановому выпуску на 8550 шт. будет равна 2922,3 руб.

      Спрос определяет максимальную цену, которую  предприятие может запросить  за свой товар, а минимальная цена определяется издержками предприятия. Предприниматель стремится назначить  на товар такую цену, чтобы она  полностью покрывала все издержки по производства, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

      Цена, устанавливаемая предприятием на производимый товар, помимо издержек производства и  фактора спроса и предложения, зависит  от платежеспособности населения, от ценовой политики и рыночной стратегии предприятия, от качества товара, дополнительных услуг и сервиса, от взаимозаменяемости товара и от его жизненного цикла.

      На  практике методика определения цены может быть с ориентацией: на издержки, на спрос, на конкуренцию.

      При ориентации на издержки («издержки плюс прибыль») методика установления цены следующая: рассчитывается полная себестоимость единицы продукции и прибавляются установленные процентные отчисления.

      Преимущество  определения цены по методу «издержки плюс прибыль» состоит в том, что собственные издержки для предприятия значительно легче определить, чем спрос. Методика их исчисления более проста и доступна. Однако этот метод имеет и недостатки. Во-первых, калькуляция издержек может включать в себя произвольный размер накладных расходов, что делает основу цены недостаточно достоверной. Во-вторых, этот метод определения цены не учитывает спрос, а поэтому имеется опасность недополучения потенциальной прибыли.

      При ценообразовании с ориентацией  на спрос проблема заключается в том, что спрос значительно труднее выразить в количественных показателях, чем издержки. Это объясняется, в частности, тем, что на спрос оказывают влияние многие факторы. Предприятию следует получить информацию хотя бы о предыдущем движении спроса, чем не иметь ничего, тем более, если она подкрепляется сравнительно точным знанием об издержках предприятия, о влиянии факторов окружающей среды на спрос. В этом случае появляется возможность составить калькуляцию цены достаточно обоснованно.

      Оценка  спроса на новый товар - дело довольно сложное, так как нет данных за предшествующие годы, необходимых для  расчета. Однако предприятие может  изучить спрос на аналогичные  или подобные товары. Для этого  используются следующие приемы оценки спроса: эксперимент, прямое интервью, статистические заключения.

      При ценообразовании с ориентацией  на конкуренцию (закрытые торги) поставщики приглашаются к участию в торгах на поставку определенных видов товаров. Их предложения (тендеры) представляются к определенному сроку в опечатанном конверте. Эти конверты вскрываются публично, и предложение с наименьшей ценой принимается. Поскольку в этом случае отсутствует возможность последующего внесения изменений в цену, то решение о назначении цены основывается на собственных затратах и на анализе возможных предложений конкурентов.

      Проблема  состоит в том, что хотя предложение  с низкой ценой и может выиграть торги, но при этом имеется риск упустить потенциальную прибыль. При этом предложение с высокой ценой  может проиграть торги, что ведет к потерям, связанным с подготовкой к участию в торгах.

      Необходимо  постоянное взаимодействие финансовой и маркетинговой служб в процессе определения цен на продукцию  и услуги.

      Дело  в том, что маркетологи обычно начинают процесс формирования цен с цен для конечных потребителей и затем двигаются назад, чтобы определить цены для участников каналов товародвижения, приемлемые издержки производства и прибыль.

      Финансисты  же начинают определение цены с издержек, добавляют к ним желаемую прибыль  и получают продажную цену. Поэтому руководство предприятия должно добиваться принятия согласованных решений по ценам, что позволит сделать их оптимальными.

Таблица 11

Определение цены условной услуги

Показатель  Значение
полная  себестоимость 2471,6
рентабельность 30%
прибыль 741,5
оптовая цена 3213,1
оптовая цена (округленная) 3213,0
НДС 518,2
отпускная цена 3397,2
Расчет  цены по плановой себестоимости с уровнем рентабельности базисного года
полная  себестоимость 2423,8
рентабельность 30%
прибыль 727,1
оптовая цена 3150,9
оптовая цена (округленная) 3151
НДС 508,0
отпускная цена 3330,0
 

      Из  данных таблицы 11 следует, что отпускная цена базисного года составит 3397,2 руб., перерасчет отпускной цены по плановой себестоимости с уровнем рентабельности базисного года составит 3330 руб., что на 67,2 руб. ниже.

3. Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности

     Финансовые  ресурсы образуются за счет целого ряда источников. По форме права  собственности различаются две  группы источников: собственные денежные средства и чужие. Источниками финансовых ресурсов являются: прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы юридических и физических лиц; кредит и займы; средства от реализации залогового свидетельства, страхового полиса и другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные взносы и т. п.).

     Система прибылей и доходов состоит из прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям (за вычетом доходов по этим операциям), балансовой (валовой) прибыли, чистой прибыли. Кроме того, прибыль делится на облагаемую налогом и не облагаемую налогом. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

     Прибыль от прочей реализации — это прибыль, полученная от реализации основных фондов и другого имущества хозяйствующего субъекта, отходов, нематериальных активов и т.п. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.

     Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним.

Таблица 12

      Определение финансовых результатов

Показатель Базовый год Плановый год
количество, усл.ед. 7500 8550
выручка-брутто 25479,2 29046,2
НДС 3886,7 4430,8
объем реализации 21592,5 24615,5
себестоимость без управленческих и коммерческих расходов 16550,8 18736,9
валовая прибыль 5041,7 5878,6
управленческие  расходы 592,2 592,2
коммерческие расходы 1394,3 1394,3
прибыль от реализации 3055,2 3892,1
прочие  расходы, в т.ч. 148,4 159,1
налог на имущество-2% 41,0 41,0
транспортный  налог-1% 1,0 1,0
услуги  банка 106,4 117,1
балансовая  прибыль 2906,8 3732,9
налог на прибыль 697,6 895,9
чистая прибыль 2209,2 2837,0
рентабельность  продукции 11,9 13,7
рентабельность  продаж 8,7 9,8
рентабельность  затрат 16,5 18,8

Информация о работе Основы экономического развития и экономического роста предприятия